Правительство А. Идена. Суэцкий кризис.
Приход на пост премьер-министра вице-лидера Консервативной партии Энтони Идена был воспринят многими как продолжение черчеллевской эпохи.
Оказавшись в 1955 г. на посту премьер-министра и не собираясь существенно изменять прежний государственный курс, Идеи все же усилил позиции в правительстве представителей «среднего поколения». Макмиллан возглавил министерство иностранных дел, Батлер остался министром финансов. Один из наиболее заметных представителей нового поколения «партийной молодежи» Эдвард Хит был назначен партийным «кнутом» (главным организатором парламентской фракции). В то же время Идеи сохранил в составе правительства и многих «старых тори», представителей родовой аристократии.
Понимая непрочность своих личных позиций в партии, Идеи решился на достаточно неожиданный шаг — досрочный роспуск парламента. Об этом было объявлено 15 апреля. За оставшиеся три недели работы нижней палаты консерваторы успели принять новый бюджет, снизивший ставку подоходного налога, а также осуществить ряд других популярных мер. Сам премьер-министр в ходе предвыборной борьбы впервые широко использовал потенциал телевизионных выступлений, а также работу профессиональных имиджмейкеров. Выборы 1955 г. принесли уверенную победу консерваторам — 345 депутатских мандатов. У лейбористов оказалось 277 мест в Палате общин, у либералов — 6.
Однако безоблачное существование правительства Идена не продлилось и полгода. С лета 1955 г. в стране начали проявляться признаки ухудшения экономической конъюнктуры. Правительство было вынуждено пойти на некоторое сокращение социальных программ, а также увеличение косвенных налогов, повышение стоимости почтовых услуг. Бюджет 1956 г. восстановил прежний уровень подоходного налогообложения. Все эти меры оказались достаточно своевременными, но слишком диссонировали с предвыборными прогнозами консерваторов. В стране увеличилось стачечное движение, изменился ранее чрезвычайно благожелательный тон прессы. Признавая необходимость корректив государственного курса, Идеи осуществил перестановки в правительстве. Батлера на посту министров финансов сменил Макмиллан.
Все более сложной становилась и внешнеполитическая ситуация. После политических перемен в СССР появилась возможность смягчить международную напряженность. Стремясь использовать новую ситуацию для укрепления престижа Великобритании, Идеи выступил с инициативой расширения переговорного процесса по актуальным проблемам глобальной политики. Усилия британской дипломатии увенчались успехом. 18 июля 1955 г. в Женеве открылось совещание на высшем уровне с участием делегаций США, СССР, Франции и Великобритании. Но в ходе конференций стало очевидно, что западные страны и СССР слишком настороженно относятся к предложениям друг друга и пока не готовы внести существенные коррективы в свою стратегию. Итоги совещания свелись лишь к декларативным заявлениям о желательности развития экономического и культурного сотрудничества.
В апреле 1956 г. Лондон посетили Хрущев и Булганин. Политическая программа визита была посвящена проблемам взаимоотношений со странами третьего мира. Как и в Женеве, делегациям не удалось прийти к серьезным политическим соглашениям. К тому же визит ознаменовался досадным дипломатическим скандалом. 19 апреля при погружении в гавани Портсмута таинственным образом погиб офицер-водолаз Лайонел Крабб. В гавани в это время находился крейсер «Орджоникидзе», на котором прибыла советская делегация. Подлинная подоплека инцидента не оставляла сомнений. Иден был вынужден заявить в Палате общин, что события в Портсмуте происходили без ведома правительства, но интересы общественного спокойствия требуют сохранения всех обстоятельств в секрете.
Ближневосточный регион становился в середине 50-х гг. одним из наиболее важных для мировой политики. В Лондоне родился проект создания здесь широкого военно-политического блока с участием крупнейших арабских стран. Предполагалось, что в силу давних исторических связей, наличия в регионе мощных британских военных баз, а также контроля Великобритании над стратегическим районом Суэцкого канала такая группировка может стать первым «проанглийским» блоком из созданных в послевоенный период. В 1955 г. под патронажем британского правительства Турция и Ирак заключили соглашение о взаимных оборонительных обязательствах. Великобритания присоединилась к нему, заключив аналогичный договор и Ираком. Чуть позже в группировку вошли Иран и Пакистан. Так возникла Организация центрального договора (СЕНТО), или Багдадский пакт, просуществовавший до 1978 г.
