Вопрос12. Система органов исполнительной власти в области сельского хозяйства
Высшим федеральным орган исполнительной власти общей компетенции является Правительство РФ.В число центральных органов исполнительной власти, действующих в области сельского хозяйства, входят: Минсельхозпрод России (действует на осн Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 920), оно осуществляет функции госзаказчика по закупкам и поставкам продукции в продовольственные фонды для государственных нужд; Министерство природных ресурсов Российской Федерации; Федеральная служба лесного хозяйства России.
Департамент ветеринарии Минсельхозпрода является специфичной организацией и (положение о нем утверждено постановлением Правительства РФ от 16 ноября 1993 г. № 1162). Его возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ. Он является одновременно Главным государственным ветеринарным инспектором России.
Функции Федеральной продовольственной корпорации при Минсельхозпроде России постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1224 переданы государственному унитарному предприятию «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка». ФПГ “Союзагропром”также привлекается к формированию федерального фонда продовольствия на основании постановления Правительства РФ от 27 января 1996 г. № 62. Распоряжением Президента РСФСР от 29 октября 1991 г. “О Российской агрохимической компании” одобрена инициатива объединений, предприятий и организаций Государственной агрохимической ассоциации (Агрохим), расположенных на территории РСФСР, об образовании Российской агрохимической компании (Росагрохим), являющейся юридическим лицом.
Система органов государственной власти субъектов устанавливается ими самостоятельно (П.1 СТ.77 КРФ) - уставами или конституциями. Обычно это управления сельского хозяйства.На уровне районов в областях обычно действуют органы, называемые управлениями или отделами сельского хозяйства или агропрома.
Низовым звеном, производителем продукции являются различные предприятия и организации, выполняющие основную работу по земледелию, сохранению урожая, переработке продукции. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 “О порядке реорганизации колхозов и совхозов” они преобразуются в АО. Предприятиями любых организационных форм являются и оптовые продовольственные рынки. В соответствии с федеральным законом РФ № 193-ФЗ 1995 г. “О сельскохозяйственной кооперации” создаются колхозы, коопхозы. Низовым звеном являются также частные и фермерские хозяйства. Гос предприятия по ГК должны иметь форму казенного предприятия. Правда, Президент РФ указом от 1995 г признал нецелесообразность казенных предприятий в агропромышленном комплексе.
Административные полномочия органов управления сельским хозяйством связаны с регистрацией, лицензированием, контролем, надзором и правом применения административных взысканий.
Государственная хлебная инспекция при Правительстве Российской Федерации (Росгосхлебинспекция) действует на основании Положения о ней, утвержденного постановлением Правительством РФ от 19 августа 1994 г. № 971. В ее составе территориальные (региональные) органы в субъектах Российской Федерации, хлебоинспекционные пункты в морских и речных портах, на железнодорожных пограничных станциях. Возглавляет инспекцию главный государственный хлебный инспектор.
Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (Главгостехнадзор России) действует на основании Положения о ней, утв.о постановлением Правительства РФ от 13 декабря 1993 г. № 1291.
Составы административных правонарушение в сельском хозяйстве, виды административных взысканий и юрисдикционные органы по этим составам закреплены в статьях 96—102 КАП РСФСР. К ним относятся: потрава посевов, стогов, порча или уничтожение находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур, повреждение насаждений (ст. 96), нарушение правил борьбы с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками (ст. 97 КАП); вывоз из пограничных морских и речных портов (с пристаней) завезенных из зарубежных стран материалов, не прошедших карантинную проверку и соответствующую обработку (ст. 98 КАП); непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками (ст. 99 КАП); ряд статей касается наказаний за незаконные посев, ненадлежащую охрану и выращивание наркотикосодержащих растений (ст. 99.1, 99.2 КАП); нарушение правил технической эксплуатации сельскохозяйственных машин (ст.100 КАП) и ряд правил по по карантину животных и правил по содержанию собак и кошек (ст. 101-102.1 КАП).
Дела по этим составам рассматриваются в основном административными комиссиями при местных администрациях,статьи 96 и 99 также и администрациями, а ст. 100 и 101 КАП соответствующими надзорными органами, Госсельтехнадзором и государственным ветеринарным надзором.
