Место национализма среди политических идеологий. Националистические движения и партии. (Лекция)
Критерии сравнения | Национализм | Либерализм | Консерватизм | Социализм |
Положение индивида | Это часть коллектива, называющегося нацией. Нац интересы превыше всего | Часть человеческого рода, при этом интересы личности приоритетны. | Индивид - это член коллектива, сообщества. Интересы сообщества выше. Настаивает на неравенстве и иерархии | Индивид - часть общественного слоя или класса. Сначала классовое, потом личное. |
Культурная идентичность | Задается национальным происхождением индивида. Универсальных моральных норм нет. | Выбирается индивидом. А также существует общечеловеческая мораль | Характеризуется происхождением. Желательно, чтобы каждый сохранял свою идентичность | Определяется социальным классом, идентичностью |
Политика - это... | Соизмерение интересов индивидуальных с интересами нации. | Конкуренция интересов. Свободная игра политических сил. | Сдерживание интересов индивидов: сдерживание сильных и поощрение слабых | Облачено в закон воля господствующего класса. |
Национал-либерализм - политическое течение, совмещающее либеральную идеологию с элементами национализма. Как правило, либерализм в экономике совмещается с национализмом в политике и общественно жизни. Основные постулаты сформировались ещё в 19 веке, когда в европейской политической жизни консервативные либералы вытесняли монархистов. Большое развитие получил в Европе в конце 20 века на волне евроскептицизма и антимигрантских настроений. (национал-либеральная партия во 2ом рейхе)
Национальный консерватизм - термин, используемый для описания разновидности консерватизма, концентрирующегося в большей степени на национальных интересах и, как правило, имеющего традиционные социальные и этические взгляды.
Национализм-социализм (сокращённо нацизм) - форма общественного устройства, соединяющая социализм с ярко выраженным национализмом (расизмом), а также название идеологии, обосновывающей такого рода социальный порядок.
Существует национальный социализм, характерный для ряда стран Азии и Африки.
Партия арабского социалистического возрождения - политическая партия в Сирии и Ираке, основана на идеологии арабского социализма. В СССР также использовалось сокращение ПАСВ. С самого начала партия была радикальная светская, с идеологией, сочетавшей идеи панарабизма и социализма.
Национализм 20-21 веков
В 20-21 в., национализм выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальное освобождение в Европе, а затем в Африке, Азии и Латинской Америке; нередко принимал крайние формы (шовинизм), сближался с расизмом и вёл к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.
Основные типы национализма, существовавшие в 20-21 в.:
1. Национализм государственный. Патриотизм, движение, которое объединяет граждан. Проявляется на различных митингах в поддержку государства. В России в основном проявляется 9 мая и спортивных мероприятиях.
2. Экономический национализм. Сопрягается с регионализмом и этнонационализмом. В его основе лежит две идеи: приоритетное право на природные ресурсы территории и развитие межгосударственных внешнеполитических отношений. Главное требование политической элиты - максимально полный экономический суверенитет, который обеспечивается собственным законодательством по всем вопросам социально-экономического развития. С требованиями такого суверенитета началось во второй половине 1980х годов; движение к полной независимости в республиках Прибалтики, Шотландия после нахождения нефтяных месторождений.
3. Национализм паритетный. Его характеризует ограниченный суверенитет, поскольку часть прав и полномочий в соответствии с договором передаётся федеральному центру. Наиболее ярко такой тип национализма проявился в 1990-е в Татарстане, Башкортостане, Туве, в Испании после падения режима Франко.
