Система теории государственного управления.

Билет

Система теории государственного управления. - student2.ru

Система теории государственного управления. - student2.ru

Билет

Административный процесс, административная юрисдикция, административная юстиция.

Административный процесс – это порядок разрешения индивидуальных дел в сфере государственного управления.

Административная юрисдикция – это порядок разрешения дел о правонарушениях и спорах в сфере государственного управления.

Административная юстиция – это судебная юрисдикция по делам в сфере государственного управления.

Билет

Информационное общество (Information society) – это концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Отличительными чертами информационного общества являются: увеличение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: а) эффективное информационное взаимодействие людей, б) их доступ к мировым информационным ресурсам и в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991—1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994—1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, — этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002—2010 гг.», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах. В 2008 году была принята Стратегия развития информационного общества до 2020 г.

создание на всей территории Российской

реализации Программы Федерации современной информационной и

телекоммуникационной инфраструктуры;

достижение опережающего роста

российского рынка информационных и

телекоммуникационных технологий по

отношению к общемировому уровню;

принципиальный рост качества и

доступности услуг почтовой связи,

создание спектра новых услуг для

населения на всей территории страны на

базе почтовых отделений;

существенное сокращение транзакционных

издержек в экономике за счет

стандартизации процессов, среды

взаимодействия и внедрения

информационных и телекоммуникационных

технологий;

высокое качество предоставления

государственных услуг в электронном

виде, осуществление большинства

юридически значимых действий в

электронном виде;

обеспечение прав и основных свобод

человека, в том числе права каждого

человека на информацию;

развитие социальной самоорганизации и

социального партнерства власти,

бизнеса и общественности на основе

использования информационных

технологий;

сокращение "цифрового неравенства"

субъектов Российской Федерации,

предупреждение изолированности

отдельных граждан и социальных групп;

развитие сервисов на основе

информационных и телекоммуникационных

технологий в сферах культуры,

образования и здравоохранения;

предоставление возможности

осуществления трудовой деятельности

дистанционно и содействие

самозанятости;

достижение технологической

независимости Российской Федерации в

отрасли информационных и

телекоммуникационных технологий;

достижение такого уровня развития

технологий защиты информации, который

обеспечивает неприкосновенность

частной жизни, личной и семейной

тайны, безопасность информации

ограниченного доступа;

высокая степень интеграции Российской

Федерации в мировое информационное

общество

Участники подпрограммы - Министерство связи и массовых

коммуникаций Российской Федерации,

Федеральная служба по надзору в сфере

связи, информационных технологий и

массовых коммуникаций

Билет

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

К органами законодательной власти в Российской Федерации относятся:

- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации;

- органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.

К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:

- Президент Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации;

- Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями;

- Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации.

К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации;

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов РФ;

- районные народные суды; суды специальной юрисдикции.

Билет.

Система теории государственного управления. - student2.ru

Система теории государственного управления. - student2.ru

Система теории государственного управления. - student2.ru

Билет

Опыт первого четырехлетия убедил правящий класс России в том, что для повышения управляемости политическими процессами следует кардинальным образом реформировать политическую систему власти. В сентябре 2004 г. Кремль приступил к новому этапу политического реформирования: выборы глав регионов отменялись; утверждался новый порядок выборов в федеральные и региональные представительные органы власти. Одновременно началось укрупнение регионов за счет ликвидации сложносоставных субъектов федерации. Первым «объединенным» субъектом РФ стал Пермский край, в состав которого вошел Коми-Пермяцкий АО (федеральный закон об образовании нового субъекта федерации был принят в июне 2005 г., однако полностью процесс объединения завершится к 2008 г.). Следующим «объединенным» регионом стал Красноярский край, в состав которого вошли Эвенкийский и Таймырский АО (федеральный закон принят в октябре 2005 г.; в апреле 2007 г. состоялись выборы в новый состав Законодательного собрания края; в начале июня Законодательным собранием был переизбран губернатор края А. Хлопонин). На очереди - объединение Камчатской области с Корякским АО, Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским АО.

