Вопрос20. Виды органов исполнительной власти.
Существует несколько классификаций ОИВ.
Классификация, закрепленная Конституцией РФ и действующим административным законодательством:
- федеральные органы исполнительной власти;
- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ возглавляет систему органов исполнительной власти Правительство РФ, являющееся центральным федеральным органом исполнительной власти и осуществляющее исполнительную власть в Российской Федерации. Нужно иметь в виду, что в ряде субъектов Российской Федерации законодательство предусматривает формирование так называемых местных органов исполнительной власти. Такие органы не следует путать с органами местного самоуправления; законодательно они относятся к разряду органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Научная классификация:
1) В зависимости от порядка рассмотрения вопросов:
а) единоличные;
б) коллегиальные;
в) сочетания единоначалия и коллегиальности (все министерства имеют департаменты).
2) от характера компетенции:
а) общей (все или основные вопросы на определенной территории);
б) межотраслевой;
в) внутриотраслевой;
3) По уровню:
а) федеральные;
б) ОИВ субъектов РФ.
Вопрос21. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу как вид административного наказания.
Лишение специального права, ранее предоставленного физическому лицу, применяется за совершение административного правонарушения. Данная мера устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.
Срок лишения таких прав не может быть менее одного месяца и более трех лет. Сроки лишения специальных прав предусматриваются статьями Особенной части, устанавливающими ответственность за соответствующие конкретные правонарушения.
Лишение специального права в виде: а) права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 12.8, ст. 12.6, ч. 2 ст. 12.27 случаев управления транспортным средством в со-стоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого оно является ; б) права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.
Наказание назначается только судьей!
Вопрос 22. Участники производства по делу об АП: основы правового положения (Дмитриева Елена)
Участники производства по делу и субъекты, рассматривающие дела об административных правонарушениях – разные понятия. Последние обладают властными полномочиями, которые не свойственны простым участникам. Но участники обладают определенными правами и обязанностями, закрепленными в КоАп. Состав участников в конкретном деле различен.
Участники:
• Лицо, в отношении которого ведется производство- это физическое или юридическое лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, ответственность за которое установлена законодательством об административных правонарушениях. П общему правилу дело рассматривается с его участием (постановление об АП, выявленное с помощью специальных технических средств, выносится без него).
Его права: знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства и отводы, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника, давать объяснения и др.
• Потерпевший – физ или юр лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред
Его права: давать объяснения, знакомиться с материалами дела, пользоваться юридической помощью представителя, заявлять ходатайства и отводы, обжаловать постановление по данному делу и тд. Может быть допрошен по правилам, установленным для допроса свидетелей.
• Законные представители физического или юридического лица – родители, усыновители, опекуны, попечители физического лица, являющегося несовершеннолетним ил или своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовывать свои права. Субъект административной юрисдикции, рассматривающий дело о правонарушении, которое совершено несовершеннолетним, вправе признать обязательным присутствие его законного представителя.
Законные представители ЮЛ – руководитель или иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом ЮЛ.
• Защитник и представитель - защитник оказывает юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производств, представитель потерпевшему. Ими могут быть адвокат или иное лицо. Допускаются к участию в процессе с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания – с момента задержания.
• Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей - может выступать в качестве защитника по ходатайству лица.
• Свидетель – любое физическое лицо, которому известны обстоятельства по делу. Нет ограничений по возрасту, дееспособности, так как незаменимый участник процесса. Но, если свидетель младше 14 лет, то обязательно участие педагога или психолога. В случае необходимости опрос ведется в присутствии представителя.
Обязанности: явиться по вызову компетентного органа, дать правдивые показания, удостоверить показания подписью. Установлена административная ответственность за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний.
Права: не свидетельствовать против себя и близких родственников, давать показания на языке, которым владеет, приносить замечания на протокол, в котором отражаются показания свидетеля
• Понятой – любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Участие его обязательно в предусмотренных законом случае. Может заменяться видеозаписью. Число – не менее 2х. могут предъявляться специальные требования – например, тот же пол. Задача- присутствовать при совершении процессуальных действий и засвидетельствовать их подписью. Понятой – элемент контроля за должностным лицом. Может быть опрошен в качестве свидетеля.
Права: отражать замечания в протоколе.
• Специалист - Лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также применении технических средств. В отличие от эксперта специалист не составляет заключения, а дает пояснения.
• Эксперт - лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве, ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Экспертиза не проводится по вопросам права. Эксперта предупреждают о возможности административной ответственности.
Права: знакомиться с материалами дела, испрашивать дополнительные материалы, задавать вопросы по предмету экспертизы, отказаться от дачи заключения в случае недостаточности предоставленных ему материалов.
• Переводчик – не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее знаниями языков или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу.
Обязанности – явиться по вызову субъекта административной юрисдикции, полно и точно выполнить порученный ему перевод, удостоверить перевод подписью.
Переводчик предупреждается от ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода.
• Прокурор - вправе возбуждать производство по делу об административных правонарушениях, заявлять ходатайства, приносить протест на постановление по делу, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела.
Не могут быть участниками в конкретном деле (основания для отвода/ самоотвода):
Представитель и защитник – если они 1)сотрудникигос органов контроля и надзора за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения уголовного дела. 2) Уже выступали в данном деле в качестве других участников.
Переводчик, специалист, эксперт – 1) в родственных отношениях с др. участниками
2) ранее выступали в данном деле в качестве иных участников
3) имеются основания предполагать их заинтересованность