4. Национализм защитный (противопоставляется шовинизму). Его доминирующими идеями являются защита культуры, языка, территории, демографического воспроизводства этноса. К такому типу национализма исследователи относят осетинский, ингушский этнонационализм, национализм в Карелии, Коми, этнокультурный национализм коренных малочисленных народов Севера, Латышско-Эстонский национализм 70-80 гг
5. Различают: левый («партия движения» - расширение и защита прав) и правый национализм («партия порядка» - крепкое общество, сильные традиционные устои)
· Левый национализм - охватывает формы национализма, основанного на идеях равенства, народного суверенитета и национального самоопределения. В число прогрессивных, либертарных и демократических лево-националистических движений обычно включают национально-освободительные движения угнетённых народов. Пример: ЭТА (1959 г.) - баскская леворадикальная, националистическая организация сепаратистов, выступающая за независимость Страны Басков - региона, расположенного на севере Испании и юго-западе Франции. Пример: Тигры освобождения Тамил-Илама - тамильское повстанческое движение, сражавшегося за создание Независимого тамильского государства Тамил-Илама на территории Шри-Ланки. Движение возникло против дискриминации со стороны сингальского большинства Шри-Ланки. С 23 июля 1983 «тигры» начали боевые действия против правительственных сил, которые переросли в гражданскую войну. Пример: ИРА - ирландская сепаратистская организация, целью которой является достижение полной независимости Северной Ирландии от Соединённого королевства, в т.ч воссоединение Северной Ирландии с Республикой Ирландией. Опиралась на поддержку части католического населения Северной Ирландии. Основными своими противниками считает сторонников сохранения провинции в составе Соединенного Королевства.
· Правый национализм - обычно идеология и движение титульных (этно)наций, выступающих за сохранение традиций. Правый национализм является всегда с необходимостью капиталистически ориентированным, буржуазным. Правый национализм в наших условиях является рыночным и либеральным в своей экономической части. Ярким проявлением в современной Европе 2010х годов являются евроскептики и антимигрантские организации. Пример: Британский национальный фронт - Британская националистическая политическая партия (1967 г.). Партия выступала против правительственной иммиграционной политики и политики мультикультурализма. Пример: Австрийская партия свободы - крайне правая политическая партия. АПС считается популистской партией Она выступает за ужесточение контроля над иммиграцией, усиление борьбы с преступностью и всемерную поддержку семьи.
· (Дополнительно по националистические движения и партии из методички Сергеева)
Национализм и регионализм в странах Западной Европы. В современном мире можно найти все формы и разновидности национализма, выделяемые в работах, рассмотренных в предыдущих лекциях. Если рассматривать идеологию политических партий и объединений, действующих в современном мире, с точки зрения их отношения к национализму, можно выделить следующие большие группы. 1. Партии политического «мэйнстрима», в риторику которых могут быть встроены отдельные элементы националистического дискурса. Последний не занимает в их программных заявлениях и лозунгах сколько-нибудь значительного места, в силу чего их не называют националистическими. 2. Партии и движения сепаратистского или реформистского толка, сочетающие националистический дискурс с социалистическим, социал- демократическим, консервативным и т. д. Такие объединения обычно относят к умеренному национализму. 3. Радикальные партии и движения, в идеологии которых националистический дискурс является системообразующим. Это представители так называемого ультранационализма, или радикального национализма. Ультранационалистов часто отождествляют с «крайне правыми». Это неверно, поскольку носителями радикально-националистических взглядов могут выступать и левые организации. Например, «Национально-патриотический союз России» (НПСР), Радикальная партия Сербии, а также большинство сепаратистов в Западной Европе: «Национальный фронт освобождения Корсики», «Шин Фейн» в Северной Ирландии, вышеупомянутая «Эри Батасуна» и др. Различие между умеренными и радикальными националистами заключается в последовательности проведения ими основных положений