Вопрос13. Административно-правовой статус граждан.
Субъект административного права – физическое лицо или организация, обладающие административной правоспособностью. НО: участник административного правоотношения должен иметь административную правосубъектность.
Административно-правовой статус гражданина– системаправ, свобод и обязанностей гражданина, закреплённая нормами административного права, и их гарантий, в том числе их защиту государством и местным самоуправлением, и отдельными институтами гражданского общества..
Виды административно-правового положения граждан:
1. Общее положение. Равно для всех граждан РФ.
2. Специальное положение. Характеризует положение отдельных групп граждан, наделённых дополнительно специальными правами и обязанностями (пенсионеры, инвалиды, студенты государственных вузов, военнослужащие и т.д.).
3. Индивидуальное положение характерно для конкретного гражданина, наделённого какими-либо правами персонально.
Структура административно-правового положения гражданина РФ (иногда Алёхин называет это признаками административно-правового положения):
· административная правосубъектность,
· система прав, свобод и обязанностей,
· политические и социально-экономические гарантии,
· организационно-правовые гарантии,
· исполнение обязанностей.
Административно-правовое положение граждан определяется объёмом административной правосубъектности, которая включает в себя административную правоспособность и административную дееспособность.
Административная правоспособность –признаваемая законом за гражданином возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Возникает с момента рождения, прекращается со смертью гражданина. Объем и содержание определяется нормами административного права (напр., ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности»). Не может быть отчуждаема или передаваема. Может быть ограничена, например, в связи с совершением уголовного преступления. Например, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.
Административная дееспособность гражданина — признанная за ним способность своими личными действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правового характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность включает также способность гражданина лично нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами.
Момент возникновения административной дееспособности:
1. Полная дееспособность с 18 лет (Конституция РФ);
2. Субъект административного правонарушения с 16 лет;
3. Возможно исключение из школы ещё до достижения 16 лет.
Возможно ограничение дееспособности. Например, гражданина можно признать недееспособным, частично недееспособным.
Права и обязанности граждан в сфере государственного управленияможно подразделить на две категории:
1. Статутные, которые указывают на положение гражданина в социальной структуре страны. Например, право на жизнь, право на пользование родным языком, запрет на высылку гражданина РФ за ее пределы или выдачу его другому государству, запрет на принудительный труд и др.
2. Адекватные сферам, в которых могут реализовываться: личные, социально-экономические, социальные, социально-культурные, политические.
Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются следующие права, свободы и обязанности:
1. Право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.
3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, т. е. публичное мероприятие (акцию).
4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления
5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность.
6. Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
7. Право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
9. Право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Ограничение прав возможно: 1. федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; 2. ограничение некоторых прав возможно на основании судебного решения (например, ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т. д.); но такие решения, в свою очередь, должны быть основаны на законе.
Граждане также выполняют ряд обязанностей: обязанностьплатить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам; защищать Отечество, заботиться о сохранении культурно-исторических ценностей. Административное право содержит нормы, устанавливающие правовой режим охраны собственности, пользования природными ресурсами, сохранения культурных ценностей и др.
Вопрос14. Требования к структуре регламента федерального органа исполнительной власти.