В составе СЕНТО британским политикам виделся и Египет. Однако правительство Насера не торопилось с таким шагом и постепенно расширяло связи с советским блоком. Идеи решил форсировать окончательное оформление Багдадского пакта, добиваясь присоединения к нему Иордании. На территории этой страны находились английские войска под командованием генерала Глабба, а король Хусейн неизменно проявлял лояльность к Лондону. В Иорданию отправился Макмиллан с целью организовать заключение договоров об ее экономическом сотрудничестве со странами Багдадского пакта, а подразделения генерала Глабба приступили к подавлению антианглийских выступлений населения. Но эти меры привели к обратному результату — 2 марта 1956 г. король Хусейн сместил Глабба с поста командующего и потребовал выдворения из страны большой группы английских офицеров. Иордания приняла решение присоединиться к созданному осенью 1955 г. по инициативе Насера совместному командованию армиями Египта и Сирии.
26 июля 1956 г. неожиданно для Лондона Насер объявил о национализации Суэцкого канала[4]. Непосредственной причиной этого стал отказ Великобритании и США финансировать строительство Асуанской плотины. Принимая столь жесткое решение, Насер рассчитывал на значительную помощь со стороны СССР. Национализация Суэцкого канала наносила прямой ущерб экономическим интересам Великобритании — канал обеспечивал не менее четверти ее импорта и экспорта. Чуть меньше 40 % всей добываемой Великобританией на Среднем Востоке нефти также поставлялось через канал. Правительство Идена отреагировало решительно. Уже 26 июля казначейство заморозило все стерлинговые обороты и активы Египта. Великобритания вместе с Францией, обладавшей частью акций Суэцкого канала, подала в Совет Безопасности ООН жалобу на Египет. Однако СССР не допустил принятия какой-либо резолюции, использовав право вето. Иден провел секретные переговоры с Эйзенхауэром о возможности применения силовых мер, но его надежды не оправдались — американский президент накануне выборов не был заинтересован в развязывании нового вооруженного конфликта. Тем не менее, в Лондоне было принято решение о подготовке военной операции.
В августе 1956 г. началась концентрация английских и французских военных подразделений в районе Ближнего Востока. Союзником двух западных держав стал Израиль. С конца августа на границе Израиля с Египтом и Иорданией начались серьезные столкновения, а 15 октября Иордания официально обвинила Израиль в агрессии. 25 октября министры иностранных дел Великобритании и Франции и израильский премьер-министр Бен-Гурион подписали секретный протокол о совместных действиях против Египта. Был подготовлен оперативный план, согласно которому объединенные войска должны были занять Синайский полуостров и взять под контроль всю зону канала. Повод для начала кампании должно было дать наступление израильской армии на Синайском полуострове (операция «Кадеш» — «Очищение»). Великобритания и Франция были готовы предъявить ультимативное требование египетской и израильской армиям отвести подразделения на 10 миль от Суэцкого канала, которое Египет наверняка отказался бы выполнить. Вся операция получила название «Мушкетер», а командование было возложено на английского генерала Чарльза Кейтли. Было задействовано более 50 тыс. британских солдат и около 100 военных кораблей.
