Система теории государственного управления.
Билет
Билет
Административный процесс, административная юрисдикция, административная юстиция.
Административный процесс – это порядок разрешения индивидуальных дел в сфере государственного управления.
Административная юрисдикция – это порядок разрешения дел о правонарушениях и спорах в сфере государственного управления.
Административная юстиция – это судебная юрисдикция по делам в сфере государственного управления.
Билет
Информационное общество (Information society) – это концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.
Отличительными чертами информационного общества являются: увеличение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: а) эффективное информационное взаимодействие людей, б) их доступ к мировым информационным ресурсам и в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991—1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994—1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, — этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002—2010 гг.», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах. В 2008 году была принята Стратегия развития информационного общества до 2020 г.
создание на всей территории Российской
реализации Программы Федерации современной информационной и
телекоммуникационной инфраструктуры;
достижение опережающего роста
российского рынка информационных и
телекоммуникационных технологий по
отношению к общемировому уровню;
принципиальный рост качества и
доступности услуг почтовой связи,
создание спектра новых услуг для
населения на всей территории страны на
базе почтовых отделений;
существенное сокращение транзакционных
издержек в экономике за счет
стандартизации процессов, среды
взаимодействия и внедрения
информационных и телекоммуникационных
технологий;
высокое качество предоставления
государственных услуг в электронном
виде, осуществление большинства
юридически значимых действий в
электронном виде;
обеспечение прав и основных свобод
человека, в том числе права каждого
человека на информацию;
развитие социальной самоорганизации и
социального партнерства власти,
бизнеса и общественности на основе
использования информационных
технологий;
сокращение "цифрового неравенства"
субъектов Российской Федерации,
предупреждение изолированности
отдельных граждан и социальных групп;
развитие сервисов на основе
информационных и телекоммуникационных
технологий в сферах культуры,
образования и здравоохранения;
предоставление возможности
осуществления трудовой деятельности
дистанционно и содействие
самозанятости;
достижение технологической
независимости Российской Федерации в
отрасли информационных и
телекоммуникационных технологий;
достижение такого уровня развития
технологий защиты информации, который
обеспечивает неприкосновенность
частной жизни, личной и семейной
тайны, безопасность информации
ограниченного доступа;
высокая степень интеграции Российской
Федерации в мировое информационное
общество
Участники подпрограммы - Министерство связи и массовых
коммуникаций Российской Федерации,
Федеральная служба по надзору в сфере
связи, информационных технологий и
массовых коммуникаций
Билет
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.
К органами законодательной власти в Российской Федерации относятся:
- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации;
- органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.
К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:
- Президент Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации;
- Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями;
- Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации.
К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:
- Конституционный Суд Российской Федерации;
- Верховный Суд Российской Федерации;
- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов РФ;
- районные народные суды; суды специальной юрисдикции.
Билет.
Билет
Опыт первого четырехлетия убедил правящий класс России в том, что для повышения управляемости политическими процессами следует кардинальным образом реформировать политическую систему власти. В сентябре 2004 г. Кремль приступил к новому этапу политического реформирования: выборы глав регионов отменялись; утверждался новый порядок выборов в федеральные и региональные представительные органы власти. Одновременно началось укрупнение регионов за счет ликвидации сложносоставных субъектов федерации. Первым «объединенным» субъектом РФ стал Пермский край, в состав которого вошел Коми-Пермяцкий АО (федеральный закон об образовании нового субъекта федерации был принят в июне 2005 г., однако полностью процесс объединения завершится к 2008 г.). Следующим «объединенным» регионом стал Красноярский край, в состав которого вошли Эвенкийский и Таймырский АО (федеральный закон принят в октябре 2005 г.; в апреле 2007 г. состоялись выборы в новый состав Законодательного собрания края; в начале июня Законодательным собранием был переизбран губернатор края А. Хлопонин). На очереди - объединение Камчатской области с Корякским АО, Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским АО.
