Модификации типов политических систем

Категории

В обобщённой форме отражают наиболее существенные закономерные связи и отношения реальной действительности. Ключевая категория – полит власть. Специфика всех других категорий состоит в том, что они раскрывают различные стороны и отношения полит власти. (полит отношения, П-деятельность, П-система, П-партия и т.д.)

Политическая мысль античности.

Становление и развитие полит. мысли в Др. мире идёт параллельно с развитием гос-ва. Там где государственность достигает наиболее развитых форм, возникают и многочисл. полит. теории. Это хар-но для древней Греции. Платонсоздал целостную систему философск. идеализма, в кот. органически вписалась теория идеального государства, изложенная им в трудах ''Государство'' и ''Законы''.

согласно его замыслу, жители идеального государства, должны быть распределены на 3 сословия:

Философы, воины, трудящиеся.

Правящая власть у философов, ибо они способны при осуществлении власти руководствоваться разумно понятыми общими интересами общ-ва, так как частная собственность и семья порождает в людях эгоизм и вредят общему делу, философы д. быть лишены семьи и жить замкнутыми группами, внутри кот. все равны а имущество общее.

На воинов возлаг. приведение в жизнь реш. философов и охрана установл. порядка.

В низшем слое общества (земледельцев и ремесленников) предполагалось сохранить индивидуальную собственность.

Общей целью государства Платон провозглашал не приобретение мат. благ, а заботу о моральном совершенствовании, достигаемом благодаря развитию науки.народ для гос-ва.

Аристотель (384 - 322) исследовал полит устройство 158 известных ему государств. Результаты этого исследования изложены в труда – ''Политика''.

Здесь он в частности объяснил происхожд. гос-ва. В зависимости от цели, кот. ставят властители, Аристотель различает правильное и неправильное гос. устройство. Неправильное – это при кот. преследуются корыстные цели правителей, правильное – преследуется общее благо, незав-мо от того правит один или многие. Наилучшей формой правления Аристотель считал ту, при кот. правит больш-во, но оно д. подчиняться з-ну. Если же этого не происх., и решающее знач. имеет постановл. народного собрания, то народ легко м. стать деспотом и рано или поздно нападёт на власть демагогов и льстецов. Они управляют народом как хотят, подчиняют его своей власти. Власть народа, основ. на з-не Аристотель называл политией. Такая форма сущ. там, где велик слой зажиточн. граждан.

Пытается формулир. з-ны полит. жизни, знание кот. поможет людям в установл. прочной и справедливой власти. Он активист и верит в то, что гос-во создаётся не ради того, чтобы жить, а преимущественно чтобы жить счастливо.

Средневек. полит. мысль отходит от этого вывода, все её конкр. проявл. сосредот. вокруг вопроса о взаимоотнош. власти короля и власти папы. При этом все мыслители исходят из того, что всякая гос власть установл. богом. Отсюда и происх. термина теократия – власть Бога.

Фома Аквинский считал, что светской власти короля принадл. лишь тела людей, но не их души. Над душами властвует церковь и римский папа – наместник Христа, кот. д. подчиняться все государи. На сколько Бог выше человека, настолько всякая духовная власть церкви выше власти земного государя.

учения эпохи Возрождения и Нового времени.

. Центр. идеей духовной жизни общ-ва стан. гуманизм, кот. в отличие от господствующей религии поставил в центр своих интересов не бога, а человека с его земными запросами и потребностями.

Представители: Микола Макиавелли – классик политтеории эпохи Возр.