В пять часов вечера 29 октября 1956 г. 400 израильских парашютистов под командованием полковника А. Шарона высадились в самом центре Синайского полуострова, а танковые войска перешли в наступление на северо-востоке Синая. 30 октября, не взирая на то, что израильские войска еще не достигли канала, британское и французское правительства поспешили обратиться «к обеим сторонам» с предложением о прекращении огня, выводе всех войск из зоны канала и временной оккупации Суэца в целях обеспечения гарантий свободного движения по каналу. Не дожидаясь окончательного ответа египетской стороны, англо-французская военно-морская группировка вышла с Мальты. 31 октября британская авиация подвергла налетам все египетские авиабазы. Президент Насер отдал приказ о постепенном отступлении египетских подразделений вглубь полуострова. Вскоре правительство Египта приняло призыв ООН прекратить огонь. Тем не менее, англо-французские бомбардировки продолжались. 5 ноября более тысячи англо-французских парашютистов высадились в стратегических пунктах Синайского полуострова. Агрессию остановила лишь исключительно резкая позиция СССР. В ультимативном послании Хрущев дал понять Идену, что СССР готов применить даже ядерное оружие.
Итак, неожиданно для британских политических кругов Суэцкая авантюра поставила их страну на грань ядерного конфликта. Лондону и Парижу пришлось отдать приказ о срочном прекращении военных действий. 22 декабря англо-французские войска покинули территорию Египта, а к 8 марта 1957 г. израильские войска были выведены и с Синайского полуострова. В зону конфликта были введены войска ООН. После тяжелого политического поражения, связанного с Суэцким конфликтом, судьба правительства Идена была решена.
«Ветры перемен»
После добровольного ухода в отставку Идена на пост лидера Консервативной партии с равным успехом претендовали Батлер и Макмиллан. Решающим стало мнение наиболее авторитетных политиков из старшего поколения тори, отдавших предпочтение Макмиллану. Но состав нового кабинета свидетельствовал о быстрой смене партийного руководства. Большинство министров было на 8—10 лет младше своего лидера. Из «старой гвардии» и даже «среднего поколения» в правительство вошли немногие.
Гарольд Макмиллан ратовал за обновление государственного курса. Он провозгласил лозунг «ветра перемен», призвав партию перейти от молчаливого признания реалий современного общества к активной работе по созданию динамичной и прогрессивной национальной модели развития. При этом Макмиллан стремился не допустить раскола в партийных рядах и избегал чрезмерно радикальной реформаторской риторики. Он по-прежнему делал ставку на умеренный вариант «нового консерватизма» как общенациональную идеологию надклассовой солидарности и социальной мобильности. Новый лидер призывал коллег к государственной дисциплине, ответственности и прагматизму.
Правительство Макмиллана существенно активизировало социальную политику. Это диктовалось не только идеологическими принципами, но и новой макроэкономической стратегией. В ведущих странах Запада начиналось формирование общественной модели «государства благосостояния», основанной на обеспечении устойчивого экономического роста, широком стимулировании совокупного предложения и спроса. Наращивание потребительского спроса как важнейшего фактора сбалансированности рыночного механизма, достигалось посредством регулирования трудовых отношений и расширения государственной социальной инфраструктуры.
В 1957 г. в действиях британского правительства стали очевидными два приоритета — сохранение широкого комплекса социальных бюджетных программ и резкое повышение стоимости государственных ценных бумаг с целью увеличения уровня банковского процента и пополнения казны. Но в течение последующих полутора-двух лет экономическая конъюнктура значительно ухудшилась. Повышенный потребительский спрос вызывал инфляционный рост цен и — в силу соответствующего относительного удешевления импортных товаров и роста их ввоза — дефицит платежного баланса страны. Негативное влияние оказало и ухудшение ситуации на мировом рынке вследствие Суэцкого кризиса. Правительство Макмиллана было вынуждено отказаться от политики «дорогого кредита».
Снижение процентной ставки в сочетании с активной социальной политикой вызвало бум предпринимательской активности в 1959—1960 гг. В этой благоприятной обстановке консерваторы одержали убедительную победу на парламентских выборах 1959 г. 49,4 % избирателей поддержали консерваторов, 43,8 % — лейбористов, 2,7 % — либералов. В Палате общин у тори оказалась на сто мандатов больше, чем у лейбористов. Правительство получило полный кредит доверия, но уже в 1960—1961 гг. его положение в условиях нового мощного всплеска инфляции ухудшилось.
