Тема 17. государственный аппарат: понятие, структура, принципы построения и функции
Форма занятия: лекция обратной связи- лекция беседа
(трудоемкость по учебному плану 2),
семинар в форме эвристической беседы (трудоемкость по учебному плану 2),
самостоятельная работа (трудоемкость по учебному плану 8 ч.).
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки
1.Понятие механизма (аппарата) государства, его структура.
2.Понятия и признаки государственных органов. Система государственных органов и проблема разделения властей. Государственные органы и органы местного самоуправления.
3.Глава государства, его правовой статус. Монарх. Президент.
4.Представительные органы государственной власти. Парламент и парламентаризм. Законодательные органы в Российской Федерации.
5.Аппарат исполнительной власти: структура и особенности функционирования. Правоохранительные и «силовые» органы государства. Армия. Исполнительная власть в Российской Федерации.
6.Суд и судебная власть. Судебная система Российской Федерации.
Нормативные источники
Конституция РФ. Главы 4,5,6,7,8.
Дополнительная литература
Баренбойм П. 3000 лет доктрины разделения властей. М., 1996.
Бахрах Д.Л. Государственная служба в Российской Федерации. Екатеринбург, 1995.
Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О судебной власти в России // Государство и право. 2001. № 10. С. 21-27.
Братко А.Г. Правоохранительная система: вопросы теории. М., 1991.
Джавланов О.Т., Михеева В.А. Номенклатура: эволюция отбора. М., 1993.
Евзеров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России // Общественные науки и современность. 1999. № 1.
Кодлаев В.М. Государственная власть. Механизм государственной власти. М., 1993.
Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.
Чиркин B.E. Основы государственной власти. М., 1996.
Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. Глава 9 «Государственный аппарат».
Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995.
Подготовку к семинарскому занятию по теме "Механизм государства" целесообразно начинать с повторения лекции по данной теме. При воспроизведении основных ее положений, а также материала аналогичных разделов основной литературы акцент сделан на контроль над усвоением понятий и категорий, при помощи которых в науке описывается организационная основа государства в собственном значении этого слова.
Формой проведения семинарского занятия по данной теме избрана эвристическая беседа, которая предполагает подготовку и выступление студена по каждому вопросу плана с единым для всех перечнем вопросов и основной и дополнительной литературы. Эвристическая беседа по теме «Механизм государства» сопровождается выполнением дополнительных заданий и решением задач практической направленности. Целесообразным представляется в ходе эвристической беседы обсудить, решить следующие задания и контрольные вопросы.
1. Что означает термин «механизм государства»? В каких смыслах он используется в юриспруденции?
2. В чем отличие органа государства от учреждения государства? Приведите пример того и другого.
3. На основе Конституции РФ обоснуйте ответ на вопрос «Все ли государственные органы в механизме государства России вписываются в классическую схему трех ветвей власти?
4. Прочитайте выдержку из памфлета Паркинсона С.Н. Искусство передавать фишку (Законы Паркинсона. Сборник. Пер. с англ. М., 1989. С. 181-182) и подумайте, бюрократизм государственного аппарата имеет объективные или субъективные причины?
«Этот процесс начинается с Букашкоу, который получил дело первым. При всем отсутствии опыта, при всей молодости он понимает: на полученное прошение надо ответит либо «да», либо «нет». Он делает это с легким сердцем, ибо прекрасно знает: окончательное решение все равно будет приниматься где-то выше. Весьма вероятно, что Нед О. Росс пересмотрит его рекомендацию в принципе, просто чтобы его поставить на место, а того в свою очередь одернет кто-то еще. Так что Букашкоу всего лишь (как он полагает) запустил дело в дальнее плавание. Однако у Неда О. Росса в этот день на уме что угодно, только не работа (такое бывает нередко), и определить собственное отношение к делу он просто не в силах. Он рассеянно подмахивает отказ и пересылает папку Серри-Динкену, прекрасно понимая, что его решение так или иначе не окончательное. Серри-Динкен, занятый своими мыслями, не вдается в суть и подтверждает визу «Нет», после чего посылает папку Солли Дняку. Но Солли Дняк привык полагаться на Серри-Динкена, чья добросовестность прошла испытанием временем. Он передает бумагу с отрицательным ответом на подпись Барбоссу. Но одна из слабостей пирамидального процесса в том, что на стол к Барбоссу стекается практически все. Он успевает лишь мельком проглядеть присланные ему бумаги, ведь за тем, чтобы решения принимались правильные, должен следить Солли Дняк. В итоге - окончательный вердикт: «Нет». На процедуру ушло шесть недель, и наивный проситель думает, что все это время его предложение рассматривалось самым серьезным образом, в торжественной обстановке и за закрытыми дверями. С грустью констатируем: предложение его – увы! – не обсуждалось вообще».
На второй стадии семинарского занятия целесообразно перейти к рассмотрению и обсуждению домашнего задания – графического изображения механизма государства в России на основании глав 4,5,6,7,8 Конституции, которое включено в дополнительную часть технологической карты учебной дисциплины.
На завершающей стадии занятия студентам предлагается терминологическая работа. Нацеленная на контроль над усвоением основными терминов данной темы: механизм государства, аппарат государства, организационная основа государства- орган государств (представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и органы надзора), принципы организации и функционирования механизма государства.
В рамках самостоятельной работы и осуществления самоконтроля студентам предлагается:1.решить тест по теме в системе «Механизм государства» в системе «Прметей»;2. Выполнить работу по графическому изображению механизма государства в РФ.