В это время Италия была раздробл. и подвергалась нашествию иноземных войск. Он считал, что бедствия Италии объясн. раздробл. страны. Он создал теорию гос-ва, способн. преодолеть эти бедствия. Он отверг средневек. теологич. концепцию гос-ва и противопост. концепцию светского гос-ва. Подход Макиавелли со светских, а не теологич. позиций был важным вкладом в историю политидей эпохи Возр. Лучшей формой гос-ва он считал респ., однако он был убеждён что итальянская действит-ть, т.е. непрерывная вражда требует установл. единовластия, поэтому в труде ''Государь'' он доказ. что при сильном правителе возможно создать независ. Итальянское гос-во, свободное от чужеземного иго, а для достиж. этой цели пригодны всякие, в т.ч. и аморальные ср-ва, поскольку важный з-н политики – это благополучие гос-ва. Наряду с полит. идеями, обосновавшими возникший бурж. полит. строй в Зап. Европе, появились полит. учения, авторы кот. выступали с отрицаниями этого строя. Первым это сделал Томас Мор (1478-1535). Он является основоположником методики социализма, в своём труде ''Утопия'' он критикует сущ. строй несправедливости, нерав-ва, критикует паразитизм эксплуататоров и причиной всех бед считает частную собственность, противопоставляя сущ. государству, строй выдуманного им острова Утопия. Устанавливает выборность случайных лиц, общественную собственность на средства производства, всеобщность труда и т.д.

Дальн. развит. полит. мысль получ. в Голл. и Англ., к числу наиб. выдающ. мыслит. относ. Т. Гоббс (1588-1679). Свою полит. доктрину он излож. в трудах ''О чел-ке'', ''О гражданине'', ''Левиафан''. Гоббс исходит из того, что все люди созд. равными и каждый из них имеет одинак. с др. права на всё, однако чел-к – сущ-во эгоистичное, и честолюб., поэтому в общ-ве неизбежно царит война всех против всех. И избавл. от неё происх. тогда, когда люди, движимые инстинктом самосохр. отказ. от своих прав, передавая их по договору опред. лицу или группе лиц. Последние и представл. собой гос-во, кот. и явл. гарантом мира между людьми. Чтобы успешно выполн. эту миссию, гос-во д. облад. абсол. властью, неогранич. правами, и обладат. этой верховной власти никакими з-нами с народом не связан и ответств. перед ним не несёт. Долг властителя – хорошо управл. своим народом, но отвечает он только перед совестью и разумом. И воспротивиться воле м. только в одном случае – если он обязывает убивать или запрещает защищаться от напад. врагов. Гос-во д. было выполнять не только полицейско-охранит. ф-ции, его задачи – поощрять всякого рода промыслы, силой принуждать к труду здоровых людей, а также заниматься воспитанием и просветительской деятельностью. Гос-во гарантирует подданным право делать то, что не запрещено законом.

. Политические идеи Просвещения.

Вальтер– критика феод. произвола, деспотизма, католич. церкви. Против судебного произвола. Выступал за равенство граждан перед законом, настаивал на установлении буржуазно-демократических свобод. Развивает идею прогресса человечества. На пути этого прогресса стоит невежество людей. Его полит. идеал – конституционная монархия с просвещённым монархом и его подданными. От этого монарха Вальтер ждал переустройства общества путём реформ.

Ж.Л.Монтескье–Выступает как один из основоположников географического направления в социологии. Доказывал, что климат, почва, размер территории определяют нравственный облик народа, характер законов и форму правления. Выдвигал 3 формы правления: Республику, Монархию, Деспотию. Политич. идеал – конституционная монархия. Деспотия – резко отрицательно. Выдвигает идею разделения властей на Законодат., Исполнит. и Судебную, которая призвана обосновать принцип законности. обесп. полит. свободу, сделать право истинным регулятором взаимоотношений между гос-вом и гражданином. В разделении властей видел гарантию безопасности граждан от беззакония.

Ж.Ж.Руссо – выступил с резкой критикой феод. отношений, основанных на неравенстве и эксплуатации народа. Противопоставил этому «естественное состояние», где все люди равны и свободны. Причина неравенства – развитие частной собственности. Имущественное неравенство породило неравенство политическое. В «Об общественном договоре» Руссо рисует картину идеального общества: т.к. возврат к естественному состоянию невозможен, то предлагается не уничтожать частную собственность, а заменить крупную собственность мелкой. Это он считает основой общества. Выступает за равенство имущественное и политическое, которое обязано сохранять гос-во. Все эти теории подготовили бурж. революцию 1789-1794гг.

17- Основные тенденции изменений политической системы Республики

Беларусь.