Непосредственной причиной ухудшения экономической конъюнктуры стали массовые спекуляции на международном валютно-финансовом рынке, подорвавшие позиции фунта стерлингов. Но это, в свою очередь, было результатом глубоких внутренних диспропорций британской экономики. Несмотря на очевидные успехи послевоенного развития, промышленность Великобритании значительно уступала американской, немецкой и японской по уровню специализации, технологического оснащения и превосходила по себестоимости товаров. Прежние лидеры британской экономики — колониально-сырьевые монополии — стремительно теряли свои позиции. Их ориентация на размещение инвестиций за рубежом, на предприятиях добывающей промышленности в бывших колониях становилась препятствием для наращивания капиталовложений в новейших отраслях индустрии самой Великобритании. В итоге складывалась парадоксальная ситуация, когда каждый новый рывок в традиционных отраслях британской индустрии приносил негативные последствия. Наращивание объемов такого производства сопровождалось устойчивым ростом импорта (прежде всего сырья), который не компенсировался адекватным увеличением экспорта британских товаров. Ценой этого становилось отрицательное сальдо внешнеторгового баланса и, как следствие, бюджетный дефицит и инфляция.
К началу 60-х гг. сложилась общая позиция экономических экспертов обеих крупнейших партий по вопросам антикризисной стратегии. Этот консенсус получил название «батскеллизма» (по именам тогдашнего министра финансов Р. Батлера и лидера лейбористов X. Гейтскелла). Предполагалось, что в условиях «перегрева» экономики (ускорения экономического роста и соответствующего роста инфляции) правительство должно ограничить хозяйственную активность. Помимо оздоровления финансовой системы, эти меры должны были привести к сокращению промышленного капиталоемкого производства и уменьшению потребления привозного сырья. Снижение же импорта могло способствовать восстановлению равновесия платежного баланса и уменьшению инфляции. В периоды «охлаждения» конъюнктуры правительство, напротив, должно стимулировать предпринимательскую активность и способствовать ускорению экономического роста. Подобные зигзаги стимулирующей и сдерживающей экономической стратегии получили в Великобритании название политики «стой — иди».
В 1961—1962 гг. в рамках политики «стой — иди» правительство Макмиллана предприняло шаги по «охлаждению» экономической конъюнктуры. Последовало новое повышение учетной ставки Английского банка, были увеличены пошлинные и иные государственные сборы, ограничен кредит и сокращена расходная часть бюджета. Параллельно предпринимались шаги по созданию механизма гибкого государственного регулирования экономики, способного эффективно управлять переходом от стадии «охлаждения» к «нагреву» конъюнктуры и обратно. Использование британским правительством тактики «стой — иди» сочеталось с нарастающей налоговой и финансовой поддержкой крупных производителей, конкурентоспособных на мировом рынке. Решение этой задачи имело и политический аспект. В новой экономической ситуации особую роль приобретали отношения Великобритании с бывшими колониями и ее включение в процесс европейской интеграции.
Процесс распада британской колониальной империи в 50-х гг. приобрел необратимый характер. Макмиллан был первым из лидеров партии тори, кто однозначно заявил о необходимости «ветра перемен» в этой сфере. Сам лозунг «ветра перемен» был изначально сформулирован именно применительно к новым реалиям на постколониальном пространстве. Уже в 1960 г. правительство Макмиллана объявило о намерении проводить в отношении африканских стран политику «плавного и либерального прогресса». Подразумевался постепенный уход Великобритании из Восточной и Центральной Африки с передачей власти в руки черного большинства.
Усилия британского правительства не всегда могли предотвратить этнические и расовые конфликты, сопровождавшие формирование нового общественного строя в получивших независимость странах. Так, британской дипломатии не удалось предотвратить гражданскую войну в Нигерии. Уход колониальной администрации из Уганды в 1962 г. открыл дорогу кровопролитному конфликту на почве межплеменной розни. Болезненной оставалась проблема партизанского движения и политического терроризма для Кении. Серьезную неудачу потерпела британская дипломатия в Центральной Африке. В 1964 г. при посредничестве Лондона был подготовлен проект по созданию федерации, включившей Малави (бывший Ньясаленд), Замбию (бывшую Северную Родезию) и Южную Родезию. Но в Южной Родезии белые поселенцы сохранили всю полноту политической власти. В стране начался открытый расовый конфликт. Аналогичным образом события развивались и в Южной Африке, провозгласившей себя республикой в 1960 г.
