Этнос и типы этнических сообществ.

Предмет этнополитологии

Лекция

Этнополитология сформировалась на стыке этнологии (этнографии) и политологии. Предмет этнополитологии определялся различным образом: «влияние эт-нического фактора на политическое поведение людей и сферу политики в це лом» (М. Паренти), взаимоотношения государства с этническими общностями и различными этнополитическими институтами – партиями, движениями и пр. (Ван ден Берг), «этническое в политическом и политическое в этническом» (В. Тишков). Как отмечалось В. Тишковым и Ю. Шабаевым, в самом общем плане предметом этнополитологииявляется этничность в политике и политические функции этничности. В более конкретном плане предметом этнополитологии являются источники, побудительные мотивы и закономерности формирования этнонациональной политики, модели и механизмы ее реализации, идеология и практика этнополитических движений и организаций, этнополитические ориентации населения и формы их выражения. В.Тургаев определяет предмет- изучение политических факторов жизни этнических общностей.

В целом этнополитологию можно определить как отрасль политической науки, изучающей этнический аспект жизни современных политических сообществ, влияние политики и политиче-ской сферы на этносы и обратное воздействие этносов на политическую сферу и политику. Этнополитология также связана с изучением роли этничности в по- литических процессах на региональном, федеральном и международном уровнях, что выражается в мотивированных этническим фактором воззрениях и действиях граждан, в деятельности этнонациональных общественных организаций и движений, политических групп и отдельных политиков, некоторых международных структур и информационно-сетевых сообществ.

М. Фарукшин обоснованно сравнивал отношения между политологией и этнополитологией с отношениями между социологией и этносоциологией: подобно тому, как этносоциология является отраслью социологии, так и этнополитология является дочерней дисциплиной политической науки, отпочковавшись от последней в первую очередь в силу специфического объекта изучения, но оставшись при этом политологической наукой, применяющей категории и методы политологии к исследованию той стороны жизни этнических групп, которая соприкасается с властью и ее политикой.

В то же время этнополитология тесно связана с другой наукой - этнологией, объектом изучения которой являются этносы (народы), их происхождение, расселение, условия жизни, быт и культура. Многие научные категории этой науки заимствует этнополитология. Тем не менее, этнополитология является преимущественно политологической наукой, поскольку здесь задействованы все политические институты и процессы через призму лишь одного фактора – этнического. И если в рамках этнополитологии значительное внимание уделяется понятийному аппарату этнологии и меньше разбираются категории полито- логии, то делается это во избежание повторения, поскольку основные понятия и категории политологии изучаются в другом курсе – теории политики. В интересах более точного определения предметной областиэтнополитологии ее следует отличать от этносоциологии и не включать в объект изучения этнополитологии не свойственные ей проблемы, например, социальные основы национальных интересов различных этнических групп.

ФИНСКИЙ ВОПРОС

Вел княжфинляндское (1809 – 1917) – огромная автономия РИ. Имеет собственный парламент (сейм), денежную единицу (марку), гос язык до 1863г – шведский, позже – финский.

С 1900г после введения русского языка, ущемление полномочий сейма и призыва в армию – в финляндии начинается национальное движение.

1905г – указы, ограничивающие автономию, отменены.

1906г – вводятся всеобщие выборы.

МУСЛИМСКИЙ ВОПРОС

По отношению к мусульманам ( татары, башкиры, средняя азия, сев кав) и буддисам ( калмыки, буряты) проводилась политика ГЕТТОИЗАЦИИ:

· Жили как хотели

· Большинство (кроме татар-башкир) не призывались в армию

· Не допускались к должностям

ЕКАТЕРИНА II (1762-1796) – политика ВЕРОТЕРПИМОСТИ к иноверцам.

1917-1864 гг – россия воюет на сев кав. Часть горцев (адыги, черкесы) переселяются к туркам после окончания войны.

В 1914г создана ДИКАЯ ДИВИЗИЯ (служили добровольцы из народов сев кав.

ИУДЕИ И КАТОЛИКИ

Католицизм в РИ исповедовали поляки и литовцы.

Дискриминация поляков усиливается после восстания 1831 и 1864гг. после 1831г – урезана польская автономия (упразднен сейм и введен рус яз). 1865 г – употребление русяза обязательно, автономия ликвидирована.

Иудеями считали евреи, исповедующие иудаизм (аж по законам!).

НО! На иудеев другой религии дискриминация не распространялась.

ХОТЯ! 18 в. – елизавета 1 издает указ о выселении евреев из россии. Потом при кате 2 – евреев в россии свыше 1 млн человек. В связи с чем принимаются указы в черте оседлости.

ЧЕРТА ОСЕДЛОСТИ – граница территории, за пределами которой запрещалось проживание иудеев. Окончательно оформлена в 1835г. (украина кроме харькова, молдова, белоруссия, литва и латвия):

· Купцы 1 гильдии

· Лиц с высшим образованием (позже + среднее)

· Ремесленники

Этот бред отменен после 1917 г!

ПРОЦЕНТНАЯ НОРМА при приеме в средние и высшие учеб заведения (1886 по 1917). В пределах черты оседлоти 10%, империи – 5%, столицы – 3%)

С 1880 г и в нач. 20 века в россии расцветает национализм:

«союз рус народа»

«палата михаила архангела» (черносотенцы)

27. этнополитика (нац политика) в СССР

Первое время нац политика советов – отрицание нац политики империи.