В процедуре укрепления феодального порядка в ВКЛ появляется опубликованные на древне-белорусском языке правовые акты. Большой интерес представляет первый – 1529, второй – 1566, третий –1588 статуты ВКЛ. Они представляют собой полный свод законов, благодаря которым общественная жизнь была заключена в четкие правовые рамки. Это своеобразная феодальная конституция, согласно которой права и обязанности разных сословий отличались друг от друга, но зависели не от чьей-либо личной воли, а только от закона. Как в Зап. Европе, так и в Беларуси в 15-16 веках возникло идейно-политическое течение, связанное с общеевропейским гуманизмом, реформацией и возрождением. У истоков гуманистического видения стоял Ф. Скорина 1490-1541. Он оставил богатейшее философское и литературное наследие, кот. содержит суждения о политике. Основной интерес он проявлял к праву и закону. Законы он дели на 2 категории: естественные и написанные на бумаге. Естественные законы возникли из естественных ПЧ. Они заложены в самой его природе. Законы, написанные на бумаге, появлялись тогда, когда люди преступали естественные законы и начинали безобразничать. Закон призван положить этому конец. Он настаивал на том, что перед законом все равны. Законность и правопорядок стали бы нормой общества. Гуманизм Скорины отличался демократичностью. В своих произведениях он обращался к простым людям, считая их полноправными гражданами. Как один из лучших представителей гуманизма эпохи Возрождения, Скорина являлся сторонником идеи «вечного мира».

В 16 веке в Беларуси множество гуманистов. Многие из них имеют умеренные политические взгляды, выступали лишь за совершенствование и реформирование демократического общества. Они: Гусовский, Будный, Сапега и другие. Часть выступала за радикальные изменения существующего государственного строя, за уничтожение крепостного права, за превращение городских плебеев и ремесленников в свободных собственников и равноправных граждан. С резкой критикой католической церкви, наиболее безобразное проявление крепостничества выступал Будный (1530-1593). В предисловии к Катехизису осудил взяточничество, аморальность, невежество католических священников. В своем главном политическом произведении «О светской власти» (1583) он выступил с критикой феодализма. Он требовал ограничения шляхецкого произвола, равенства всех сословий перед законом. В этом труде он обосновал свой политический идеал – монархию, во главе с просвященным монархом. Он выдвигал положения о божественном происхождении власти и воля Бога обязательна для всех. Власть бывает несправедлива, т.к. люди используют ее в корыстных целях. Будный сформулировал основную доктрину, обусловленную необходимостью власти. К ним он относил установление порядков в государстве, охрану интересов личности и государства.

К числу крупных мыслителей Белоруссии относятся Волон, Сапега. Большая часть их публикаций посвящена религиозным вопросам. Вместе с тем довольно четко и основательно отражены политические идей в частности идея правового государства. Они считали, что всякая власть неизбежно вырождается в тиранию, если она не будет опираться на право, жестко ограничивать свою деятельность законами. Уважение к праву. Эти идей в 3 статуте. Основной политической темой в трудах бел. мыслителей 16-18 веков является борьба с польскими феодалами. Один из них - Казимир Лыщинский «Трактат о не существовании Бога». Изложены оригинальные атеистические, общ.-политические идеи. Сторонник идеи утопического социализма в Беларуси. В своей утопии высказывал идей имущественной революции, всеобщности труда, справедливого деления материальных богатств, осуждал войны.

После трагического финала восстания 1930-1930 в Беларуси начало формироваться революционно-демократическое выступал за освобождения крестьян от крепостничества через вооруженное восстание. За право направление общественной мысли. Нужны были народные массы.

Савич – создал «демократическое общество» (тайная революционная организация), каждого народа на национальную самостоятельность, за дружбу между народами Беларуси, России, Польши, Украины.

Калиновский – взгляды:

критика феодально-крепостнических отношений;

идеал справедливого общественного строя, в котором созданы все условия для счастья человека труда;

пути осуществления этого идеала.

Развивая идеи русских революционных демократов он вскрыл сущность крепостной эксплуатации во всех ее формах, показал паразитизм помещиков, исключительно тяжелое положение крестьян. Критиковал абсолютизм, его громадный бюрократический аппарат управления, систему взяточничества, сравнивал чиновников с саранчой. Новое общество д. быть обществом трудящихся. Он был защитником бел. крестьян, выразителем их стремлений к соц. реформаторству, мечтал раздать землю крестьянам. Осуществление всех проектов связывал с крестьянской революцией.

