Требования к отчету по практике
ПРОГРАММА
Политико-управленческой практики
для специальности:
1-23 01 06 «Политология (по направлениям)»
направление специальности: 1-23-01-06-01
политическая власть и политические системы
Минск
СОСТАВИТЕЛЬ:
Т. М. Тузова, А.В. Шмыга, доцент кафедры философии и политологии
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
кафедрой философии и политологии (протокол № 7 от 10 января 2013 года)
Заведующая кафедрой
_________ Т.М. Тузова
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Советом факультета международного права и юридической психологии
(протокол № от ___ ____________ 201___ года)
Председатель Совета факультета
_________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа политико-управленческой практики студентов, обучающихся по специальности 1-23 01 06«Политология (по направлениям)», охватывает основные направления политологической практики студентов III и V курсов специальности 1-23 01 06«Политология (по направлениям)», указывает ее цели и задачи, описывает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам, которые приобретаются студентами, определяет ее объем и содержание. Эта программа является одной из частей общей программы по практике, необходимой при подготовке политологов в соответствии с государственным стандартом.
Данная программа разработана в связи с утверждением ректором Частного учреждения образования «БИП - Институт правоведения» 05.11.2012 Положения о практике.
Политико-управленческая практика студентов проводится в республиканских органах власти и управления, организационных структурах общественных объединений, аналитических центрахи является неотъемлемой частью учебного процесса.
Политико-управленческая практика студентов 3 и 5 курса заочной формы обучения в соответствии с учебным планом проходит в течение 1 недели. Основанием для проведения практики является приказ первого проректора, определяющий сроки проведения практики студентов и конкретные обязанности должностных лиц по организации практики.
Главной целью практики является ознакомление студентов с основными направлениями политико-управленческой работы, проводимой в органах и организациях, закрепление и расширение знаний конституционного, административного, трудового и гражданского права, приобретение навыков практической работы. В случае прохождения практики студентом в иных органах или организациях, содержание практики (задание студенту) определяется индивидуально в соответствии с учетом места ее прохождения, на основании задач, поставленных перед практикантом руководителем практики от принимающих органа или организации, и в трехдневный срок должно быть согласовано с руководителем практики от института.
Политико-управленческая практика направлена на решение следующих задач:
- закрепление принципов профессиональной этики на практике;
- изучение в зависимости от места прохождения практики структуры республиканского органа власти или управления, основные направления его деятельности и функции;
- ознакомление с политико-управленческими функциями в работе структурных подразделений республиканского органа власти или управления;
- анализ системы существующих в стране общественно-политических организаций, изучение их структуры и места в ней той или иной организации;
- закрепление на практике знания партийной системы Республики Беларусь в целом и места в ней определенной партии;
-ознакомление с тематикой исследований аналитических центров;
- участие в анализе и экспертной оценке политических документов в рамках утвержденной программы исследований в соответствии с профилем деятельности организации;
- формирование и закрепление навыков общественно-политической деятельности;
- расширение связей факультета МПиЮП с государственными органами и организациями.
Политико-управленческая практика является значимой формой осознания той профессиональной направленности, на которую нацеливается и настраивается практикант при выборе будущей профессии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Политико-управленческая практика на третьем и пятом курсах проводится в соответствии с учебным планом и состоит из трех этапов.
На первом этапе проводится установочный инструктаж, на котором в сжатой форме обобщаются знания, умения, полученные на лекциях, семинарских и практических занятиях, проводится инструктаж по организации и прохождению практики на местах, а также разъясняется информация о порядке прохождения политико-управленческой практики и аттестации студентов, определяются общие требования по оформлению дневника и отчета по практике.
Инструктаж проводится под руководством ответственного за практику на кафедре в аудиториях института.
До начала прохождения практики студент обязанповторить полученные ранее теоретические знания по соответствующим юридическим и специальным дисциплинам, а также внимательно изучить нормативные и правовые акты, регламентирующие правовое положение и деятельность органов и организаций, куда студент направляется для прохождения практики.