националистической идеологии. Умеренные националисты готовы допустить известную культурно-этническую неоднородность национального сообщества, тогда как для националистов-радикалов нация без культурно-этнической гомогенности — нонсенс. Отсюда различие между ними в понимании целей, средств (а также темпов) нациостроительства. Другая важная черта, отличающая ультранационалистов от их более умеренных единомышленников, — провозглашаемый ими абсолютный приоритет принципа нации во всех сферах жизни общества. Этот принцип они готовы проводить в жизнь вопреки очевидному ущербу собственному государству. То, какие партии и каких политических лидеров относят к категории умеренно-националистических, а какие — к категории радикальных, в значительной степени определено историко-политическим контекстом страны, в которой они действуют. Так, умеренный национализм лидера косовских албанцев Ибрагима Руговы — в отличие от бывших командиров Армии освобождения Косово (АОК) — заключался в его компромиссной позиции по вопросу о политическом статусе края. Умеренный национализм партии Индийский национальный конгресс (в отличие от ультранационализма БхаратьяДжаната) — в ориентации на превращение Индии в сильную и единую нацию-государство, без отказа от основных демократических ценностей. К умеренно-националистическим относят Баскскую национальную партию, выступающую за мирный выход Страны Басков из состава Испании. Те, кого на политической сцене той или иной страны называют ультранационалистами, опираются на лозунги правого и левого популизма. Если левые пытаются добиться поддержки масс, сочетая призывы к классовой солидарности с призывами к этнонациональной солидарности, то правые делают ставку почти исключительно на ксенофобию и мигрантофобию. Эксплуатация страхов, связанных с иммиграцией, оказалась весьма эффективным инструментом завоевания голосов избирателей. Этот инструмент позволил многим радикальным националистам в Западной Европе, которые совсем недавно влачили марги-нальное существование, переместиться с обочины политической жизни своей страны ближе к ее правому центру. Среди других западноевропейских националистических партий можно назвать республиканцев в ФРГ, Партию свободы в Австрии, Народную партию Швейцарии и Национальный фронт, основанный Ж.-М. Ле Пеном, а ныне возглавляемый его дочерью М. Ле Пен, и др. С ультранационалистами не следует смешивать неофашистов. Несмотря на множество очевидных параллелей между радикальным национализмом и фашизмом, организации, о которых мы ведем речь, отнести к фашистским было бы некорректно. Во-первых, различия между дискурсом этих партий и собственно фашистским дискурсом достаточно существенны. Они не только не призывают к прямому насилию, но и совершенно иначе, чем фашисты, аргументируют свою антииммигрантскую позицию. Они, в частности, ведут речь вовсе не о сохранении чистоты крови, а об опасности социальной дезинтеграции. Во- вторых, попадая вполитическиймэйнстрим, ультранационалисты обычно приобретают респектабельность и отказываются от скандальных заявлений, которые делали, будучи изгоями. Так, ЙоргХайдер, став членом австрийского парламента и проведя свою партию в коалиционное правительство, дезавуировал собственные высказывания, в которых одобрял социальную политику Третьего рейха. То же самое произошло с Джанфранко Фини, категорически отмежевавшимся от антисемитизма почти сразу после того, как попал в правительство. К ультранационалистическим партиям с полным основанием относят ЛДПР Владимира Жириновского. Национализм этой организации носит этатистски- имперский характер. Ядро ее идеологии составляет возрождение величия Росии как империи. Это, в свою очередь, предполагает: восстановление роли России как военной сверхдержавы через щедрые вливания в ВПК и агрессивную внешнюю политику, расширение территории в границах СССР или царской России, демонтаж федерации в пользу унитарного устройства, предпочтение авторитарного правления перед демократическим. Отдельно следует упомянуть КПРФ, в идеологии которой этатистский национализм («державничество») причудливо соединен с левопопулистскими и социалистическими лозунгами (народовластие, социальная справедливость, общественная собственность на средства производства). Геннадий Зюганов и другие лидеры КПРФ сосредоточили свою работу с обществом на коллективной травме, связанной с крушением Советского