Лекция 6. Оформление и защита классификационной
научной работы
Оформление классификационной научной работы. Вы закончили работу над рукописью вашего проекта, но еще не завершили его подготовки к будущей защите. Как показывает опыт общения с дипломниками, оформление вызывает большое количество вопросов. На них необходимо ответить заранее, чтобы допущенные ошибки не пришлось устранять в спешном порядке уже накануне представления работы в Государственную аттестационную комиссию (ГАК).
Общие правила оформления рукописи[1]. Подготовленный Вами текст должен быть аккуратно перепечатан и переплетен. Подобное требование направлено на то, чтобы придать работе необходимую форму, которая по меткому замечанию У. Эко, во многом влияет «…и на ее сущность, и на ее методологию»[2]. Согласитесь, что держать в руках подготовленный к чтению труд гораздо приятнее, чем иметь дело с неряшливым и неопрятным набором страниц.
Если рукопись печатается на машинке, то необходимо использовать двойной интервал, на странице располагать 28-30 строк при 58-60 ударов в строке. Сноски и подстрочные примечания печатаются через один интервал. Компьютерный вариант, на который я буду ориентироваться в дальнейшем, предполагает полуторный интервал и 14-й кегль распечатки для основного текста, одинарный интервал и 12 кегль для сносок и примечаний.
Разметка текстового поля на листе формата А4 также подчиняется общепринятым требованиям. Левое поле, оставляемое для переплета, равняется 30 мм., правое – 10 мм., верхнее и нижнее – 20 мм.
Порядковый номер страницы проставляется в середине верхнего поля. Нумерация начинается с титульного листа, но на нем и на странице с оглавлением работы цифры не проставляются.
Оглавление, введение, каждая глава, заключение, список литературы, приложения печатаются с новой страницы. Их заголовки помещаются в середине страницы, набираются заглавными буквами, полужирным шрифтом, без точки после последнего слова. Названия параграфов набираются строчными буквами, полужирным шрифтом. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Очередной параграф начинается через три пробела после предыдущего раздела. Его название не может располагаться на последней строке страницы. Расстояние между текстом и названием должно составлять три интервала.
Начало нового абзаца начинается с отступа, равного пяти ударам.
Допускается вписывание от руки формул, специальных знаков, букв редко используемых алфавитов, текстов на языках, которые невозможно распечатать на компьютере (арабский, китайский и др.). При использовании печатной машинки иностранный текст печатается или вписывается от руки.
Приложения (таблицы, рисунки, графики, фотографии и т.п.) выполняются на стандартных листах или наклеиваются на них.
Рукопись должна быть вычитана. Не полагайтесь на компьютер, который иногда не фиксирует рассогласования, некоторые стилистические ошибки. Не очень доверяйтесь даже опытным машинисткам, и они допускают опечатки. Выявленные недочеты необходимо устранить, для чего не запрещается использовать шариковые (гелевые) ручки черного цвета. Но допускается не более пяти поправок на странице.
Объем дипломного проекта строго не лимитируется, но, как правило, не превышает 80-100 страниц печатного текста.
Титульный лист – первая страница вашей работы. На ней разными шрифтами, заглавными и строчными буквами указывается название высшего учебного заведения, факультет, кафедра, тема дипломной работы, фамилия, инициалы исполнителя, научного руководителя, место и год подготовки сочинения[3].
Оглавление (содержание) дается в начале работы, включает и точно повторяет все заголовки работы с указанием страниц их расположения. Названия глав, рубрикация введения, заключения должны располагаться друг под другом. Заголовки параграфов смещаются по отношению к ним на 5 ударов. Номера страниц соединяются с последним словом рубрики отточием[4].
Для нумерации разделов текста наиболее часто применяется цифровой способ, когда первая арабская цифра обозначает номер наиболее крупного раздела (главы), а через точку указывается номер более мелкого (параграфа). Например, обозначение второго параграфа первой главы будет выглядеть следующим образом – 1.2.
Оформление цитат. Как неоднократно уже отмечалось в наших беседах, цитирование встречается достаточно часто, и его использование также обязано подчиняться существующим правилам оформления.
Во-первых, принято цитировать того или иного автора только по его произведениям. Лишь в крайнем случае, когда по каким-то причинам нельзя найти необходимое сочинение, допускается заимствование цитаты из другой работы. Но тогда обязательна ссылка на использованный источник: «цитируется по:» (Цит. по.:).