4. Сущность власти.

Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах власти, в

частности, политической, были предприняты ещё в ранний период

политической истории Индии, Китая и Греции. Например то, что

Власть, в отличие от физического насилия, оказывает воздействие

на тело, душу и ум, пронизывает их, подчиняет закону своей воли. По

существу своему она подобна авторитету. Коррелятом её является

уважение; этическую ценность она представляет тогда и только тогда,

когда так направляет уважающего её, что тот оказывается на в

состоянии осуществлять большее количество более высоких ценностей,

на подвергаясь непосредственно воздействию со стороны власти.

Власть нуждается в оправдании, и эти попытки составляют

существенную часть политической истории.

Среди крупнейших теоретиков, имеющих исследования по проблеме

власти, необходимо в первую очередь отметить Б. Рассела, который

трактует власть как «создание намеченного эффекта», М. Вебера,

согласно мнению которого «власть есть возможность того, что одно

лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить

свою волю, несмотря на сопротивление других, участвующих в

действии, П. Морриса, который определяет

власть как не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а

действие как процесс, направленный на изменение кого-то или чего-

то».

13.Политическая власть.

Главная цель политики – в достижении, сохранении и упрочнении власти, в укреплении экономического и общественно-политического строя, организации управления социально-экономическими процессами. Тем самым власть является и целью политики и средством решения экономических, социальных, культурных и других проблем. Таким образом, для политики как общественного явления наиболее характерна прямая или косвенная связь с властью и деятельностью властвования.

Типы определения власти:

1. бихевиористские – власть явл. особым типом поведения, основана на возможности изменения поведения других людей.

2. телеологические – власть – это достиж. опред. целей, получ. наличных результ.

3. инструменталистские – трактуют власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия.

4. структуралистские – власть – как особый род отношений между управляющим и управляемым

5. определение власти как влияния оказываемого на других

6. конфликтное определение – сводится к возможности принятия ею решений, регулирующих распределение благ в конфликтной ситуации

Широко распространенным в политологии является определение, данное Максом Вебером. Он считал, что власть – это способность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению других.

Наиболее обобщенное определение власти содержится в словарях. Канадский словарь социальных наук определяет власть как:

1. способность осуществляемую или нет, производить определенный эффект

2. влияние, осуществляемое человеком или группой какими-либо средствами, на поведение других людей

В философском словаре власть трактуется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее действие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства: авторитета, права, насилия.

Политическая власть – есть реальная способность класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, политический отношений и идей; это способность в сфере политики контролировать или изменять поведение человека в направлении, желаемом для субъекта, обладающего властью.

В современном обществе задачи власти след:

1. поддержание общественного порядка и стабильности

2. выявление ограничений и разрешение конфликтов

3. достижение общественного согласия

4. применение насилия и принуждения во имя сохранения стабильности общества

5. управление делами общества и т.д.

Ядром политической власти является государственная власть. При появлении аппарата гос. служащих, принудительных учреждений появляется государственная власть. Полит. власть более широкое понятие чем государственная.

Черты гос. власти:

1. Наличие особого аппарата гос. служащих

2. Право издавать законы и распоряжения, обязательные для всего наеления

3. Возможность обращаться к средствам организованного и правового принуждения, монополия на принуждение членов общества к выполнению своих обязанностей.

Власть возникла как потребность общества в саморегуляции, сохранении своей целостности и стабильности при наличии разнонаправленных интересов групп и общностей людей. Естественноисторический характер власти проявляется в её преемственности; власть никогда не исчезает; власть постоянно видоизменяется, развивается во времени, то есть она динамична, но содержание и формы власти связаны с этапом развития цивилизации.