На втором этапе, продолжительность которого определяется учебным планом, студент закрепляет имеющиеся теоретические знания, овладевает практическими умениями и навыками, выполняет следующие виды работ:
А) При прохождении политико-управленческой практики в республиканском органе власти или управления (в дальнейшем - орган)студент:
- изучает структуру органа, составляет ее схему;
- знакомится с функциями органа в целом, с процедурой подготовки, принятия и оформления его решений, составляет проект решения органа по конкретному вопросу;
- знакомится с работой структурных подразделений органа, составляет проекты принимаемых ими решений;
- знакомится с делопроизводством в органе;
- присутствует при приеме посетителей руководством органа;
- знакомится с порядком подготовки заседаний органа (его структурных подразделений), присутствует на этих заседаниях;
- знакомится с порядком организации работы с обращениями граждан и юридических лиц, в том числе принципом «одного окна», составляет проект ответа на обращение гражданина или юридического лица, знакомится с практикой реализации действующего законодательства об обращениях граждан и юридических лиц;
-присутствует при осуществлении органом проверочных мероприятий;
- знакомится с практикой применения поощрений, а также практикой наложения дисциплинарных и административных взысканий, составляет проекты актов о поощрении, о наложении дисциплинарных и административных взысканий;
- присутствует в судебных заседаниях при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) органа, его должностных лиц, составляет проект судебного постановления.
В) При прохождении политико-управленческой практики в организационной структуре общественного объединениястудент:
- изучает порядок создания, государственной регистрации и ликвидации общественных объединений;
- исследует систему существующих в стране общественно-политических организаций и место в ней той или иной организации;
- изучает партийную систему Республики Беларусь в целом и место в ней определенной партии;
- проводит сравнительный анализ программ политических партий, занимающих разные места в политическом спектре Республики;
- знакомится с жизнью первичных организаций общественных объединений на местах, формами и методами их работы;
- анализирует расстановку политических сил в республике по материалам печати;
- знакомится с практикой применения мер юридической ответственности за нарушения общественными объединениями действующего законодательства.
С) При прохождении политико-управленческой практики в аналитических центрах студент:
- изучает структуру организации, составляет ее схему;
- знакомится с тематикой исследований в рамках утвержденной программы исследований в соответствии с профилем деятельности организации;
- участвует в анализе и экспертной оценке политических документов;
- участвует в подготовке информационно-аналитических материалов по вопросам государственной политики в соответствии с профилем организации;
- участвует в осуществлении сбора, обработки и анализа данных, полученных в результате проводимых организацией исследований.
ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ ПО ПРАКТИКЕ
Третий этап предполагает подготовку отчетной документации к аттестации по итогам практики. Представление отчетной документации производится на кафедру философии и политологии в течение первых двух дней экзаменационной сессии, следующей за практикой.
Перечень материалов, представляемых на аттестацию:
•отчет о прохождении практики;
•дневник практики, который выдается студенту во время первого инструктажа;
•документы, отражающие содержание деятельности учреждения (организации), а также документы, которые подготовил студент в процессе практики. Все материалы (дневник практики, отчет и все собранные документы) сшиваются (брошюруются) в папку (скоросшиватель) с титульным листом согласно Приложению №1.
Письменный отчет о прохождении практики должен содержать:
-сведения о месте, продолжительности практики и последовательности ее проведения;
- характеристику структуры принимающей организации;
- детальное описание работы, выполнявшейся лично студентом;
- изложение правовых проблем, возникших в период прохождения практики, предложения по их разрешению;
- характеристику помощи, полученной со стороны руководителей практики от кафедры философии и политологии и от принимающей организации;
- конкретные предложения по улучшению работы принимающей организации;
- перечень и краткую характеристику собранного материала для дипломной или научной работы.
К отчету обязательно прилагаются:
-дневник прохождения практики, заполненный и заверенный надлежащим образом;
- план-график прохождения практики;
- проекты документов, составленных лично студентом или копии документов, с которыми студент был ознакомлен.
Все вышеперечисленные материалы должны быть помещены в отдельную папку, оформленную установленным образом.
Отчет должен быть представлен не менее чем на 5 (пяти) листах, приложения (копии документов) должны содержать не менее 30 листов.