Классификация этнических сообществ по подобию хозяйства и культуры.

Среди прочих классификаций только эта является этнографической и основывается на этнографических методах изучения хозяйства и культуры. Важна при исследовании проблем этнической истории, истории возникновения и развития хозяйства и материальной культуры, исторических и культурных связей между народами.

Этнографические данные показывают, что при одном уровне социально-экономического развития и в одинаковых природных условиях возникают сходные явления в хозяйстве и материальной культуре. Сходные по этим признакам народы классифицируются по хозяйственно-культурным типам (ХКТ) – это комплекс особенностей хозяйства и культуры, которые исторически складывается у разных народов, близких по социально-экономическому развитию и обитающих в сходных природных условиях. ХКТ начали формироваться в позднем палеолите. Значительные изменения произошли во время становления капитализма и социализма, поэтому хозяйственно-культурная классификация имеет ограниченное значение и мало применима к современным условиям.

Основные элементы ХКТ – это характер и уровень развития. Уровень развития имеет второстепенное значение, в соответствии с которым ХКТ можно разделить на 3 группы:

1. Преобладают присваивающие отрасли хозяйства.

2. Преобладает мотыжное земледелие и скотоводство.

3. Объединяет плужных земледельцев.

В конце эпохи бронзы и начале железного века во многих областях Азии, а позднее и Африки выделился самостоятельный ХКТ в виде кочевого и полукочевого скотводства. Кочевничество – это пастбищное скотоводство в условиях непригодных для земледелия. Кочевничество наиболее было развито в средние века, но постепенно исчезает.

В 1 тысячелетии до н.э. в Южной Сибири и Северной Азии развивается оленеводство, в основном они использовались как транспорт.

Отличительной особенностью хозяйственно-культурной классификации является ее опора на зависимость ХКТ от природных, географических условий. Использование этой классификации редко применяется в исследовании по этногенезу, а лишь используется при изучении культуры и быта и на заключительных этапах этногенетических исследований.

Географическая классификация этнических сообществ

Опирается на факт географического соседства народов и отражает совместный характер их проживания на определенной территории; распределяет человечество по отдельным группам и народам, в соответствии с местами их обитания, но при этом не учитывает их происхождения, уровня развития, хозяйственных и социальных отношений, культуры, поэтому она используется больше при описании народов, чем при их исследовании.

Эта классификация выделяет сходные географические регионы, которые в литературе определяются по разному. Например, в некоторых изданиях Центральная Азия включена в Восточную. Так появились народы Кавказа, народы Восточной Европы. Такое географическое объединение возможно лишь при совпадении географического принципа классификации с этническим.

Географическая классификация не отвечает на вопросы о происхождении народов, процессах их формирования, но позволяет пространственно упорядочить и распределить этносы по регионам.

Единой географической классификации не существует. Самое простое деление: народы Австралии и Океании, народы Азии, народы Африки, народы Америки, народы Европы. В современной этнографии географическая классификация такая:

1. Народы Австралии и Океании (подразделяются на области Австралия и Тасмания, Полинезия, Микронезия, Мезаниезия).

2. Народы Америки (северная и Южная Америка).

3. Народы Азии (Западная, Южная, Средняя Азия и Казахстан, Центральная, Восточная, Юго-Восточная, Сибирь, Кавказ).

4. Народы Африки (Северная и Северо-Восточная).

5. Народы Европы (Восточная, Западная, Поволжье и Приуралье).

Религии народов мира

Существует множество критериев систематизации религий. Рассмотрим некоторые из них.

Каждая религия может быть рассмотрена с точки зрения количества тех сверхъестественных существ, которым поклоняются. По этому критерию религии делятся на две большие группы: политеистические и монотеистические.

Политеистические – это такие религии, в которых много сверхъестественных существ (не обязательно богов, это могут быть духи или демоны). Основное число религий, которые существовали или сейчас существуют в мире, являются политеистическими.

Наиболее известный пример политеистической религии – религия античной Греции, где поклонялись таким богам, как Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Афина и т.д. Политеистическая также была языческая религия, которая существовала на славянских землях до принятия христианства и поклонялись Перуну, Яриле, Зюзе и др. Есть религии, в которых сверхъестественных существ очень много. Например, в индуизме только богов насчитывается 3,5 тысячи. Невероятное количество сверхъестественных существ – 300 млн. – в синтаизме (национальной религии японцев).

Как правило, в политеистических религиях сверхъестественные существа находятся между собой в отношениях подчинения и создают иерархическую систему. Вверху был верховный бог, который руководил другими богами, которым подчинялись нижайшие сверхъестественные существа.

Монотеистические религии – это такие религии, в которых есть только один Бог, который считается создателем и руководителем всего. Таких религий только три: иудаизм, христианство, ислам.

Нужно подчеркнуть, что сущность монотеизма не в том, что согласно ему, есть только один Бог, а в том, что он единственный и занимает особое место относительно Вселенной, людей и других сверхъестественных существ. Поэтому само слово Бог является здесь именем собственным и пишется с большой буквы.

Во всех трех религиях рядом с Богом есть другие сверхъестественные существа, но они не являются самостоятельными, а созданы Богом и либо непосредственно исполняют его волю, либо согласно с планом Бога и по его допущению вредят ему.

Религии в зависимости от этнической принадлежности приверженцев, делятся на родоплеменные, национальные и всемирные.

Родоплеменные религии – это религии одного рода или племени. К ним относятся все первобытные религии. Они являются политеистическими. Как правило, сверхъестественные способности приписываются тем силам природы, от которых зависит жизнь данного рода или племени. Например, если племя жило на берегу озера и ловило рыбу, - почитался дух озера.

Национальные религии – религии данного народа. Таких религий довольно много. Например, иудаизм – религия евреев, индуизм – религия индийцев, синтаизм – религия японцев и т.д. Как правило, это политеистические религии, единственных исключением является иудаизм. В национальных религиях, как и в родоплеменных, сверхъестественные способности приписываются тем природным явлениям, от которых зависит жизнь данного народа.

В национальных религиях наблюдается жесткая связь между этнической и религиозной принадлежностью. Особенно ярко это наблюдается в иудаизме, где совмещаются понятия «еврей» и «иудей». Переход еврея в другую религию рассматривается как измена своему народу, нееврей же, который принял иудаизм, становится евреем.

Всемирные религии – это религии, принадлежность к которым не связана с национальной принадлежностью, более того, такая связь отрицается и подчеркивается, что данное верование адресуется всем людям. Всемирных религий только три: буддизм, христианство и ислам.

Нужно отметить, что понятие «всемирная религия» не значит «самая многочисленная», а означает, «адресованная всем людям, независимо от их национальности». Если христианство и ислам на самом деле являются наиболее распространенными в мире религиями, то в буддизме приверженцев примерно в два раза меньше, чем в иудаизме, хотя последний – не всемирная, а национальная религия.

В зависимости от способа возникновения религии делятся на религии натуральные и религии открытия.

Натуральные религии – те, которые возникли с потребностей ежедневной человеческой жизни. Натуральные религии возникают тогда, когда перед человеком встают серьезные проблемы. Чувствуя свою беспомощность решить их, он обращается за помощью к сверхъестественному.

Религии открытия – это религии, у которых есть основатель, то учение, которое он проповедует, рассматриваются его последователи не как итог человеческих размышлений, а как сверхъестественное открытие. Примерами таких религий являются буддизм (основатель Будда), христианство (Христос), ислам (Муххамед).

Наши рекомендации