Во-вторых, допускается использование современных орфографии и пунктуации для передачи содержания цитат из работ XIX – начала XX вв., если, конечно, при этом не меняются индивидуальные особенности стиля автора.
В-третьих, цитаты всегда должны быть абсолютно точны. Если Вы пропускаете часть текста, то не должно произойти искажения смысла, а пропуск текста в начале, середине, конце фразы обозначается многоточием (…).
В-четвертых, если цитата приводится целиком, то она должна начинаться с прописной буквы, за исключением случая, когда становится частью вашей фразы.
В-пятых, Вы можете развертывать произвольные сокращения слов, которые часто встречаются в архивных источниках (письмах, дневниках, черновиках работ и т.п.). При этом дополнительные части слова заключаются в квадратные скобки: т[ак] с[казать].
В-шестых, в случае необходимости допускается подчинение цитаты синтаксическому строю фразы, в которую она включена. При этом возможно изменение падежа слов и словосочетаний. Но я бы не рекомендовал этого делать.
В-седьмых, если Вы в цитате проводите выделение, обговорите это соответствующим образом. Как правило, в скобках указывается (выделено нами, подчеркнуто нами), а затем следуют или ваши инициалы, или сокращенное – авт. (автор). Порой, когда желательно выразить собственное отношение (удивление, сомнение и т.п.) к прозвучавшему заявлению, выражению, словесному обороту после их приведения в скобках ставится восклицательный (!) или вопросительный (?) знак.
В-восьмых, даже в том случае, если Вы не приводите цитату дословно, а передаете ее смысл, обязательна ссылка на источник, из которого она извлечена.
Перечисленные правила обеспечивают точность воспроизведения информации. Но ошибки недопустимы не только в цитатах, но и в статистических расчетах, цифровых материалах, которые часто передаются в тексте с помощью таблиц, графиков, диаграмм.
В таблице сведения группируются в колонки для их более наглядной демонстрации. Классификация собранных данных проводится по строго определенным критериям, что позволяет лаконично подтверждать или опровергать определенные утверждения. Не случайно после таблицы, как правило, следует обобщающий вывод: «приведенные сведения позволяют утверждать…» и т.п.
Принцип оформления табличного материала каждый волен выбирать по собственному усмотрению. Но обязательно требуется дать тематический заголовок и указать номер таблицы, если их несколько в вашей работе.
При составлении графиков, диаграмм важны уже не сами цифры, а представленная в них динамика развития процесса или явления. Главным достоинством этих иллюстративных материалов является наглядность и экономность. Очень важно в их подготовке не впасть в чрезмерное усложнение (несколько цветов, трехмерная графика и т.п.). Это не столько облегчит, сколько затруднит восприятие информации, помешает оценить значимость приводимых данных.
Схемы, чертежи, карты, фотографии, рисунки также нацелены на облегчение усвоения важной информации, наглядную демонстрацию фактов. При их подготовке следует помнить, что эти иллюстративные материалы являются одновременно и документами, требующими сопровождения наименованиями, подстрочными надписями, нумерацией.
Добиться точности представления фактического материала помогают и указатели на источник информации. Я знаю, что многих первокурсников раздражает необходимость на каждой странице научной литературы обращать внимание на сноски (ссылки). Понимание значения этих помощников приходит позднее, уже в процессе работы над дипломным сочинением.
Вместе с тем, они – незаменимы, когда требуется указать откуда взята та или иная цифра, цитата, дать пояснение, перевод иностранного слова и т.п. Выделяются три основных вида сносок: подстрочные, затекстовые (концевые) и внутритекстовые.
Самая удобная для читателей подстрочная сноска. Она используется в том случае, когда автор стремится не осложнять восприятия текста, а информация об источнике, дополнительные сведения помещаются в конце страницы. Для указания на ссылку используются, как правило, цифры или звездочки, что бывает гораздо реже. Знак сноски может относиться к определенному слову, словосочетанию и т.п. и находиться в начале, середине или конце предложения. Проставляется он перед знаками препинания. Исключение составляют восклицательный, вопросительный знак и многоточие. От основного текста такие ссылки отделяются сплошной чертой и даются более мелким шрифтом.
В сносках допускается сокращенное библиографическое описание работы, на которую ссылается автор. Так, не обязательно указывать издательство, в котором опубликована монография[5].
Если на странице даются две сноски подряд на разные работы одного и того же автора, то во втором случае его фамилия не указывается, а пишется «он же» и название сочинения.
В том случае, если подряд следуют две сноски на одно и то же произведение, нет необходимости повторять ее название, и достаточно указать «там же» и страницу издания.
