Основы теории государства и права Т.Гоббса.
Свои политико-правовые взгляды Гоббс изложил в трудах «Философское начало- учение о гражданине» «Левиофан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
Он считал, что изначально все люди созданы разными и каждый имеет одинаковые с другими права на всё: однако человеку присущи зависть, корысть, страх. Эти качества людей разрушают общества (« человек человеку волк война всех против всех»). Такое состояние общества Гоббс называет естественным состоянием. Человеку присущи и другие качества: инстинкт самосохранения и разум. Соединение этих свойств позволяет человеку выжить. Чтобы выжить люди должны объединиться в гражданское общество, договорное государство. При переходе к государству люди должны отказаться от естественных прав в пользу суверенных прав государства. Происходит тотальная передача естественных прав человека в пользу суверена (т.е. государства). Государство регулирует все сферы жизни людей. государство может быть монархией, аристократией, демократией. Однажды избрав форму правления, люди не вправе ее изменять. В большей мере Гоббс отдает свои предпочтения монархии, т.е. монархия является той формой, которая является органом собирания всех земель. Гоббс называет 2 пути достижения верховной власти: государства, возникающие в результате добровольного соглашения, основанные на установлении и государства, появляющиеся с помощью физической силы, основанные на приобретении. При государстве, основанном на добровольном соглашении, люди подчиняются человеку или собранию людей в надежде, что этот человек или это собрание сумеет защитить их против всех других. Государство – это такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливости, обеспечить безопасность людям, чтобы они могли кормиться своим трудом и жить в довольствии может быть воздвигнуто одним путем, а именно сосредоточения всей власти в руках одного человека или собрании людей, которое могло бы свести всю волю граждан в единую волю.
О каких бы формах и разновидностях гос-ва не шал речь власть суверена в гос-ве всегда абсолютна, т.е. безгранична, обширна настолько насколько это можно представить. Тот, кому вручена верховная власть не связан ни гражданским законом, ни кем бы то ни было из граждан. Монарх сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, имеет право суда последней инстанции, сам назначает всех должностных лиц. Власть монарха неделима и непередаваема никому. Делить власть, значит разрушать её. Граждане имеют право делать все то, что не запрещено законом. Например, покупать и продавать, заключать договоры между собой, выбирать свое местопребывание, пищу, образ жизни воспитывать детей. Гоббс говорит, что гос-во может бороться с теми учениями, которые ослабляют или ведут гос-во к распаду. За гражданином он оставляет право на восстание. Однако граждане имеют это право только тогда, когда монарх, вопреки естественным законам обязывает индивида убивать или калечить самого себя, либо запрещает защищаться от нападения врагов. Гоббс делит все законы на естественные и гражданские. К естественным законам он относит: 1 стремиться к миру и следовать ему; 2. Отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты; 3. Люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения. Под гражданским законом Гоббс понимает те правила, которые гос-во предписало для каждого подданного, чтобы он пользовался ими для различия между правильным и неправильным, между тем, что согласуется и не согласуется с правилами. Закон должен иметь яркие признаки, что он исходит от суверена (скреплен печатью, записан в кодексы). Практика получает силу закона не от продолжительности времени, а от согласия суверена. Законы провинции создаются не обычаем, а властью суверена. Абсолютная власть гос-ва принуждает индивида выполнять естественные законы, издавая гражданские. Если естественные законы сопряжены с разумом, то гражданские – опираются на силу. Однако по своему содержанию они одинаковы. Гоббс ставит гражданские законы в строгую зависимость от естественных. Всякие произвольные выдумки законодателя не могут считаться гражданским законом, ибо гражданский закон суть естественного закона, но только подкрепленный авторитетом и силой гос-ва.
Гоббс различает право и закон. Право есть свобода что-либо делать или не делать, а закон предписания что-либо делать или не делать.