Единство и многообразие общественной жизни. Критерии и особенности исторического прогресса. Формационный цивилизационный и социальнокультурный подходы к анализу истории общества.

Единство общественной жизни определено един­ством биологической, социальной и духовной органи­зации человека. Труд по отношению ко всей истории человечества есть "вечное естественное условие чело­веческой жизни, и потому он... обш всем ее общест­венным формам"244. Формирующиеся в процессе тру­да общественные связи и отношения, сознание и язык явились теми общими силами, которые превратили обезьяноподобное существо в человека.

Проявления единства исторического процесса разнообразны: установление экономических и иных связей между странами, развитие товарно-денежных отношений, что стимулирует подвижность населения, консолидацию народностей, рост городов. Факторами интеграции выступают машинная техника, транспорт, наука, образование, обмен информацией и культур­ными ценностями, общее использование исторически оправдавших себя рынка, стандартов и норм демокра­тии.

Разнообразие, плюрализм базируются на признании противо­речий как источника общественного развития. Чтобы между эле­ментами общества (личностями, институтами одного уровня, на­пример, экономическими субъектами, политическими партиями и т. д.) были соревнование и борьба как источник прогресса, они должны быть автономными и равноправными. Единство и многообразие не действуют разобщенно. В от­дельном человеке заложены черты типизации и уникальности. Человек и социум как формы бытия Универсума есть единство многообразия. Единство человеческого рода, общая направлен­ность исторического процесса сочетается с сохранением само­бытности этносов, разнообразием путей развития всемирной ис-. тории, наличием возможностей исторического выбора, необхо­димостью строгого учета конкретных исторических условий дея­тельности, отказом от однолинейности.

Духовные и исторические посылки общественного прогресса.

Ход истории человечества обнаруживает, что в обществен­ном развитии имеются восхождение (прогресс), цикличность (повторение) и деструктивные процессы (регресс). Идея "про­гресса - регресса - цикличности" обусловлена историческим раз­витием общества.

Теории исторического прогресса возникли в период развития капитализма, олицетворяющего в сопоставлении с феодализмом общественный прогресс. Жан Антуан Кондорсе (1743-1794) в своем "Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума" доказывал, что общественный прогресс подчинен общим законам. Если люди знают эти законы, то они могут предвидеть и ускорить развитие общества

К. Маркс, опираясь на гегелевские принципы, подчеркивал внутреннюю противоречивость социальной эволюции, ее неод­нозначность и ритмичность, триадность, пришел к представле­нию о конечном совершенном состоянии ("царство свободы"), которое завершает социальную эволюцию ("царство необходи­мости", "предысторию"). Гегель и Маркс как классики диалек­тики, проводя идею конечного совершенства, изменяли диалек­тике*. Ведь достижение совершенного, непротиворечивого обще­ства в принципе невозможно, а историческая необходимость и свобода всегда являются единством взаимодействующих проти­воположностей (см. 15.5 ).

В настоящее время формируется подход к изучению развития сложных социальных систем, который исходит из волнооб­разного характера их эволюции, Волнообразность предпола­гает, с одной стороны, определенную направленность развития, усложнение социальной системы, а с другой - наличие сменяю­щих друг друга волн изменений.

В прошлом при всем многообразии социального развития преобладала линия прогресса. Осознание данной тенденции в каждый исторический период было затруднено многочисленны­ми фактами социальной несправедливости, войн, гибели госу­дарств и целых человеческих популяций. В настоящее время на­ряду с традицией прогрессивного понимания истории сильны позиции сторонников социального круговорота (теории локаль­ных цивилизаций) и, в связи с обострением глобальных проблем, социальной деградации и даже конца цивилизации. Мировоззрение современного человека зачастую ста­новится эклектичным, ибо перед лицом возможности общей ги­бели идет "перебор" вариантов и поиск объединяющего принци­па, который служил бы обоснованием идеи выживания. Конечно, в целом поступательное развитие общества отнюдь не исключает тенденции попятного движения. Преодоление мировоззренческо­го эклектизма в понимании прогресса и обретение смысла в ис­тории возможно на пути четкого выявления критериев общест­венного прогресса.

Наши рекомендации