Политология в системе общественных наук. Проблемы политической жизни общества, наряду с политологией, изучают и другие общественные науки: философия
Проблемы политической жизни общества, наряду с политологией, изучают и другие общественные науки: философия, история, социология, психология и т.д.
Так, философия анализирует наиболее общие вопросы политики, её место и роль в жизни общества. Философское обоснование политики служит для политологии методологической базой для анализа политических явлений и процессов.
История изучает исторический процесс развития политической жизни общества, государства, партий. А знание истории той или иной страны позволяет правильно понять особенности современной политической жизни, и не зря говорят: «История – это прошлая политика, а политика – это сегодняшняя история».
Политология тесно связана и с социологией. Так, социологические опросы дают возможность определить рейтинг популярности политических лидеров и партий, узнать мнение населения о тех или иных событиях политической жизни.
Тесно взаимосвязана политология и с психологией. Участники политической жизни руководствуются в своих действиях и поступках не только рациональными мотивами. Во многом их действия обусловлены эмоциями, чувствами, традициями. Поэтому знание психологических механизмов политического поведения представляет особый интерес для политолога.
Итак, те или иные стороны политической жизни общества изучают и другие общественные науки, но только политология даёт целостное представление о политической жизни общества, используя при этом и данные других наук.
Политология подразделяется на теоретическую и прикладную. Теоретическая политология изучает теоретические проблемы политической жизни, основные тенденции и закономерности развития политики, а прикладная анализирует конкретные политические события и даёт практические рекомендации для принятия политических решений.
Бурное развитие прикладной политологии началось с 60-х годов XX века, что обусловлено тем, что в современных условиях без научных исследований конкретных политических реалий практически невозможно принимать правильные политические решения, вести успешную борьбу за политическую власть. Так, в странах Запада существуют специальные аналитические центры, экспертные советы и другие политологические структуры, где разрабатываются конкретные рекомендации для государственных органов, политических лидеров, партий при подготовке важнейших решений по проблемам внутренней и внешней политики, а также по организации предвыборных кампаний. Политологи, занятые прикладными исследованиями, работают в качестве аналитиков, советников, экспертов, специалистов по политической рекламе, по связям с общественностью и непосредственно участвуют в принятии политических решений.
Прикладная политология получила широкое распространение и в современной России, особенно в период проведения предвыборных кампаний. При этом характерной чертой деятельности российских политтехнологов стало использование грязных избирательных технологий (подкуп избирателей, угрозы и шантаж в адрес кандидатов, публикация компромата в средствах массовой информации и т.п.). Наиболее крайним проявлением такого стиля избирательной кампании являются информационные войны. Характерным примером тому служит политическое противостояние президента Б. Ельцина и избирательного объединения «Отечество - Вся Россия» на парламентских выборах в декабре 1999 года. В качестве основного средства психологического давления на политических противников и избирателей администрация президента использовала два ведущих государственных канала (ОРТ и ВГТРК).
Одной из главных причин такой ситуации в прикладной политологии в современной России является то, что у нас практически отсутствуют профессиональные кадры политических консультантов, имиджмейкеров, аналитиков. Зато появилась большая армия самоучек, случайных людей, главная цель которых – хорошо подзаработать на этих избирательных кампаниях, не гнушаясь никакими методами. При этом грязные технологии оказываются достаточно эффективными. Это обусловлено тем, что только 1/3 избирателей в России политически грамотны, имеют устойчивые политические предпочтения и стабильно голосуют за одни и те же партии. В то же время 2/3 избирателей не имеют чётких и ясных политических предпочтений и политически неграмотны. Наш избиратель пока ещё очень доверчив. И пропагандистская кампания, политическая реклама с использованием грязных технологий приносят свои плоды. Только формирование высокой политической культуры основной массы населения и зрелого гражданского общества с устойчивыми политическими и экономическими интересами избавит нас от грязных политтехнологий.