ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ. Проведения семинарского занятия
ПЛАН
Проведения семинарского занятия
Дисциплина: История России
Тема № 8: «Либерально-буржуазные преобразования в 1860-1870 гг. в Российской империи. Контрреформы Александра III».
Занятие № 2 «Судебная и земская реформы 1864 г. Городская реформа 1870 г. Военная реформа 1861 – 1874 гг. Социально-экономические последствия либерально-буржуазных реформ».
Цели проведения семинара:
1. Учебная: закрепить учебный материал по пройденной теме; дать анализ социально-экономического и культурного развития России в 1860 – 1870 гг. и доказать исчерпанность возможностей крепостнической системы; показать основное содержание либерально – буржуазных реформ и специфику их проведения в России ; дать анализ результатов либерально – буржуазных реформ; сформировать и закрепить у курсантов навыки использования специальной исторической терминологии, работы с учебно-методической литературой и учебными картами;
2. Развивающая: формировать у курсантов устойчивый интерес к проблемам реформирования государства и общества, понимание причинно-следственных связей между изменениями , происходящими сегодня во всех сферах общественной жизни России ; формировать интерес к исторической проблематике и умение использовать исторические факты при устных выступлениях ( дискуссиях) по наиболее актуальным проблемам общественного развития ;
3. Воспитательная:способствовать формированию у курсантов аналитического и всестороннего подхода к проблемам государственного строительства, основ высокой политической культуры, навыков цивилизованного политического поведения в условиях демократического общества; формировать у курсантов высокие морально – нравственные качества: патриотизм ,активную гражданскую позицию, высокое правосознание , верность служебному долгу;
Метод проведения: семинар – дискуссия
Время:90 минут
Место проведения: учебная аудитория группы.
Материальное обеспечение: Атлас: История России в ( по числу курсантов), телевизор, фрагмент видеофильма о реформах Александра II , тестовые задания по теме семинарского занятия.
Используемая литература
1. История России. М.: учеб. // А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина.- 3 –е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- С. 248-267.
2.Скипский Г.А. Отечественная история. Курс лекций. Часть 1.Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России , 2009.-С.144-160.
3.Отечественная история: Учебно-метод. пособие для курсантов 1 курса факультета подготовки инженеров пожарной безопасности и слушателей ФЗО. Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2010.- С.16-22.
4.Отечественная история: сборник тестовых заданий. Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2008. - С.12-16.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
1. Организационная часть семинара:принимается рапорт о готовности курсантов к занятию, отмечаются в журнале все отсутствующие
( время 3-5 мин.)
2. Введение: тема семинара, цели, задачи, план проведения
( время 5 – 7 мин.)
Объективной основой реформы по отмене крепостного права, и последующих за ней реформ по развитию местного самоуправления, судебной реформы, системы образования, военной реформы, был социально -экономический кризис крепостнической системы. Непосредственная причина реформы — опасение верхов, лично царя и аппарата царской монархии в отношении сохранения своего права руководить дальше своим классом и страной в целом. Единство интересов государственного аппарата и дворянского сословия предопределило категорический отказ от крестьянского, американского типа реформы и выбор помещичьего варианта. Это само по себе изначально положило предел либерально-буржуазным преобразованиям в России. Тем не менее, страна получила исторический шанс эволюции к индустриальной цивилизации, а государство в очередной раз способствовало модернизации общественного строя.
3. Основные вопросы семинара:
- Первый вопрос. Судебная и земская реформы 1864 г. Городская реформа 1870 г. Сравнительный анализ. ( время 20 -25 мин.)
(группа разбивается на три подгруппы по отдельным реформам)
1.1 Земская реформа.