К основным формам власти относятся:

господство, руководство, управление, реализация, контроль

Макс Вебер выделил 3 типа господства:

1. традиционное, как отношение слуги и господина, правителя и подданного

2. харизматическое – вера в исключительные качества лидера, ожидание от его деятельности определенных успехов, свершений

3. легитимное – господство права, закона перед которыми равны и простые граждане и власть имущие

Если власть опирается только на принуждение, то возможности её достаточно ограничены. Властные отношения основыв. на взаимосвязи принуждения и согласия.

Авторитет власти, степень доверия в глазах народа обозначается понятием легитимность. Экономическое господство социальной группы закономерно ведет к её политическому господству. Но это обстоятельство не обеспечивает автоматический доступ к власти конкретным лицам.

Власть произрастает из субъективных различий людей, объективной неоднородности, их положения в обществе, следовательно и источники власти разнообразны.

Источники власти:

1. физ.сила – изначально она являлась основанием власти. Опирается на страх как факт достижения желаемого поведения

2. богатство

3. знания

4. занимаемое положение – принадлежность к привилегированному сословию является гарантом власти

5. организация – позволяет людям, её составляющим, ставить перед собой и осуществлять такие цели, которые не могут быть достигнуты никем из них порознь.

14.Легитимность политической власти.

Одним из важнейших свойств, характеризующих политическую власть, является ее легитимность. Легитимна власть, с которой согласен народ, в противном случае она нелегитимна.

М.Вебер разработал типологию легитимности (господства), выделив три ос-новных ее типа:

традиционное господство - авторитет "вечно вчерашнего",

харизматическое господство - авторитет личного дара, преданность и доверие, вызы-ваемое наличием качеств вождя у человека

легальное, рациональное господство. обоснованной ра-ционально созданными правилами (законами).

5Политическая система общества — сложная, раз­ветвленная, целостная, упорядоченная совокупность раз­личных политических институтов, социально-политиче­ских общностей, форм взаимодействий и взаимоотноше­ний между ними, в которых реализуется политическая власть.

Политическая система общества воплощает в себе диалектическое единство четырех сторон:

1. институ­циональной (политическая организация общества);

2. регулятивной (право, политические нормы и тради­ции, некоторые нормы морали и т. д.);

3. функциональ­ной (методы политической деятельности, составляющие основу политического режима);

4. идеологической (по­литическое сознание, господствующая в обществе идео­логия).

Основные элементы политической системы обще­ства:государственные учреждения, политические пар­тии, группы интересов и группы давления, правовые и политические нормы, средства массовой информации, идеологические доктрины. Некоторые авторы так опре­деляют структуру политической системы общества:

1. политические субъекты;

2. политические отношения;

3. политическая организация общества;

4. политиче­ская культура.

Функции политической системы общества:

1. Определение целей и задач развития общества, выработка программы его жизнедеятельности.

2. Мобилизация ресурсов общества на достижение поставленных целей.

3. Интеграция всех элементов общества, поддержа­ние его целостности и стабильности, гармонизация ин­тересов.

4. Обязательное для всех граждан распределение де­фицитных ценностей.

5. Политическая социология.

6. Нормотворчество и др.

Функции политической партии

1. Представительство интересов класса, социальной группы, общества в целом.

2. Стремление к завоеванию и использованию вла­сти в интересах той или иной группы населения на ос­нове реализации собственной программы, решения внут­ренних и международных проблем.

3. Идеологическая (формирование идеологии).

4. Обеспечение связи масс с государственными структурами,

5. Углубление связей и отношений между различны­ми ветвями власти, местными и центральными органами государственного управления, разнообразными полити­ческими институтами.

6. Интеграционная или объединяющая (сглаживание конфликтов, согласование интересов борющихся сил, политическая стабилизация, выдвижение программ ре­формирования) .

7. Идейно-политическая (борьба с оппозиционными партиями и политическими движениями).

8. Отбор и рекрутирование кадров политических лидеров и элит для всех уровней политической системы.

9. Участие (прямое или посредническое) в разра­ботке, формировании и осуществлении внутри- и внеш­неполитического курса государства.

10. Формирование политического сознания и обще­ственного мнения.

Типология политических партий:

1. отношение к сущ строю:

· революционные;

· реформистские.

