Второе правительство лейбористов
В преддверии парламентских выборов 1929 г. консервативная партия вновь оказалась расколота внутренними конфликтами и борьбой за лидерство в руководстве. Болдуин не смог предложить никакой новой позитивной программы. Единственным серьезным предвыборным шагом правительства стало принятие в 1928 г. нового избирательного закона, уравнивающего права мужчин и женщин (при сохранении ценза оседлости в 3 месяца, либо владения недвижимостью, окончания университета). Было ликвидировано ограничение избирательного права для лиц, получающих пособие по безработице. Лейбористское руководство, напротив, сумело подготовить к выборам новый вариант партийной программы «Лейборизм и нация». Он был окончательно лишен какого-либо радикализма и более напоминал программу прогрессистской буржуазной партии. Требование национализации было заменено в ней идеей создания «общественных корпораций», «руководимых в интересах общества лучшими экспертами и предпринимателями». С учетом этой трансформации итоги выборов 30 мая 1929 г. не были слишком неожиданными — 287 мест в палате общин получили лейбористы, 260 — консерваторы, 59 — либералы. Таким образом, лейбористы впервые в истории сумели создать наибольшую парламентскую фракцию и претендовать на формирование правительства независимо от позиций иных партий. Однако при определении правительственного курса Р. Макдональду пришлось учитывать возможность тактического блока консерваторов и либералов, создававшего непреодолимое препятствие для любых «радикальных» мер. Политика второго лейбористского правительства, таким образом, вновь могла носить лишь консенсусный характер, опираясь на согласованные действия всего парламентского большинства. Не менее важным обстоятельством, предопределившим дальнейшее развитие событий, стало начало мирового экономического кризиса.
В Великобритании кризисные явления начали прослеживаться с некотором опозданием по сравнению с мировой динамикой — в первые месяцы 1930 г. Кризис носил к тому же не столь разрушительный характер, как в других странах Запада. Низкие темпы роста британской экономики в прежние годы обусловили и относительно небольшой уровень падения производства. Если в 1929 г. уровень производства составил 100,3 % от показателей 1913 г., то в 1932 г. — 82,5 %. В результате британская экономика не оказалась в состоянии таких глубоких структурных потрясений, как американская (соответствующие показатели которой — 180,8 и 93,7 %), французская (142,7 и 105,4 %), германская (117,3 и 70,2 %). В то же время суммарные объемы промышленного производства в Великобритании, уровень инвестиционной активности оказались в годы кризиса чрезвычайно низкими. Это породило острую проблему безработицы, которая в 1932 г. достигла 25 %. Образовались целые «районы депрессии», где экономическая жизнь полностью замерла. Наибольший урон понесли традиционные отрасли, обладавшие наименее модернизированной технико-технологической базой и низкой рентабельностью производства. Сокращение объемов судостроения привело в 1929—1934 гг. к уменьшению морского торгового тоннажа Великобритании на 2,43 млн т. Выплавка стали только в 1929—1931 гг. сократилась с 9,63 млн т. до 5,20 млн т., чугуна — с 7,59 млн т. до 3,57 млн т. Таким образом, британская металлургическая промышленность оказалась отброшена на 70 лет назад. Столь Же тяжелым было положение в текстильной, угольной отраслях. Цены на сельскохозяйственную продукцию упали в годы кризиса на 34 %. При общем снижении мировой торговли на две трети британский экспорт уменьшился в 1929—1932 гг. с 729,3 млн ф. ст. до 365 млн ф. ст. Правительство пыталось смягчить социальные последствия кризиса расширением системы страхования по безработице, организацией общественных работ, переселением части трудоспособного населения из «районов депрессии». По закону о страховании 1930 г. возрастной порог, позволяющий получать пособие по безработице, был снижен до 15 лет. Срок выплаты таких пособий возрос до 12 месяцев. Однако результаты этих мер были невелики. В то же время в 1931 г. правительство было вынуждено впервые официально признать бюджетный дефицит и не смогло расширять социальное законодательство.