Положительные достижения реформы | Недостатки в преобразованиях |
Земства — это всесословные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. | Из-за упорного сопротивления бюрократии земства на окраинах империи стали создаваться значительно позже. |
Земства вводились, главным образом, в губерниях с явным преобладанием помещичьего землевладения. Это с одной стороны ограничивало перспективы роста местного самоуправления, а с другой стороны не препятствовало уже сложившимся исторически формам самоуправления в казачьих землях, или государственных и удельных землях | |
По своей роли земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Это способствовало формированию принципа разделения исполнительной и законодательной власти. | |
Выборы гласных происходили от каждой курии. | Во время выборов гласных сохранялся принцип имущественного ценза. Выборы гласных от крестьян были многостепенными: сельские общества посылали своих представителей на волостной сход, где избирали выборщиков, а уже из них выбирали установленное количество гласных. |
На уездных земских собраниях обычно председательствовали предводители дворянства. | |
Земства занимались вопросами местной промышленности, торговли, снабжения, в их компетенцию входило народное образование, здравоохранение, землеустройство, агрономия, ветеринария, статистика и другие вопросы. | Органы местного самоуправления не имели права заниматься политическими вопросами |
Земские служащие своей добросовестной работой и порядочным поведением сформировали о себе мнение как о компетентных и бескорыстных работниках. | Государстве не оказывало земствам никакой финансовой и административной помощи. Более того, земства облагали население дополнительными налогами и должны были отчитываться о своей деятельности перед представителями царской администрации. |
1.2 Городская реформа 1870 г.
Положительные достижения реформы | Недостатки в преобразованиях |
В городах были созданы всесословные органы общественного управления | всесословные органы общественного управления выбирались на основе имущественного ценза.Каждая курия избирала равное число гласных в городские думы, что создавало преобладание в думах представителей крупной буржуазии и дворянства. В 46 наиболее крупных городах избиратели составляли, в среднем, 5,6% от общего числа горожан. |
В городах создается система разделения властей: распорядительным органом самоуправления была Городская дума, исполнительным — Городская управа под руководством городского головы. | Большие полномочия имел городской голова, который председательствовал и в распорядительном органе — думе, и исполнительном — управе. |
1.3 Реформа судебной системы 1864 г.
Положительные достижения реформы | Недостатки в преобразованиях |
Бессословность суда. В состав суда присяжных заседателей входили представители всех основных 4 сословий (дворянство, купечество, мещанство, крестьянство | Сохранение сословного суда для крестьян – волостной мировой суд. |
Гласность судопроизводства. | Мировой судья часто не мог рассудить крестьян из-за наличия особых нравов или традиций в различных местностях |
Судьи и могли быть уволены со службы только по собственному желанию или по суду. | Все судебные дела, касавшиеся государственных преступлений оставались в ведении Сената. |
Вводилась система состязательности сторон на судебном заседании. Впервые у подсудимого появился защитник – адвокат. | Сохранение церковного суда препятствовало свободе совести и вероисповедания. |
Судам предоставлялось право толкования законов, что позволило устранить прежнюю волокиту, порождаемую пробелами в законодательстве. С другой стороны, часто нарушались нормы гражданского права, которые находились под давлением местных или сословных традиций. | |
Решение мирового судьи можно было обжаловать в более высокой инстанции — на съезде мировых судей. | Приговор Сената обжалованию не подлежал. |
Гражданские дела решались без участия присяжных заседателей, уголовные — с участием заседателей. это ограничивало гласность суда, но зато соблюдало права человека на частную жизнь. | |
Следователи, которые в своих действиях были независимы, могли прибегать к помощи полиции. Вводилась адвокатура — присяжные и частные поверенные. | Сохранилась система военно-полевых судов, которые выносили приговор без предварительного следствия и судебного разбирательства. |
Судебные следователи, институт которых учредила реформа, занимались предварительным расследованием | |
Волостной суд и мировой посредник имели право присуждать виновных к телесным наказаниям, что являлось грубейшим нарушением прав личности. С другой стороны, менталитет крестьянства был построен не только на моральном но и физическом принуждении. В результате – в деревне уровень преступности всегда был ниже, чем в городе, где телесные наказания были отменены. | |
Принцип несменяемости судей обеспечивал их независимость от администрации. | |
В мировые суды могли обращаться лица из малоимущих слоев населения. | Судебная реформа распространялась не на все губернии. Новая система суда фактически не распространялась на самую многочисленную часть населения — крестьянство, дела которого рассматривал крестьянский волостной суд. |
Вывод по 1 вопросу.
Благодаря деятельности земств и городских управ в России начинает формироваться система здравоохранения и всеобщего начального образования. Земская и городская интеллигенция способствовала росту агротехнических знаний крестьян, способствовала становлению элементов гражданского самосознания у населения сел и городов. В российской деревне начинается строительство проселочных дорог, мостов, мельниц, больниц, школ, «домов призрения» что составляло основу формирующейся социально-экономической инфраструктуры и способствовало преодолению экономической и культурной замкнутости российской деревни от города. Незавершенность реформ ограничивала темпы социального развития в России в последней трети XIX века, что отодвигало переход к индустриальному типу общества в отдаленную историческую перспективу.