· консервативные

· реакционные

2. по организационной структуре и характеру член­ства:

· открытые (свободное членство);

закрытые (элитарные);

· централизованные;

децентрализо­ванные;

· парламентские;

лейбористские;

аван­гардные(беспрекосл подчинение);

· общегосударственные;

региональные;

· с сильной;

со слабой структурой.

3. по идеологической ориентации:

· доктринальные (руководствуются определенными идеологическими принципами);

· прагматические (не имеют идеологиче­ской программы, цель — победа на выборах);

· хариз­матические.

4. по месту и роли в системе власти:

· легальные и нелегальные;

· правящие и оппозиционные;

5. по социальному основанию (партия рабочего класса, крестьянская, партия труда и т. п.).

6. по религиозному основанию (светские, антикле­рикальные или религиозные).

7. по идеологическому основанию (либеральные, консервативные, социалистические, коммунистические, фашистские и т. п.).

8. по политическому основанию: (прогрессивные, демократические, революционные, радикальные, респуб­ликанские, монархические и т. п.).

9. по отношению к политическому режиму:

· де­мократические;

· авторитарные;

· тоталитарные.

Партийная система— общность взаимозависимых политических партий, стремящихся к установлению, удержанию и осуществлению власти.

Классификация партийных систем:

1. однопартий­ные (неконкурентные);

2. двух (бипартийные);

3. мно­гопартийные.

4. кооперированные

5. доминирующие

обществ объедин – добровольн форм-ия гр-н для для реал. общ. интересов. они, за исключ полит парт, не преслед завоеван вл, а ишь стрем-ся влиять на нее, добиваясь реализац св целей.

Типы о.о :по демогр(молодежн, детск, женск, пенсион), по соц призн(рабоч, крестьянск, интеллигент), по сф деят-ти( эконом, писат, ученые), по мет дейст( насильствен, ненасильств), по целям(экологич, антивоенн,правозащитн)

Функции о.о.1) защ интер соц гр2)реш отдельн соц проблемы3)связь межд гр-ми и гос4)рекрут

Обществ движ - относительно массов объединен гр-н стремящихся к реализац общ интересов.

Стадии разв обществ дв:1)стад разработки2)ст агитации3)реализац целей4)ст затухания

Общ организац – присущ массовость, добровольность, общ интерес. в отлич от общ дв предст соб стабильн центр образов, им устав, управленч аппарат,постоянн членство с упл взносов.

Лобби – отн-но немногочисл общ объед, добив осущ с винт-ов по средствам давл на гос орг.Они располог рес-ми и связ с политиками, что позв им добив выгодн гос реш. они действ за кулисами и не несут никакой ответственности.

2008 г в Б насчит15 парт 4-х типов: партии левого толка(ПКБ, КПБ)(ориент на социальн путь разв, постр бесклассов общ-ва, утв соц справедл-ти, за рег роль гос в ък, КПБ за през, ПКБнет), парт левого центра(аграрн и либ-демокр направл-ть – дем гражд общ-во, правов гос-во, рын эк со всеми ф собств), парт прав центра(бел соц дем грамада, бел соц дем парт,Нар грамада,бел христ демокр союз ),правые партии(БНФ,объедин гражд партия, бел крест парти). На 1 янв 2006г в РБ было зарегестр 41 профсоюз, 2247 обществ объединений(239 межнар, 724 республ, 1284 местных). А так же 16 союзовобщ объедин.В числе общ др объд:500спортивных примерно, благотв 360,около300 просветительск хар-ра, молод 160. Ветер 140, научно-техн 112, творч 42, жен 38, нац-культ около 100,. Наиб массов профессиональн движение(более 4 млн членов).

Политический процесс

Политический процесс—совм деят-ть субъектов политики для достиж общих целей.