Новая политика Кремля упорядочила отношения центра и регионов, отчасти ввела их в правовое русло и создала условия для осуществления контроля федеральных властей над регионами. Она позволила восстановить единое правовое и экономическое пространство, дисциплинировала региональных лидеров и в целом «изменила всю конфигурацию институтов власти» [8, С. 237]. Одновременно Кремлю удалось осуществить ряд целей, которые официально не декларировались: было изменено соотношение элитных групп; региональные элиты были выведены из пространства большой политики; началось масштабное перераспределение экономических ресурсов в пользу федерального центра и крупнейших государственных компаний.

Вместе с тем многие первоначально поставленные политикой рецентрализации задачи так и остались невыполненными. Отношения «центр – регионы» в «путинскую эпоху» не стали предсказуемыми и прозрачными. Не был воплощен в жизнь и тезис о «равноудалении» региональных лидеров: среди руководителей субъектов РФ остаются лица, пользующиеся наибольшей поддержкой Кремля. К ним относятся губернаторы Санкт-Петербурга и Краснодарского края – В. Матвиенко и А. Ткачев, президент Татарстана М. Шаймиев. Не произошло кардинального обновления губернаторского корпуса. Все это свидетельствовало о существенных ограничениях политики централизации, которые лучше всего просматриваются при проведении исследований в регионах России.

Билет

Понятие госслужбы в РФ.

Государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

В современном Российском государстве система государственной службы включает в себя следующие виды:

- государственная гражданская служба;

- военная служба;

- правоохранительная служба.

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Билет

Система теории государственного управления. - student2.ru

Система теории государственного управления. - student2.ru

Билет

Система теории государственного управления.

Система теории государственного управления – это совокупность взаимосвязанных элементов, каждый из которых регулирует однородную группу общественных отношений в сфере государственного управления. Элементы системы представляют собой совокупность правовых источников, действующих в той или иной сфере государственного управления.

1) Общая часть(нормы действуют во всех сферах или в большинстве сфер государственного управления):

- принципы государственного управления;

- правовой статус органов государственного управления;

- правовой статус граждан и организаций в сфере государственного управления;

- формы государственного управления;

- методы государственного управления;

- способы обеспечения законности в государственном управлении;

- основы управленческого процесса.

2) Особенная часть содержит нормы, действующие в масштабе отдельной отрасли государственного управления:

- государственное управление в сфере экономики (финансы, налоги, промышленность, торговля, природные ресурсы, сельское хозяйство и др.);

- государственное управление в социально-культурной сфере (образование, здравоохранение, занятость, социальная защита, культура, наука и др.);

- государственное управление в административно-политической сфере (оборона, государственная безопасность, внешняя политика, внутренние дела, чрезвычайные ситуации, юстиция и др.).

3) Специальная частьвключает особые институты, регулирующие отношения, которые входят в систему теории государственного управления, но могут отличаться по предмету регулирования (т.е. выходить за рамки государственного управления и возникать в сфере осуществления других государственных функций: правосудия, законотворчества, надзора за законностью):

1. Институт государственной службы. Государственная служба – это профессиональная деятельность граждан на должности государственной службы по осуществлению функций государственной власти.

Государственная служба осуществляется в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, прокуратуре, Администрации Президента и других государственно-властных структурах.

Государственная служба бывает гражданская, правоохранительная и военная.

При этом следует иметь в виду, что внутренние служебные отношения в органах законодательной, судебной власти, прокуратуре являются государственным управлением (Внешние – не являются). Что касается органов исполнительной власти, то в них и внешние и внутренние отношения относятся к государственному управлению. (Примеры в таблице 1).

2. Юридическая ответственность в государственном управлении. Юридическая ответственность – это обязанность претерпеть меру принуждения в случае нарушения правил. В государственном управлении применяются следующие виды юридической ответственности:

- административная ответственность – наступает за совершение административных правонарушений. Субъекты – физические и юридические лица. Большинство мер административных наказаний назначаются судьями.

- дисциплинарная ответственность в государственном управлении – наступает за нарушение дисциплины, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей. Субъекты - все виды государственных служащих (гражданские, правоохранительные, военные).

- материальная ответственность в государственном управлении – наступает за причинение ущерба государственному имуществу при исполнении обязанностей. Субъекты – военнослужащие.

Наши рекомендации