Некоторое неудобство подстрочных ссылок заключается в необходимости на каждой странице приводить название уже использованной работы. Но и здесь есть маленькие хитрости, позволяющие облегчить оформление справочного аппарата. Если Вы ссылаетесь на одну и ту же работу, достаточно указать фамилию (фамилии) автора (авторов), затем – указанное сочинение (указ. соч). и номер страницы. В том случае, когда автору (авторам) принадлежат несколько работ, используемым в дипломном проекте, допускается привести фамилию (фамилии), начальные слова названия сочинения, сопровождаемые многоточием и номером страницы.
В отношении иностранных произведений обозначение там же передается латинским ibidem (ibid.), а указанное сочинение - op. cit.
Затекстовые (концевые) ссылки, на мой взгляд, наиболее удобны для автора, поскольку позволяют в большей степени сократить объем сочинения, если в этом возникает необходимость. В данном случае дается сплошная нумерация сносок, а в конце параграфа приводится их общий перечень.
Наиболее неудобны и для автора, и для читателя внутритекстовые ссылки. Встречаются они крайне редко. Тем не менее, такие случаи бывают. Обычно их использование вызвано тем, что автор считает невозможным отделить содержание от ее формы, настаивает на необходимости частого упоминания работ и источников в самом тексте. В таком случае после цитаты, передачи фактического материала в скобках с соблюдением правил сокращенного библиографического описания дается необходимая сноска.
Другой причиной применения внутритекстовых ссылок становится объем выявленного фактического материала, с которым автору жаль расставаться. Но дипломный проект не беспределен, и, чтобы его уменьшить количество печатных страниц, проводится цифровая шифровка списка источников и литературы. Внутритекстовые сноски в таком случае приобретают вид нескольких цифр, первые две из которых указывают на шифр, а третья – номер страницы.
Дополнительная информация, подтверждающая, развивающая и уточняющая вашу мысль, высказанную в основном тексте сочинения, передается с помощью примечаний. Они могут помещаться внутри текста в круглых скобках. Но такая форма затрудняет восприятие изложения, поэтому целесообразно использовать подстрочник. Для этого хорошо подходит уже знакомая Вам сноска.
По характеру сообщаемых сведений примечания могут пояснять основной текст, устаревшие слова, содержать перевод иностранных словосочетаний и выражений, содержащихся в цитате, давать определения терминов. Их неоднократно использовал и я в данной работе.
Существуют также сноска-полемика, которая более полно и обоснованно освещает критику взглядов определенного автора, затрагивает частный аспект проблемы. Сноска-комментарий сообщает о лицах, указывает на события, произведения и т.п., упоминание о которых в тексте может быть не ясно для читателей.
Примечание не должно быть пространным, т.к. в данном случае оно рискует превратиться в приложение.
Приложения располагаются после текста работы. В них обычно приводятся таблицы, диаграммы, графики, статистические сведения, копии обнаруженных архивных документов и т.п., которые по каким-то причинам не могли быть изложены ранее. Главная цель приложений состоит в простом, доступном и наглядном представлении количественных данных и иллюстративных материалов. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с соответствующей нумерацией и заголовком.
Общепринятым в научном сочинении является использование условных сокращений. Они служат как для уменьшения объема текста, так и для упрощения его восприятия. Сфера их использования широка, укажу лишь на наиболее часто встречающиеся примеры, с которыми Вы уже познакомились во время наших бесед.
Некоторые сокращения приводятся после перечисления. Например, т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие). Другие - используются для указаний в ссылках: ср. (сравни), см. (смотри). Третьи – сопровождают обозначение эры (до н.э., н.э.), цифровые показатели годов (г., гг.), веков (в., вв.), томов (т.), страниц (с.).
После текста дипломного проекта помещается библиография (список источников и литературы). Цель этого раздела работы состоит в указании всего объем научной информации, используемого в сочинении. Фактически Вы обязаны продемонстрировать тот фундамент, на котором выстроена работа. Поэтому библиография должна содержать только те произведения, на которые есть ссылки в тексте. Составление списка не займет много времени, если Вы правильно заполнили библиографические карточки. Остается только их сгруппировать по категориям «источники», «литература» и представить в алфавитном порядке.
Защита дипломного проекта. Неоднократно уже в ходе наших лекций Вам приходилось слышать, что по мере приближения к окончанию работы над дипломным проектом сложности, с которыми предстоит столкнуться, будут возрастать. И, надеюсь, в этом убедились. Осталось совсем немного, один маленький шаг. Но от него зависит многое.