Судебная реформа стала одним из самых последовательных и радикальных преобразований, способствовавших развитию в российском обществе гражданского самосознания. Вместе с тем она содержала ряд противоречий между нормами права и традициями. Была нарушена цельность всей судебной иерархии. Сенат оставался органом не подвластным общественному мнению. По-прежнему сохранялись телесные наказания и смертная казнь.
- Второй вопрос . Военная реформа 1861 – 1874 гг.
( время 20 -25 мин.) (группа разбивается на две подгруппы по военной реформе)
Положительные достижения реформы | Недостатки в преобразованиях |
Сокращена численность армии без снижения ее реального военного потенциала. | В 1865 г. началась военно-судебная реформа, но она не была завершена |
Создавалась новая система военного управления, устранявшая чрезмерную централизацию и способствующая быстрому развертыванию армии в случае войны | Комплектование армии и военно-морского флота проводилось по сословному принципу. |
За несколько этапов было произведено перевооружение армии, | Сохранялась кастовость офицерского корпуса. |
Улучшилась организация регулярных войск. Они были реорганизованы по родам войск. | Количество военных учебных заведений было недостаточным для подготовки офицеров запаса. |
Началась реформа местного военного управления на основе создания военных округ | Высшие военно-учебные заведения не учитывали в своих программах всех реалий эпохи промышленного переворота |
Введена система всеобщей воинской повинности за счет отмены рекрутских наборов. Выйдя в запас, солдат лишь время от времени призывался на непродолжительные учебные сборы, которые не препятствовали крестьянской работе. Начались формироваться стратегические резервы | 2/3 призывного контингента были по-прежнему отстранены от общей воинской подготовки. Качество подготовки военного ополчения продолжало оставаться низким. |
Были установлены многочисленные льготы. От службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье и некоторые малые народы. | Система тылового обеспечения была слабо оснащена технически и материально. |
Создавались специальные железнодорожные войска, уделялось большое внимание развитию военной промышленности |
Вывод по 2 вопросу.
Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. Реформа обеспечила значительное улучшение подготовки офицеров и открыла доступ к получению офицерских чинов не только для дворян, но и для представителей других сословий. С этой целью была проведена реформа военно-учебных заведений, в которых стали больше уделять внимания преподаванию дисциплин, повышавших общую культуру будущих командиров. Вместе с тем, сохранился сословный принцип комплектования армии и флота. 90% офицерского корпуса были дворянами. Солдат по-прежнему оставался бесправным и беззащитным перед произволом со стороны офицера.
Материально-техническое оснащение армии и военно-морского флота оставалось не соответствующим требованиям времени, поскольку Россия не завершила стадию перехода к индустриальной цивилизации. Промышленный переворот затягивался в силу влияния комплекса социально-экономических, культурных и политических факторов.
Третий вопрос. Социально-экономические последствия либерально-буржуазных реформ. ( время 15 -20 мин.)
Отмена крепостного права затрагивала основы государственного и общественного строя Российской империи, власть не могла начинать реформы без поддержки общества. В поддержку реформ должно было сложиться определенное общественное мнение, отличавшееся относительным единство в выборе целей и методов преобразований. Залогом успеха реформ являлись единство и сплоченность реформаторского крыла государственного аппарата его тесное взаимодействие с губернскими и уездными дворянскими собраниями.
Власть не могла начинать реформы без поддержки общества. В поддержку реформ должно было сложиться определенное общественное мнение, отличавшееся относительным единство в выборе целей и методов преобразований. Залогом успеха реформ являлось сплоченность реформаторского крыла государственного аппарата его тесное взаимодействие с губернскими и уездными дворянскими собраниями.
В общественном мнении не сложилось идейного единства. Часть публицистов отстаивала интересы крестьянства, часть помещиков. Были проекты достижения определенного компромисса между помещиками и крепостными крестьянами.