государства. Резкое падение уровня жизни широких слоев населения коммунисты ставят в непосредственную зависимость от распада прежней политической системы. Отодвинув на задний план марксистскую риторику «международной солидарности трудящихся» и сделав ставку на имперский национализм, КПРФ. Правый национализм делает акцент не столько на борьбе против империализма и колониализма, сколько на сохранении порядка и традиций. Поэтому они, с одной стороны, смыкаются с консерваторами, а с другой - с авторитарными и тоталитарными движениями неонацистского толка. Однако, начиная с 1980-х гг., основной акцент в своих программных требованиях они ставят на недопущении «размывания» сложившихся этнических и культурных сообществ со стороны мигрантов. Национализм в странах зарубежной Азии, Африки и Латинской Америки. Левый этнонационализм характерен для ряда организаций Азии, Африки и Латинской Америки (напр., «Тигры освобождения Тамил Илама» в Шри Ланке, «Тупамарос» в Латинской Америке). Гибриды национализма с социализмом никогда не были особенно привлекательными. Румынский (А. Чаушеску), албанский (Э. Ходжи), кампучийский (Пол Пот и Иенг Сари), северокорейский (Ким Ир Сен и Ким Чен Ир) эксперименты вылились в жестокие диктатуры, не давшие своим народам ни благополучия, ни безопасности. Самая грандиозная по масштабам и самая чудовищная по количеству жертв попытка построить социализм с национальным лицом была предпринята в Китае. Начало ей положил Мао Цзедун в 1948 г. Хотя идеи «великого кормчего» в последние два десятилетия подверглись серьезной реви-зии, социализм с китайской спецификой по-прежнему остается официальной идеологией правящего режима. Другой пример «национального социализма» — идеология Партии араб-ского социалистического возрождения (партии Баас), бессменно правящей в Сирии с 1963 г., а также идеология одноименной партии в Ираке, находившейся здесь у власти с 1968 по 2003 г. Генеральный секретарь партии и президент государства в обоих случаях соединены в одном лице (в Сирии это ХафезАсад, в Ираке до недавнего времени — Саддам Хусейн). Тридцатипятилетнее правление С. Хусейна не привело к появлению такой культурно-политической общности как иракская нация. На начало XXI в. этнические и конфессиональные лояльности жителей Ирака явно превалировали над лояльностью государству. Это неудивительно, поскольку диктатура не способствует формированию национального сообщества как сообщества граждан. В то же время нельзя не отметить, что С. Хусейну удалось создать сильные институты, которые способствовали постепенной интеграции иракского общества. Од- ним из таких институтов была армия, служба в которой позволяла молодым людям, независимо от их принадлежности суннитской или шиитской общине, ощутить себя иракцами. Ясно, что оккупация Ирака в 2003 г. не способствовала развитию этой тенденции. Причудливые варианты соединения националистических и социалистических идей представлены в современном левом движении. И государственный социализм Фиделя Кастро, и анархизм субкоманданте Маркоса, и смесь ленинизма, троцкизма, сталинизма и маоизма, которой подпитываются многочисленные леворадикальные группировки — в состав всех этих идеологий входит определенный элемент национализма. Под эгидой «левого национализма» (читай: противостояния империализму и неоколониализму) сегодня действуют партии и движения различной направленности. Это, во-первых, панафриканизм. Среди претендентов на адекватное выражение панафриканских идей — Всеафриканская народная революционная партия, сторонники которой выступают за объединение Черного континента на основе научного социализма и «черной власти» (отправления властных полномочий исключительно представителями коренного населения Африки). Гербом партии служит пятиконечная черная звезда в красном кругу на желтом фоне, в глубине которого просматриваются контуры Африки. Во-вторых, это сецессионизм и ирредентизм, опирающиеся на левопопулистские идеи. Такова, в частности, партия ЭрреБатасуна в Испании. В США на том же идеологическом поле действуют борцы за свободу штатов, прежде принадлежавших Мексике, партия «Свободные Гавайи» и другие левые группировки, отстаивающие суверенитет «гавайской нации», пуэрториканские «индепендисты» и др. В-третьих, политические организации потомков «цветных» мигрантов, объединенных по расово-этническому принципу и по принципу происхождения.