Цивилизационный подход к анализу духовной жизни современного общества

Как отмечает А.Кравченко, в российской социологии цивилизационный подход сформировался в 90-е годы ХХ века в противовес формационному учению К. Маркса, которое на первое место ставит экономику и производство, но недоучитывает роль культуры и духовного начала. На сегодняшний день эволюция общества рассматривается учеными с точки зрения сформировавшегося в Западной Европе и США культурологического подхода [37].

Сторонники цивилизационного подхода акцентируют внимание не только на анализе общественного производства, но рассматривают активную роль надстроечных явлений, культуры, не обходят вниманием ценностные установки личностей, поведенческие стереотипы, складывающиеся в ходе развития отдельных наций и народов.

Многие авторы трактуют понятие «цивилизация» как:

— общее обозначение той исторической эпохи, которая приходит на смену варварству и противостоит ему как синоним общества, воплощающего научный способ производства и гуманные формы общественной жизни;

— обозначение качественной специфики, своеобразия той или иной страны, группы стран, народов на определенном этапе развития;

— конкретное, живое социальное тело, наделенное культурным своеобразием.

Цивилизация может ограничиваться рамками как национальными (китайская, индийская, русская), так и региональными (западноевропейская, скандинавская). Зарождаясь на каком-то этапе исторический эволюции, цивилизации складываются на протяжении многих столетий или тысячелетий и аккумулируют опыт и достижения многих поколений.

В современном мире существует множество цивилизаций: западноевропейская (делится на немецкую, французскую и т.д.), североамериканская, китайская, индийская, латиноамериканская, русская, африканская, арабская и другие. Каждая сложилась на разнородной формационной основе, сочетая в себе черты феодализма, капитализма, социализма и т.д. В результате количество существующих в современном мире цивилизаций превышает количество общественных формаций Маркса.

В рамках цивилизационного подхода, именуемого культурологическим оформилось множество самостоятельно существующих теорий и парадигм. В целом их можно разделить на следующие типы.

1. Динамика и смена цивилизаций. Здесь самые многочисленные циклические теории, основывающиеся на идее повторяемости «возрастных» ступеней в развитии каждой цивилизации. Все они проходят одинаковые ступени, сравнимые с возрастными ступенями человека «детство—юность—зрелость—старость». Сюда относятся парадигмы Н. Данилевского, П. Сорокина, О. Шпенглера, А. Тойнби, Д. Икэды, в которых ядром каждой цивилизации выступает духовная культура в ее неповторимости, а прогресс – духовное совершенствование людей, связанное с отказом от «обожествления» материальных ценностей и возрождением гармонии между человеком и природой. Среди отечественных исследователей исторических циклов отметим Л. Гумилева и современного ученого-историка И. Дьяконова с его концепцией восьми фаз общеисторического процесса.

2. В концепции американского социолога Ф. Фукуямы цивилизационная концепция выглядит как «конец истории», к которому ведут либеральная демократия и потребительская культура («золотой миллиард» развитых капиталистических стран), завершающие историю. Полноценная жизнь, по его мнению, продолжается лишь в странах, которые еще не достигли достаточно высокого уровня жизни. Отличие этой теории от цивилизационной цикличности заключается в идее восходящего развития – становления мировой цивилизации на основе жизненных стандартов развитых капиталистических стран.

3. Другая разновидность цивилизационных теорий – теория столкновения цивилизаций. Среди авторов, выдвинувших ее, американский политолог С. Хантингтон [66]. При анализе глобальной ситуации акцент им сделан на стабильных образованиях, которые обозначаются как цивилизации, а не только на изменчивых политических ориентациях государств. Причину мировых конфликтов он видит в принципиальных различиях цивилизаций, а не в изменчивой политике государств, представляющих их. Если ХХ век является веком столкновения идеологий, то XXI век станет веком столкновения цивилизаций. Он выделяет шесть современных цивилизаций – индуистскую, исламскую, японскую, православную, китайскую и западную, дополненные двумя другими – африканской и латиноамериканской. В прогнозе Хантингтона политическое лицо XXI века будут определять не политические идеологии и политические режимы, уходящие в прошлое, не национальность, а религиозное вероисповедание. Таким образом, сталкиваются не государства, а цивилизации.

Особую опасность для западной цивилизации составляет исламский мир, который переживает демографический бум, культурное возрождение и где отсутствует центральное государство-лидер, вокруг которого сплотились бы все страны. Другая опасность приходит из Азии (особенно Китая), объясняется она особым порядком и дисциплинированностью, позволяющим претендовать на управление не только своей страной (цивилизацией), но и всем миром. Роль России в этом цивилизационном столкновении, по Хантингтону, представляется в следующем:

— Россия рассматривается как союзник Запада в противостоянии китайской и мусульманской цивилизации;

— Западу целесообразно поощрять гегемонию России в православном мире, который лежит на границах исламской и китайской цивилизации.

4. В 70-х годах ХХ века возникает школа мир-системного анализа (Ф. Бродель, И. Валлерштайн) как критика теории модернизации, которая объединяет формационный и цивилизационный подходы и основывается на кросс-культурных исследованиях мировой истории [38].

Наши рекомендации