Типы п п:по масшт(системные,частные), по значим(базовые и периферийные), по полит реж(демокр и недемокр)

Стадии п п :

1. конституциирование полит си-мы( переход от одного сост полит сист к др, в следств эволюц,завоеван и криз; разраб и утвержд конституц нового гос строя, происх его узаконивание)

2. функционирование(функц-ие всех эл-ов полит си-мы, ее приспособление)

3. развитие(реформиров и корректировка прграмм)

4. деградация и распад си-мы

Структура п п:

1. субъект

2. объект

3. ср-ва, ме-ды, рес-сы

Полит решение- разраб, обоснов и принят проектов полит действ, напр на достиж опред целей, реализац интересов опред соц гр или общ-ва в целом. Бывают стратегическ( на многие годы) и оперативно-технич(на злободневн пробл)

Этапы принят полит реш:

1.выявл соц значим пробл

2.изучение их

3.огласка этих пробл

4.обоснов необх принят реш

5.реализац полит реш

Полит деятельность

Полит деятельность- это деят по поводу завоевания, осуществления, удержания власти и влияния на нее.

Субъекты:личности, соц общности,полит институты(гос-во, партии).\

Полит- им поведением обознач деятельность рядов граждан, осущ-щих посредством участия в выборах, демонстр, митингах и т.п. Главным объектом ПД явл власть. Цели ПД могут быть системного и частного хар-ра, конструктивными и деструктивными, достиг-ся разл ср-ми и методами

Полит действ – вмеш-во отдельн чел-ка или гр люд в отношения власти с целью приспособления их к св интересам. Их можно раздел на рациональн и иррациональн, также стихийн и организованными. Полит действ.бывают мирными(реф-ма, конформизм, перег, соглаш, компромиссы, выборы, реф-мы, демонстр, пикетир, забастовки, исп-е СМИ) и немирные(война, револ, вооруж восст)Обычно выд 2 формыполит действ:мирн(реформа, конформизм(приспосабливание), парламентск спос и мет реш) и насильств(война, револ, контревол, диктатура, террор).ПДмогут быть рациональные и иррациональные, стихийные или организованные.

Субъекты полит проц –носитель полит деят-ти. субъект власти –обществ группы(элиты,лобби) и отдельн индивиды(лидеры), выполн полит функц и реализующ властн полномочия.Соц общность – это гр людей, объединен по различн соц призн, имеющ общ интересы. Соц группа – объедин люд по какому-либо признаку. Страта- объед. люд. по ряду характеристик:доходы, владение собств, соц статус, образ жизни.

Полит поведен – совокупн реакц соц общностей, личностей на деят-ть полит си-мы. П.П. можно раздел на полит участие и абсентизм.

Полит участ –действие, предпринимаемое част лицом для оказания влияния на вл, ПП, выбор пол лидера. Формы ПУ: 1)осущ вл, ее поддержкаили противод ей, 2) участ в изб кампаниях, формальных или неф общ пол-х объединениях, массовых акциях, 3) артикуляция своих взглядов поср СМИ. Мотивы ПУ: 1)стремление послужить Родине, 2)улучшить свою жизнь и жизнь общ, 3)реализ корп интересы, 4) карьеристские побуждения, 5) удовл властных потребн., 6) снятие псих напряжения. Ф-ры, влия. на ПУ: 1)желание, 2) пол режим, 3) членство в партии или др объед., 4) возраст, 5)семейн положение, 6) наличие своб времени.

Революция –свержение господств групп, преобр общ в целом.

Контрреволюция –полит движ, руководимое отстраненными от вл группами и теми, кто порвал с революц.

Бунт –рез-т возмущения масс действиями местн властей, перераст в беспор, погромы.

Заговор –тайное соглаш неск лиц о совм действиях против кого-л для достиж опред полит целей

Путч –заговор небольш группы лиц для захв госвласти.

Гос переворот –вооруж выступл, как прав дело рук представ аппар власти

Полит конфликты и кризисы

Политический конфликт- столкновение, противоборствотполит субъектов, обусловленное противоположностью их полит интересов, целей, взглядов, ценностей

Субъекты –отд личности, соц группы,классы, полит партии, гос-ва, соц-полит системы…

Объкт и предмет- гос власть

Причины:1)несовпадение статусов субъектов политики, их роли, функций2)расхождение людей в базовых ценностях и полит идеалах, в оценке событий3) осознание гражданами своей принадлежности к соц, религ и этнич общностям(белорусы в Казахстане)

Типология: по зонам и масштабам:внутриполит и внешнеполит

по времени: долговр и кратковр

по динамике разв:остротекущие, быстроразвивающиеся, угасающие, разрастающиеся

по уровн конфликтн отношений:глубокие и неглубокие

по уровню публичности: гласные и латентные

Пути урегулиров конфликтов:

1. отрицан или замалч сущ конфл

2. применен репрессивн мер по отн к одной или всем конфликт сторонам

3. осущ реформ

4. устранение причин конфл

5. достижение компромиса

Органы гос власти в РБ

В РБ действует к онст. от 15 марта 1994г. с изм и дополн принятыми на республиканских рефер-х 24 нояб 96г. и 17 окт 2004.