Развитие национально-освободительного движения на Африканском континенте поставило британскую дипломатию и перед совершенно новой проблемой. В Содружестве силу набирало африканское «лобби», чья позиция отнюдь не всегда совпадала с британскими интересами. Макмиллан всеми силами пытался вдохнуть жизнь в экономическую и политическую систему Содружества. В ходе своих многочисленных турне премьер-министр встречался с лидерами молодых государств, авторитетными политиками и представителями общественности. Именно Макмиллан заложил основы идеологической концепции «многорасовой ассоциации».
Трудности, сопровождавшие становление обновленного Содружества наций, увеличивали значимость европейской политики Великобритании. Создание в 1957 г. системы Европейских Сообществ угрожало усилить изолированность Великобритании от европейского рынка. Ответом Лондона стало образование в 1960 г. Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). В соответствии с учредительным Стокгольмским договором 1960 г. образовывалась «зона свободной торговли», в рамках которой не предполагалось ликвидировать таможенные тарифы. Речь шла лишь о ликвидации дискриминационных ограничений товарообмена и отказе от демпинговых цен. Вскоре британская дипломатия поставила вопрос и о вступлений страны в ЕЭС.
Проблема участия Великобритании в Европейских Сообществах приобрела специфический характер. С одной стороны, Лондон настаивал на формировании в рамках ЕЭС собственного особого статуса, основанного на признании интеграционных связей Великобритании с третьими странами. Речь прежде всего шла о странах Содружества, а также членах ЕАСТ. С другой — Великобритания не хотела отказываться от «особых отношений» с США во имя европейских интересов. Этот политический аспект проблемы и стал камнем преткновения. Решительным противником включения в Европейские Сообщества британского «троянского коня» выступил французский президент Ш. де Голль. В ходе личных переговоров с Макмилланом в 1962 г. он дал понять, что лишь начало тесного англо-французского сотрудничества по созданию европейского ядерного оружия может стать основой для вступления Великобритании в Общий рынок. Принести политику «атлантической солидарности» в жертву интеграционным планам британская дипломатия была не готова. Ответом Франции стало вето в отношении любых переговоров о вступлении Великобритании в ЕЭС.
Дипломатическое поражение Макмиллана было особенно болезненным, поскольку ставило под сомнение и эффективность экономической стратегии правительства. Без решительного прорыва на новые внешние рынки, без коренного изменения внешнеторгового сальдо и положения фунта стерлингов на мировом финансовом рынке британская экономика была обречена на устойчивое снижение темпов роста и периодические всплески инфляции. Возвращение правительства в 1963—1964 гг. к прежней политике «стой — иди» лишь демонстрировало отсутствие новых идей и решений. Рейтинг руководства партии консерваторов стремительно падал. Переломным оказался скандал, связанный с обвинением военного министра Профьюмо в «порочащих связях».
Правительственный кризис совпал с тяжелой болезнью Макмиллана. В такой ситуации он принял решение об отставке. В октябре 1963 г. новым премьер-министром стал Алек Дуглас-Хьюм.
Приход А. Дугласа-Хьюма на должность премьер-министра оказался сопряжен с важными изменениями в правовой базе британской государственности. Прологом к ним стала реформа Палаты лордов, осуществленная правительством Макмиллана еще в 1958 г. Тогда был принял Акт о пожизненных пэрах. В соответствии с ним, Корона приобретала прерогативу предоставлять пожизненное пэрство с правом заседать и голосовать в Палате лордов. Подобная практика на самом деле появилась еще в соответствии с прецедентом 1856 г. Но долгое время пожизненное пэрство являлось лишь титулом, связанным с земельной собственностью, а не с «почетной должностью» заседать в Палате лордов. Акт 1958 г. окончательно утвердил институт пожизненного пэрства как равноправного, что имело важнейшие политические последствия. Предоставление такого звания рассматривалось как признание особых личных заслуг. Верхняя палата пополнялась за счет заслуженных политиков и известных общественных деятелей. Тем самым, она становилась более современной по своим политическим ориентирам, более авторитетной в глазах британского общества.