Новая политика Кремля упорядочила отношения центра и регионов, отчасти ввела их в правовое русло и создала условия для осуществления контроля федеральных властей над регионами. Она позволила восстановить единое правовое и экономическое пространство, дисциплинировала региональных лидеров и в целом «изменила всю конфигурацию институтов власти» [8, С. 237]. Одновременно Кремлю удалось осуществить ряд целей, которые официально не декларировались: было изменено соотношение элитных групп; региональные элиты были выведены из пространства большой политики; началось масштабное перераспределение экономических ресурсов в пользу федерального центра и крупнейших государственных компаний.
Вместе с тем многие первоначально поставленные политикой рецентрализации задачи так и остались невыполненными. Отношения «центр – регионы» в «путинскую эпоху» не стали предсказуемыми и прозрачными. Не был воплощен в жизнь и тезис о «равноудалении» региональных лидеров: среди руководителей субъектов РФ остаются лица, пользующиеся наибольшей поддержкой Кремля. К ним относятся губернаторы Санкт-Петербурга и Краснодарского края – В. Матвиенко и А. Ткачев, президент Татарстана М. Шаймиев. Не произошло кардинального обновления губернаторского корпуса. Все это свидетельствовало о существенных ограничениях политики централизации, которые лучше всего просматриваются при проведении исследований в регионах России.
Билет
Понятие госслужбы в РФ.
Государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
В современном Российском государстве система государственной службы включает в себя следующие виды:
- государственная гражданская служба;
- военная служба;
- правоохранительная служба.
законность;
приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
равный доступ граждан к государственной службе;
единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
профессионализм и компетентность государственных служащих;
защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Билет
Билет
Система теории государственного управления.
Система теории государственного управления – это совокупность взаимосвязанных элементов, каждый из которых регулирует однородную группу общественных отношений в сфере государственного управления. Элементы системы представляют собой совокупность правовых источников, действующих в той или иной сфере государственного управления.
1) Общая часть(нормы действуют во всех сферах или в большинстве сфер государственного управления):
- принципы государственного управления;
- правовой статус органов государственного управления;
- правовой статус граждан и организаций в сфере государственного управления;
- формы государственного управления;
- методы государственного управления;
- способы обеспечения законности в государственном управлении;
- основы управленческого процесса.
2) Особенная часть содержит нормы, действующие в масштабе отдельной отрасли государственного управления:
- государственное управление в сфере экономики (финансы, налоги, промышленность, торговля, природные ресурсы, сельское хозяйство и др.);
- государственное управление в социально-культурной сфере (образование, здравоохранение, занятость, социальная защита, культура, наука и др.);
- государственное управление в административно-политической сфере (оборона, государственная безопасность, внешняя политика, внутренние дела, чрезвычайные ситуации, юстиция и др.).
3) Специальная частьвключает особые институты, регулирующие отношения, которые входят в систему теории государственного управления, но могут отличаться по предмету регулирования (т.е. выходить за рамки государственного управления и возникать в сфере осуществления других государственных функций: правосудия, законотворчества, надзора за законностью):
1. Институт государственной службы. Государственная служба – это профессиональная деятельность граждан на должности государственной службы по осуществлению функций государственной власти.
Государственная служба осуществляется в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, прокуратуре, Администрации Президента и других государственно-властных структурах.
Государственная служба бывает гражданская, правоохранительная и военная.
При этом следует иметь в виду, что внутренние служебные отношения в органах законодательной, судебной власти, прокуратуре являются государственным управлением (Внешние – не являются). Что касается органов исполнительной власти, то в них и внешние и внутренние отношения относятся к государственному управлению. (Примеры в таблице 1).
2. Юридическая ответственность в государственном управлении. Юридическая ответственность – это обязанность претерпеть меру принуждения в случае нарушения правил. В государственном управлении применяются следующие виды юридической ответственности:
- административная ответственность – наступает за совершение административных правонарушений. Субъекты – физические и юридические лица. Большинство мер административных наказаний назначаются судьями.
- дисциплинарная ответственность в государственном управлении – наступает за нарушение дисциплины, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей. Субъекты - все виды государственных служащих (гражданские, правоохранительные, военные).
- материальная ответственность в государственном управлении – наступает за причинение ущерба государственному имуществу при исполнении обязанностей. Субъекты – военнослужащие.