Принципы:

· Пролетарский интернационализм

· У рабочих нет отечества

· Никакихпривелегий, никакой нации

· Самоопределение трудящихся

Документ: «Декларация прав народов россии» 1917 - право всех народов на самоопределение до отделения и образования собств государства.

Правительство ленина признало независимость финов, других этно окраин (помогло большевикам в борьбе с белыми, выступающими за единую россию)

Конец 1920х - большая часть РИ большевитская.

2 модели создания советов:

Предмет этнополитологии

Лекция

Этнополитология сформировалась на стыке этнологии (этнографии) и политологии. Предмет этнополитологии определялся различным образом: «влияние эт-нического фактора на политическое поведение людей и сферу политики в це лом» (М. Паренти), взаимоотношения государства с этническими общностями и различными этнополитическими институтами – партиями, движениями и пр. (Ван ден Берг), «этническое в политическом и политическое в этническом» (В. Тишков). Как отмечалось В. Тишковым и Ю. Шабаевым, в самом общем плане предметом этнополитологииявляется этничность в политике и политические функции этничности. В более конкретном плане предметом этнополитологии являются источники, побудительные мотивы и закономерности формирования этнонациональной политики, модели и механизмы ее реализации, идеология и практика этнополитических движений и организаций, этнополитические ориентации населения и формы их выражения. В.Тургаев определяет предмет- изучение политических факторов жизни этнических общностей.

В целом этнополитологию можно определить как отрасль политической науки, изучающей этнический аспект жизни современных политических сообществ, влияние политики и политиче-ской сферы на этносы и обратное воздействие этносов на политическую сферу и политику. Этнополитология также связана с изучением роли этничности в по- литических процессах на региональном, федеральном и международном уровнях, что выражается в мотивированных этническим фактором воззрениях и действиях граждан, в деятельности этнонациональных общественных организаций и движений, политических групп и отдельных политиков, некоторых международных структур и информационно-сетевых сообществ.

М. Фарукшин обоснованно сравнивал отношения между политологией и этнополитологией с отношениями между социологией и этносоциологией: подобно тому, как этносоциология является отраслью социологии, так и этнополитология является дочерней дисциплиной политической науки, отпочковавшись от последней в первую очередь в силу специфического объекта изучения, но оставшись при этом политологической наукой, применяющей категории и методы политологии к исследованию той стороны жизни этнических групп, которая соприкасается с властью и ее политикой.

В то же время этнополитология тесно связана с другой наукой - этнологией, объектом изучения которой являются этносы (народы), их происхождение, расселение, условия жизни, быт и культура. Многие научные категории этой науки заимствует этнополитология. Тем не менее, этнополитология является преимущественно политологической наукой, поскольку здесь задействованы все политические институты и процессы через призму лишь одного фактора – этнического. И если в рамках этнополитологии значительное внимание уделяется понятийному аппарату этнологии и меньше разбираются категории полито- логии, то делается это во избежание повторения, поскольку основные понятия и категории политологии изучаются в другом курсе – теории политики. В интересах более точного определения предметной областиэтнополитологии ее следует отличать от этносоциологии и не включать в объект изучения этнополитологии не свойственные ей проблемы, например, социальные основы национальных интересов различных этнических групп.

Этнос и типы этнических сообществ.

Интернет. В лекциях этого нет, если найдете, то скинете, пожалуйста

(Лекция)Понятия «этнос» и «этническая группа» (обычно переводимые с греческого языка как «народ») широко используются в социальных и политических науках для обозначения сообществ людей, объединенных общностью культуры, языка, обычаев и традиций, самосознания, представления об общности происхождения и исторической судьбы. Производным от понятия «этнос» является понятие «этничность», обозначающее этническую принадлежность индивида или группы. К этому понятию близко понятие «этническая идентичность», обозначающее отождествление индивида или группы лиц с каким-либо этносом.

Этническая общностьэто исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, которая обладает общими чертами и особенностями культуры, языка, самосознания.

Предпосылки складывания этнической общности:

1) Общность территории — необходимые условия для совместной деятельности людей (естественная предпосылка).

2) Общность языка.

3) Единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормыиобразцы поведения,а также связанные с нимисоциально-психологические характеристики сознанияиповедения людей.

Виды этнических общностей:

Род — это тип этнической общности, представляющий собой группу кровных родственников, которые ведут своё происхождение по материнской или отцовской линии, носят общее родовое имя и имеют общие потребности и интересы.

Племя — это тип этнической общности, который характерен для первобытно-общинного строя и основан на кровнородственном единстве. Племя формируется на основе нескольких родов, ведущих общее происхождение от одного предка.

Народность — это тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный на территориальном, языковом, культурном и психологическом единстве.

Нация — это высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, единство экономической жизни, языка, культуры, национального самосознания и общей исторической памяти.

Производным от понятия «нация» является термин «национальность».

Национальность— это принадлежность человека к той или иной нации либо к тому или иному государству.

Этническое (национальное) самосознание —чувство принадлежности к определённому этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп (интегративный показатель сложившейся социально-этнической общности).

Наши рекомендации