Вам предстоит защитить собственное сочинение перед Государственной аттестационной комиссией (ГАК), в состав которой входят известные специалисты в определенной области знаний.
Перед предстоящей защитой не бойтесь остепененного синклита изрядно поседевших и полысевших ученых мужей. Во-первых. не так страшен черт, как его малюют. А, во-вторых, помните, что когда-то и сами члены ГАК выходили на защиту дипломных проектов, и в общем представляют ваше состояние. Но не надейтесь и на авось, а лучше целенаправленно и последовательно подготовьтесь к предстоящей защите. Как спортсмен, Вы должны выйти к определенной дате на пик своей научной формы. Как артист, Вы должны быть абсолютно готовы к предстоящей премьере.
Подготовка к защите. На дипломный проект должен быть дан отзыв научного руководителя, в котором указывается соответствие выполненного сочинения профилю специальности (специализации), дается характеристика проделанной студентом работы, отмечается ее актуальность, полнота и глубина раскрытия темы, оригинальность выводов и готовность к защите.
Дипломный проект обязательно рецензируется специалистом по данной проблеме. В своем заключении он обязан дать оценку самостоятельности работы, остановиться на обоснованности выводов, их достоверности.
Наряду с заслугами и достоинствами проекта отмечаются и присущие ему недостатки, ошибки, просчеты. К их числу могут относиться как отступления от логичности и доказательности заключений, так фактические и стилистические погрешности.
Форма отзыва, как и объем, четко не определяются. Обычно оценка проекта занимает 2-3 страницы текста, главное место в котором отводится рассмотрению вопросов о новизне, актуальности и практической значимости дипломного проекта.
Содержание рецензии доводится до сведения дипломника за несколько дней до защиты, чтобы можно было подготовить ответы на высказанные замечания.
Законченное дипломное сочинение вместе с рецензией сдается в ГАК. В дальнейшем во время процедуры защиты содержание рецензии обязательно оглашается для ознакомления с ним всех присутствующих.
К решающему моменту в получении профессиональной квалификации Вам необходимо отнестись с полной ответственностью. Особое внимание следует уделить выступлению, на которое отводится, как правило, 12-15 минут. Пожалуй, это тот единственный случай, когда необходимо написать текст устного сообщения, хорошенько отрепетировать его произнесение, и если не выучить наизусть, то запомнить основные положения. Сделать это следует с одной целью – уложиться в отведенное время. Затянутое выступление вызывает неодобрение, тем более, что на рассмотрение ГАК выносится несколько работ, и своей очереди будут дожидаться ваши товарищи.
По своему составу доклад должен отражать основные элементы работы: обоснование актуальности, указание целевой направленность, конкретных задач, определение объекта и предмета исследования, обзор научной литературы и источников, характеристику сделанных выводов. Особое внимание следует уделить итогам проведенных изысканий, тем результатам, которые свидетельствуют о завершении предпринятых усилий. Здесь уже нет необходимости останавливаться на частностях, а требуется подготовить концентрированное изложение содержания работы. Обратитесь к заключению вашего сочинения, сократив его в случае необходимости.
Не стесняйтесь отметить все то новое, что сделано Вами. Пусть вклад в науку не столь значителен. Но и новые факты, и впервые вводимые в научный оборот архивные документы заслуживают внимания и одобрения.
Не забудьте отметить, где, в какой области знаний и конкретной практики результаты проведенного исследования могут быть использованы, и какую реальную помощь могут оказать.
Заранее подготовьте ответы на замечания рецензента. Они должны быть краткими, ясными и четко сформулированными. Это придаст вашим ответам наибольшую содержательность и убедительность. В них Вы обязаны будете продемонстрировать не только хорошее знание объекта и предмета исследования, компетентность и профессиональную подготовленность, но и умение вести полемику, отстаивать собственную точку зрения.
Процесс защиты. Защита дипломного проекта происходит публично на заседании ГАК, в котором может принять участие любой желающий. По существующим правилам рассмотрение представленного сочинения должно носить характер дискуссии с соблюдением норм научной этики, обоснованности и объективности представленных результатов, оценок и замечаний рецензента.
Заседание ГАК начинается с объявления о повестке дня, о выносимых на обсуждение дипломных проектах. Затем слово берет ученый секретарь, который сообщает тему сочинения и основные биографические данные соискателя. Его сменяет научный руководитель. В его кратком выступлении он должен охарактеризовать дипломника и дать общую оценку его труда.