Следующим шагом стал Акт о пэрах 1963 г. — одна из самых последних инициатив Макмиллана. Его ключевым элементом было признание права наследственных пэров добровольно отказываться от этого титула. Подоплека такого решения объяснялась тем, что с начала XX в. установилось правило обязательного членства кандидата на пост премьер-министра в Палате общин, поскольку по традиции лорд «не имеет права доступа в Палату общин». Благодаря Акту о пэрстве 1963 г. авторитетные политики из партии тори, являвшиеся пэрами, могли претендовать на ведущий политический пост. Лорд Хэйлшем и лорд Дуглас-Хьюм оказались первыми, кто воспользовался этим правом. Спустя две недели после их отказа от пэрского титула Дуглас-Хьюм занял пост премьер-министра.
Соперничество двух экс-лордов и других претендентов на пост лидера партии и премьер-министра проходило на фоне существенных изменений внутрипартийных правил тори. Традиции Консервативной партии никогда не предполагали демократичных процедур избрания лидера. Легендарной стала фраза члена парламентской фракции тори Э. Претимэна, произнесенная в 1921 г.: «Великие лидеры партии не избираются. Они подбираются сами по себе. Думаю, печален будет тот день, когда мы торжественно соберемся для избрания лидера». Но в начале 60-х гг. партия тори существенно изменилась. Вслед за уходом с политической арены ее «старой гвардии», в руководстве партии и ее парламентской фракции все громче заявляли о себе выходцы из средних слоев общества.
Внутрипартийная дискуссия о кандидатуре нового премьер-министра, происходившая в 1963 г., стала переломным событием в демократизации консервативной партии. Впервые был проведен опрос среди парламентариев-тори о наиболее предпочтительных и неприемлемых кандидатурах. В парламентской фракции и среди партийных активистов кандидатура Дугласа-Хьюма широкой поддержки не вызывала. Но решающим оказалось мнение бывшего лидера — Макмиллана. Ожесточенная внутрипартийная полемика существенно снизила популярность правящего кабинета.
Политический кризис Консервативной партии выявил необходимость глубокой корректировки и государственной стратегии. При всей своевременности политики «ветра перемен» она оказалась слишком поверхностна с точки зрения задач структурной реформы британской промышленности, модернизации социальной инфраструктуры, региональной политики. Британская экономика по темпам развития все больше уступала многим странам Запада. В 50—60-х гг. среднегодовой прирост промышленной продукции составлял в Великобритании лишь 3 %, тогда как в США — 4 %, в ФРГ и Италии — по 7,4 %, в Португалии — 6,2 %, в Испании и Греции — по 7,5 %, в Японии — 15,2 %. Среди ведущих стран Запада Великобритания сохраняла и самый низкий показатель уровня образования. На рынке труда существовал переизбыток малоквалифицированных работников. Несоответствие структур спроса и предложения рабочей силы по специальностям, квалификациям и отраслям сковывало мобильность рабочей силы и еще больше усиливало территориальные диспропорции в экономическом развитии страны
В 60-х гг. британское общество начало испытывать и новые психологические проблемы. В основе своей они были связаны с распадом колониальной империи. Сама деколонизация воспринималась большинством англичан даже позитивно. «Бремя белого человека» все в большей степени считалось обременительной ношей. Куда более болезненно англичане относились к падению международного престижа своей страны, утрате ею статуса великой державы. Снижение темпов роста, откат во второй ряд ведущих стран Запада воспринимались именно в этом ключе. Успех недавних противников — Германии, Японии, Италии — был тем более огорчителен. Британское общество все в меньшей степени довольствовалось достигнутым уровнем потребления в качестве критерия национального благосостояния. Ответственность за это несли консерваторы. Обвинившим их в «тринадцати впустую потраченных годах» лейбористам предстояло принять вызов.