Вопрос16. Система органов исполнительной власти в области здравоохранения.
1. Принципы организации управления здравоохранением
Основными источниками правового регулирования являются: Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Основы законодательства РФ “Об охране здоровья граждан” от 22 июля 1993 г. № 5487-1: Закон РСФСР от 28 июня 1991 г. “О медицинском страховании граждан в РСФСР”. Во исполнение закона Правительством РФ издано постановление от 23 января 1992 г. № 41, которым утверждены: Общее положение о страховых медицинских организациях, Типовые договоры обязательного и добровольного медицинского страхования граждан, Страховой медицинский полис.
ОЗ РФ “Об охране здоровья граждан” предусматривают государственную, мунициальную и частную системы здравоохранения. Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 г. Предусматривает следующие ключевые направления развития здравоохранения: увеличение финансирования, повышение эффективности гос гарантий и правления системой здравоохранения, повышение квалификации медицинских работников, национальная лекарственная политика (развитие фармацевтического производства), развитие мед науки и инноваций в здравоохранении. Кроме того, в цели входит снижение смертности и заболеваемости, внедрение елиной системы в здравоохранении
ОЗ закрепляют следующие основные принципы охраны здоровья граждан: соблюдение прав человека в области охраны здоровья и обеспечение соответствующих гарантий; приоритет профилактических мер; доступность медико-санитарной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов власти, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
В случае причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб. В соответствии со ст. 43 Правил возмещения работодателем вреда, причиненного работникам повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей для выплаты установлен 3летний срок для обращения в суд.
Гарантии осуществления медико-санитарной помощи гражданам включают первичную помощь; скорую медицинскую помощь, она оказывается безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности; специализированную помощь.
2. Система органов управления здравоохранением
“Минздрав РФ - фоив, проводящий госполитику и осуществляющий управление в сфере здравоохранения и обеспечения санэпидем благополучия населения, а также координирующий деятельность в этой сфере иных фоив”, — гласит п.1 постановления Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1217 “Вопросы Министерства здравоохранения Российской Федерации”. Положение о Министерстве здравоохранения утверждено постановлением Правительства РФ от 3 июня 1997 г. № 659.
Министерству здравоохранения разрешается иметь в составе центрального аппарата в пределах установленной предельной численности его работников 7 замов министра, в том числе двух первых, коллегию в количестве 15 человек, Департамент госсанэпидем надзора. Первый зам Министра здравоохранения, в ведении которого находятся вопросы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, является главным государственным санитарным врачом РФ.
К области охраны здоровья и взращению физически полноценного, здорового человека относится и деятельность Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму, который образован Указом Президента Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 1482.
На уровне субъекта Федерации существуют министерства или управления здравоохранения. На районном уровне — отделы здравоохранения. В соответствии с Конституцией и законом о местном самоуправлении сельское здравоохранение находится на уровне муниципальной власти. В Москве в области охраны природы, защиты прав и здоровья человека действуют: Оперативная городская экологическая инспекция Москомприроды, Государственное предприятие “Промотходы”, МосНПО “Радон”, занимающееся радиоактивными отходами, Московское городское управление Госторгинспекции и т.д.
Низовые учреждения здравоохранения, больницы, клиники, диспансеры, санатории, училища, бюро судебно-медицинской экспертизы и т.д. имеют, как и во времена Советского Союза разноуровневый в управленческом отношении статус: федеральный, субъекта РФ, городской и районный (муниципальный). Соответствует статусу и уровень финансирования. В то же время о создании сети центров медико-психологической помощи детям и подросткам, включающих приюты-убежища есть решение президиума Московского Совета от 29 декабря 1992 г. № 104.
В ведении Минздрава РФ находятся центры государственного санэпидем надзора в субъектах, на водном и воздушном транспорте, научно-исследовательские учреждения, дезинфекционные станции, другие санитарно-профилактические учреждения и организации, а также предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов. Среди таких центров: центральные районные и сельские больницы, фельдшерско-акушерские пункты (ФАП). По заявлению министра здравоохранения РФ, создаются новые формы медицинского обслуживания: стационар на дому; больницы сестринского ухода и хосписы.
Специально урегулирован статус и других субъектов в области здравоохранения, на следующем уровне контакта с гражданами. Временное положение о психиатрической врачебной бригаде скорой медицинской помощи утверждено приказом Минздрава СССР от 12 декабря 1980 г. № 1270. На территории Российской Федерации применяются не полностью (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 января 1993 г. № 6). Временное положение о главном психиатре органа здравоохранения утверждено приказом Минздрава СССР от 21 марта 1988 г. № 225. Пункты 5.4, 5.5, 5.7 на территории Российской Федерации не применяются: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 января 1993 г. № 6.
Медицинских судов административной юстиции в РФ нет, но гражданин вправе обжаловать действия медицинских работников в судебном порядке. При органах исполнительной власти могут создаваться комитеты (комиссии) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан (ст. 16). РФ участвует в работе Европейского регионального комитета ВОЗ.
Вопрос17. Органы исполнительной власти: понятие и основы правового положения, классификация.
ОИВ — учреждение, созданное для участия в реализации функций государственной власти.
Основы правового положения:
1) ОИВ организационно обособлены друг от друга (не входят в качестве структурного подразделения в другие органы);
2) Функционально обособлены (исполняют законы в процессе руководства экономикой, социально-культурной сферой);
3) Юридически обособлены (каждый орган обладает своей компетенцией);
4) Все ОИВ осуществляют государственноне управление, но не все органы государственного управления осуществляют исполнительную власть;
5) ОИВ обладают административной правосубъектностью;
6) ОИВ имеют печать;
7) Все ОИВ являются юридическими лицами;
8) В пределах своей компетенции издают нормативные акты и осуществляют механизм их реализации (нормотворческая функция).
Классификация ОИВ — в вопросе 20.