Нормативно-правовое регулирование двухэтапного конкурса в России

Двухэтапный конкурс регулируется статьей 57 Закона о контрактной системе. В отличие от других видов конкурсов, на втором этапе данного способа определения поставщика чиновник имеет право внести некие уточнения в конкурсную документацию, связанные, например с требованиями к характеристикам объекта или критериями определения победителя. То есть у заказчика есть право изменить объект закупки и критерии оценки конкурсных заявок на протяжении закупочной процедуры. Двухэтапный конкурс проводится аналогично открытому конкурсу, однако, с рядом особенностей.

Как и в случае с открытым конкурсом, информация о закупке сообщается неограниченному количеству лиц с помощью ЕИС. К потенциальным поставщикам предъявляются либо единые требования (часть 1 статья 31 Закона о контрактной системе), либо единые и в случае необходимости квалификационные (дополнительные) требования. Согласно статье 42 Закона о контрактной системе заказчики обязаны информировать о наличии дополнительных требований к участникам закупки путем указания их в извещении о закупке и в документации о закупке.

Двухэтапный конкурс как способ определения поставщика может применяться при одновременном выполнении двух условий: во-первых, предметом контракта является проведение научных исследований, поставка инновационной или высокотехнологичной продукции, и если это результат интеллектуальной деятельности; а, во-вторых, для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести обсуждение условий с участниками закупки.

Как уже было ранее сказано, в случае использования двухэтапного конкурса для выбора подрядчика, заказчик, избегая неквалифицированных участников вправе установить дополнительные требования к участникам закупки и провести предварительный квалификационный отбор. Рассмотрим данные процедуры более подробно, ведь именно их использование позволит наиболее эффективно закупить сложную или высокотехнологическую продукцию.Постановление № 99 от 04.02.2015 года Правительства Российской Федерации устанавливает ряд дополнительных требований к участникам закупки и документы, которые необходимо предоставить для подтверждения соответствия потенциальных поставщиков выдвинутым заказчиком требованиям в зависимости от наименования товаров, выполняемых работ и услуг. К таким видам работ относятся:

· Работы по сохранению объектов культурного наследия народов РФ, реставрация музейных предметов и музейных коллекций и т.д.;

· Строительные работы, включенные в код 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПЭД), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей;

· Оказание транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок;

Однако существует ряд случаев, когда ввиду технологической сложности или инновационного характера поставляемой продукции, к поставщикам (участникам закупки) предъявляются дополнительные требования, что также регулируется Постановлением № 99 от 04.02.2015 года Правительства Российской Федерации. Это связано с тем, что данные работы напрямую влияют на безопасность граждан страны, их здоровье, поэтому работы по исполнению договора должны выполнять только квалифицированные участники.

Дополнительные требования в этих случаях включат в себя и квалификационные. Например, работы по конструированию и изготовлению оборудования для объектов использования атомной энергии. Если участник хочет принять участие в закупке, то он должен обладать опытом по выполнению данной работы за последние 3 года, до момента подачи заявки на участие в конкурсе. Таким образом, отсеиваются неквалифицированные участники, которые не способны качественно изготовить технологически сложное оборудование для объектов использования атомной энергии.

Кроме того, заказчик должен следовать определенным правилам, устанавливая дополнительные требования. Во-первых, они должны распространяться на всех участников закупки в равной степени, а, во-вторых, устанавливаемые требования не должны нарушать требования Закона о контрактной системе. Данное правило необходимо, чтобы не нарушать конкуренцию в сфере государственных и муниципальных закупок.

Таким образом, дополнительные требования по Закону № 44 ФЗ предъявляются только Правительством РФ в отношении определенного ряда предметов закупки, а также лишь при проведении закупок, осуществляемых в форме конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов и аукционов. В ином случае согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к участнику закупки, его квалификации, опыт работы, наличие деловой репутации или производственных мощностей и других дополнительных требований.

Заказчик вправе требовать от участников декларировать свое соответствие данным требованиям. Кроме того, если участник не соответствует хотя бы одному требованию, то его заявку вправе отклонить в любой момент до заключения контракта согласно Закону о контрактной системе. Те же последствия возникают, если участник закупки предоставляет недостоверную информацию. Но отклонение заявок от участия в конкурсе или аукционе по основаниям не предусмотренным нормативным правовым актам в области закупок может послужить основанием для привлечения нарушивших Закон о контрактной системе заказчиков к ответственности согласно части 2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

После того, как заказчиком были предъявлены требования к участникам закупки, необходимо определить, кто соответствует данным требованиям, а кто нет. Одной из таких процедур является квалификационный отбор. Квалификационный отбор проводится заказчиком или уполномоченным органом, чтобы определить квалификацию участников закупки, чтобы впоследствии заключить с одним из прошедших отбор участником закупочной процедуры договор на поставку товаров, работ или услуг.

Если заказчик решает провести квалификационный отбор, то он должен разместить в единой информационной системе извещение об отборе, время, место проведения, и квалификационную документацию, состоящую из требований к участникам закупки. Кроме того, информацию о квалификационном отборе может получить неограниченный круг лиц.

Извещение о проведении квалификационном отборе должно включать в себя ряд обязательных элементов:

· Что за процедура проводится? (в данном случае это квалификационный отбор);

· Контактная информация заказчика (наименование, адрес, телефон);

· Где будет проходить процедура? (место, наименование организатора отбора, его контактные данные);

· Известные на момент квалификационного отбора данные о поставляемой продукции;

· Сроки подачи заявки на участие в отборе;

· Когда будут итоги квалификационного отбора?

· Упоминание о том, что только участники, прошедшие квалификационный отбор имеют право участвовать в следующем этапе закупки;

Таким образом, на первом этапе двухэтапного конкурса проводится квалификационный отбор заявок участников. Все детали отбора обязаны быть прописаны в конкурсной документации. По результатам вскрытия конвертов и отбора, проводятся протоколируемые переговоры, то есть второй этап. На переговорах могут обсуждаться любые аспекты закупки, ограничений нет. Заказчик вправе проводить несколько этапов переговоров до тех пор, пока полностью не сформулирует техническое описание и условия поставки предмета закупки.

Победителем двухэтапного конкурса признается тот участник закупки, кто прошел предварительный квалификационный отбор на первом этапе (в случае его установления заказчиком в конкурсной документации), и чья заявка оказалась лучшим предложением по исполнению договора по итогам второго этапа конкурса. Процедура признается несостоявшейся, если по результатам первого этапа ни одна заявка не соответствует предъявленным Законом о контрактной системе требованиям, либо только один участник соответствует единым и дополнительным требованиям.

Двухэтапный конкурс является наиболее оптимальной процедурой в условиях недостаточной компетенции ответственного за процесс закупки. Чаще всего, сотрудник, составляющий закупочную документацию, не обладает достаточными знаниями во всех областях для написания технического задания, он может ненамеренно совершить ряд ошибок, которые повлекут за собой жалобы со стороны участников и, соответственно, нарушения, ответственность за которые предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях. Данная процедура с возможностью проведения предварительного квалификационного отбора позволяет составить конкретное техническое задание (ведь участники смогут уточнить условия закупки) и закупить качественный товар по приемлемой цене. Таким образом, заказчик решает ряд трудностей, закупая сложную продукцию, как минимум, избегает риска неэффективного расходования бюджетных средств.

Наши рекомендации