В Бел было принято 5 констит: 1919, 27,37, 78, 94. они приним закон-ми органами. кон 1994 принималась Верховным Советом РБ.(так наз-ся зак-й в РБ до96г.).

Юр-е св-ва Конст:

1. Основн. з-н страны

2. обладание высшей юрид силой

3. ядро правовой сист гос

4. определение степени важности юр актов

назначение Конст в том, чтобы определять весь уклад пол-го общ. строя, органов гос-ва, формы власти и их взаимодействия, развитие демокр. процессов. К. фиксирует правовой порядок фун-ния гос и роли граждан в этом проц. К. РБ сост из преамбулы, 9 разделов, 8 глав и 146 статей.

Парламент РБ (Нац собрание РБ, избир на 4 года) – законодат. и представ. орган. Разд. на Совет Республики(64 депутата). избирается косвенными выборами на заседаниях Совета депутатов базового уровня, т.е. районных и гор советов по 8 депутатов от области о от Минска, 8 деп назн. президент. Палата представителей – 110 депутатов, избир-ся всенар-ми прямыми выборами. правительство(Сов мин РБ) Функц парл:

1. созд законов,

2. представительство инт разл соц групп

3. утверждение гос бюдж, разраб и утвержд налогового и банк. законодательства

4. контроля

Правительство– центральный орган гос управления, исполнительная власть – глава – премьер-министр

: респ-е органы гос управления(министерство, гос комитеты), местные исполнительно-распорядительные органы(исполкомы), гос организации. Полномочия и функц:

1. подбор и расстановка адм кадров

2. подгот проекта госбюдж и разраб сист. налогообложения

3. упр эк

4. разраб долгоср программ эк и соц развития

5. разрешение криз и конфл

Судебная власть – суды РБ, Конституционный суд(12 судей, 6 назн президент, 6 избир-ся советом республики нац-го собрания), (Конст. суд: верховный суд и высший хоз-й суд)

Президент- глава гос.

Бюрократия –слой служащих, профес. занятых управл. деятельностью, наделенных правом принятия решений. без нее невозможно сущ-е любой организации.

Бюрократизм –стиль управления, обусловленный бесконтрольностью и безответст бюрократии. Проявляется в:

1. отрыве от организации, превращ управленцев в некую касту, стрем-ся к засекречиванию своей деятельности или бездеят, в превращении исполн органов в распорядительные

2. в бюр-м централизме, при кот распор и исполн функции концентрируются на верхних этажах власти, порождая поток бумаг;

3. пренебрежение интересов др людей и использования вл в интересах бюрократов

4. некомпетентность в реальном деле и стремление перепоруч дело др., злоупотр согласованиями, коллегиальностью принятия решен, ято порождает безотв бюрокр.

5. безуд рост упр аппарата

6. раболепие перед вышестоящ и пренебр к нижестоящим

7. в круговой поруке, коррумпированности

Факторы, спос развитию бюрократизма:

1. отсутст. конкур

2. адм-ком методы упр

3. неразвитость прав гос и гражданского общ

4. отчужденность рядовых гражд от собственности и управл

5. отсутств зависимости з.п. управленцев от личн вклада в деят-ть гос органа, фирмы

Теория элит Гаэтано Моски

В любом обществе действует тенденция к образованию "наследственных каст" правящего класса.. Этому препятствует возникновение новых источников богатства, знаний, религиозных идей, порож­дающее периодические конфликты элиты с определенными час­тями нижних слоев.

Категории

В обобщённой форме отражают наиболее существенные закономерные связи и отношения реальной действительности.

Наши рекомендации