Уязвимость британской финансовой системы была связана не только с ухудшением внешнеторгового баланса в годы кризиса и падением уровня производства, но и с той большой ролью, которую приобрели в рамках макроэкономической политики государства в предшествующие годы финансовые рычаги. Доходы частного капитала и бюджета от «невидимого экспорта» стремительно сокращались. В частности, доходы от капиталовложений за границей уменьшились в 1929—1931 гг. с 270 млн ф. ст. до 170 млн ф. ст., доходы от международных финансовых операций — с 65 млн ф. ст. до 30 млн ф. ст. Общий дефицит бюджета в 1931 г. составил уже 100 млн ф. ст. Для анализа проблем бюджетной политики была сформирована правительственная комиссия во главе с известным финансистом Джорджем Мэем. Ее выводы и рекомендации оказались неутешительны — страна находится на пороге еще более глубокого финансового кризиса, и ситуация требует срочного перехода к политике жесткой экономии, сворачивания государственных социальных программ, общественных работ. Работа комиссии Мэя вызвала острую дискуссию в руководстве лейбористской партии, перевести которую в конструктивное русло Макдональду так и не удалось. Правительство оказалось на грани раскола.
Правительство лейбористов проявило большую активность в сфере внешней политики, решившись на ряд назревших, но непопулярных в политических кругах мер. В полном объеме были восстановлены дипломатические отношения с СССР, ратифицировано решение о прекращении взимания с Германии репарационных выплат. В 1931 г. был принят так называемый Вестминский статут, окончательно закрепивший государственный суверенитет британских доминионов. Отныне британское законодательство признавалось для них необязательным, как и утверждение их собственных законов парламентом метрополии. Вестминский статут сформировал правовые основы Британского Содружества наций. На Лондонской конференции по морским вооружениям в январе 1930 г. было расширено соглашение пяти держав, достигнутое на Вашингтонской конференции. Было лимитировано строительство подводных лодок, крейсеров и эсминцев. Великобритания согласилась на равенство с США не только по линкорам, но и по всем классам военных судов.
К середине 1931 г. стало очевидно, что правительство лейбористов не имеет достаточного влияния для активной антикризисной политики. Воспользовавшись конфликтом в правительстве по поводу рекомендаций комиссии Мэя и чрезмерно бурными прениями в парламенте по проекту нового бюджета, Макдональд подал в отставку. Однако партия консерваторов не была готова принять на себя всю ответственность за вывод страны из кризиса. Руководство ее было ослаблено борьбой фракций Н. Чемберлена и У. Черчилля. В этой ситуации появилась идея создания «национального правительства» всех трех партий. Возглавить его было предложено Макдональду. Согласие стоило ему места в лейбористской партии. Большинство ее членов, возглавляемое Гендерсоном, объявило сторонников Мадональда («национал-лейбористов») ренегатами и исключило из рядов партии. Во фракции Макдональда в парламенте оказалось лишь 13 депутатов-лейбористов из 287. Тем не менее правительство консерваторов, национал-лейбористов и национал-либералов было создано, и коалиция этих партий выиграла выборы в октябре 1931 г. Коалиция получила 497 мест в Палате общин, в том числе 472 депутатских мандата оказалось у консерваторов, 12 — у национал-либералов, 13 — у национал-лейбористов. Тяжелое поражение понесла лейбористская партия под руководством Гендерсона. Из прежних 287 мест она сохранила лишь 46. Либералы получили 72 мандата.
Несмотря на коалициойный характер «национального правительства» решающие позиции в нем заняли консерваторы. Особым влиянием пользовался Невилл Чемберлен, возглавивший не только министерство финансов, но и «теневой кабинет». Его былые увлечения «социальным консерватизмом» остались в прошлом. Чемберлен превратился в настоящего «тори» — аристократичного до сухости и высокомерного до плохо скрываемой брезгливости. Усилились его холодность в отношении с людьми, властность, высокомерие. Чемберлен приложил все усилия для того, чтобы правительственный курс приобрел исключительно умеренный, максимально безопасный для правящих кругов характер.