Отмена крепостного права проходила за счет самих крестьян, в то время как дворяне фактически сохранили все свои прежние привилегии. Многие гражданские права крестьян долгое время продолжали оставаться фиктивными, поскольку сохранялись все феодальные повинности, которые прикрепляли крестьянина к помещику. Этому же способствовала крестьянская община, которая получила дополнительный импульс развития, благодаря земской и судебной реформе, а также и механизму выкупной операции. В результате феодальные отношения стали отягощаться нарождавшимися капиталистическими. Это в перспективе привело к обострению социальных противоречий в России на рубеже XIX – XX веков.
Земля передавалась крестьянской общине, поэтому слоя многочисленных частных собственников реформа 1861 г. не создала. Общинная собственность не подлежала купле-продаже. Крестьянин был обязан выкупить землю у помещика, даже если он намеревался уйти в город. Этому способствовала сохранившаяся система круговой поруки.
Крестьянские реформы 1861-1866 гг. укрепили общинную структуру, передав ей собственность на землю. Община несла ответственность за уплату податей, за содержание сельских церквей, школ, за починку дорог. Крестьянин не мог выйти из общины и стать собственником своей земли. Аграрная реформа явилась важным шагом вперед по пути модернизации России.
Отмена крепостного права, наряду с другими реформами Александра II, создала условия для ускоренного социально-экономического и культурного развития России в последующие десятилетия.
Реформы 1860-1870-х гг. способствовали экономическому и духовному развитию общества. Укрепилась обороноспособность страны, возросло гражданское самосознание населения. Получило существенное развитие просвещение. В результате реформ начался процесс модернизации российского общества – переход его от аграрного типа цивилизации к индустриальному.
Реформы 1860-1870-х гг. улучшили политические и правовые условия для развития капиталистических отношений. Ускорилось промышленное развитие страны. Значительных успехов достигли: текстильное производство, пищевая промышленность, начали формироваться основные промышленные районы России, активно развивается железнодорожное строительство. Все это способствовало ускорению промышленного переворота в России и модернизации общественного строя России. Государственный строй оставался без изменений. Это создавало перспективы для роста революционного движения в стране и, безусловно, ограничивало реформаторский потенциал государства.
Вывод по 3 вопросу.
Крестьянские реформы 1861 - 1866 гг., касающиеся большей части крестьянства, укрепили общинную структуру, передав ей собственность на землю. Крестьянин не мог выйти из общины и стать собственником своей земли. Но аграрная реформа явилась важным шагом вперед по пути модернизации России по европейскому образцу.
Отмена крепостного права, наряду с другими реформами Александра II, создала условия для ускоренного социально-экономического и культурного развития России в последующие десятилетия.
4. Заключение. (время 3-5 мин.)
Реформы 1860-1870-х гг.— важное событие в истории России второй половины XIX века. Устранив ряд отживших институтов, и создав новые, современные органы самоуправления и суда, они способствовали экономическому и духовному развитию общества. Укрепилась обороноспособность страны, возросло гражданское самосознание населения. Получило существенное развитие просвещение. В целом улучшилось качество жизни. Россия стала развиваться в большем соответствии с общеевропейским процессом, подключившись к созданию передовых, цивилизованных форм государственности.
Реформы 1860-1870-х гг. существенно улучшили политические и правовые условия для развития капиталистических отношений. Уже в середине 1860-х гг. в России наблюдается подъем предпринимательства. Это способствовало ускорению промышленного переворота в России и модернизации общественного строя России. Государственный строй оставался без изменений. Это создавало перспективы для роста революционного движения в стране и, безусловно, ограничивало реформаторский потенциал государства.
1. Напомнить цель занятия и степень ее достижения.
2. Ответить на вопросы студентов.
3. Дать оценку работы каждого студента.
5. Задание на самоподготовку:
1. Прочитать: История России. М.: учеб.// А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина . - 3 –е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-С.248-267.
2. Обсудить: причины отказа Александра III от политических преобразований, объективно ведущих к ограничению самодержавия.
Составил:
Старший преподаватель
кафедры философии и гуманитарных наук С.Д. Шурыгин
Обсужден и одобрен на заседании методической секции философия и гуманитарные дисциплины. Протокол № __ от «_____» ___________ 201 года.
«Утверждаю»
Заведующий кафедрой философии
и гуманитарных наук, к.ф.н.
_________________ Громов А.В.
«____» _______________ 201 года
Задание к семинарскому занятию
Дисциплина: История России