Перечислены в постановлении Правительства РФ «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» от 28 июля 2005 г. № 452. Регламент подразделяется на главы следующим образом. I. Общие положения. В них устанавливаются общие правила внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. Затем приводится структура и штатное расписание ФОИВ и территориального органа федерального органа исполнительной власти. Структура центрального аппарата федерального органа исполнительной власти включает в себя руководство (руководителя и его заместителей) федерального органа исполнительной власти, помощников (советников) руководителя и структурные подразделения по основным направлениям деятельности – департаменты в федеральных министерствах или управления в федеральных службах и федеральных агентствах. В департаментах (управлениях) федерального органа исполнительной власти образуются отделы. В штатное расписание департаментов (управлений) включаются должности федеральной государственной гражданской службы, а также могут включаться должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы. Также должны быть определены сферы деятельности и компетенция департамента (управления). Далее дается раздел «Полномочия руководителей в федеральном органе исполнительной власти», в котором перечисляются полномочия руководителей и их заместителей. После этого должен быть раздел «Административные регламенты и стандарты государственных услуг», где даются указания по поводу разработки ФОИВ административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. II. Порядок планирования и организации работы. Вначале дается глава «Формирование планов и показателей деятельности ФОИВ», затем «Особенности организации подготовки материалов по разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год», затем «Участие федеральных органов исполнительной власти в планировании заседаний Правительства и порядок подготовки к заседаниям Правительства». Потом должен быть определен порядок работы координационных и совещательных органов, рабочих групп, коллегии ФОИВ. Также в данной главе должны быть приведены основные правила организации документооборота. исполнительной власти. III. Порядок подготовки и оформления решений федерального органа исполнительной власти. В данной главе предусматриваются правила оформления решений ФОИВ, всякого рода договоров (контрактов, соглашений). IV. Порядок исполнения поручений в федеральном органе исполнительной власти. В данной главе должны быть предусмотрены правила исполнения поручений, данных руководителем своему подчиненному в пределах ФОИВ и контроль за исполнением поручений. V. Порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов при осуществлении нормативного регулирования в установленной сфере деятельности (для федеральных органов исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями). В данной главе должно быть определено, в каком виде издается тот или иной НПА ФОИВ и в какой последовательности он может быть принят. VI. Порядок подготовки и рассмотрения проектов актов, которые вносятся в Правительство (для федеральных органов исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями). В данной главе определяется порядок внесения проектов актов, порядок их рассмотрения при поступлении на согласование. VII. Законопроектная деятельность и порядок участия в деятельности Федерального Собрания (для федеральных органов исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями). Здесь должен быть учтен порядок следующих процедур: планирование законопроектной деятельности, участие в работе Федерального Собрания, подготовка проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства на законопроекты, рассмотрение парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. VIII. Порядок взаимодействия федерального министерства и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также порядок осуществления федеральным министерством полномочий по координации и контролю деятельности соответствующих федеральных служб и федеральных агентств. IX. Правила организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти X. Порядок взаимоотношений с органами судебной власти XI. Порядок рассмотрения отдельных видов обращений Здесь предоставляется информация о порядке рассмотрения обращений иных ФОИВ или должностных лиц. XII. Порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан XIII. Порядок обеспечения доступа к информации о деятельности федерального органа исполнительной власти. |
Вопрос 15. Система органов исполнительной власти в области образования.
По учебнику Дёмина:
В РФ установлены следующие образовательные уровни:
1) основное общее образование
2) среднее (полное) общее образование
3) начальное профессиональное образование
4) среднее профессиональное образование
5) высшее профессиональное образование
6) послевузовское профессиональное образование
К общеобразовательным программам относятся уровни образования:
1) дошкольное образование
2) общее образование, в том числе начальное, основное, полное среднее образование
3) дополнительное образование детей
Закон не предусматривает разделение высшего образования на бакалавриат и магистратуру.
Общие вопросы управления образованием Конституция относит к совместному ведению.
В РФ существуют следующие госорганы управления образованием: федеральные (центральные) ведомственные органы управления образованием, федеральные ведомственные органы управления образованием, госорганы управления образования субъектов РФ.
Право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. Право на включение в схему централизованного финансирования возникает с момента его государственной аккредитации.
Проводятся также аттестации. Их цель – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных стандартов (крч, тут проверяют уже самих обучающихся).
Виды высших учебных заведений:
А) университет – высшее учебное заведение, которое кроме реализации образовательных программ высшего послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям) и осуществления подготовки и переподготовки работников высшей квалификации выполняет ещё и фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук и является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;
Б) академия – высшее учебное заведение, осуществляющее эти же функции преимущественно в одной области науки или культуры;
В) институт – высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку работников для определённой области профессиональной деятельности, но не являющееся научным и методическим центром в области своей деятельности.
Конкретное высшее учебное заведение действует на основании своего устава.
В учебных заведениях могут организовываться военные кафедры.
***
Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ.
В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляют органы местного самоуправления. Полномочия указанных органов определены в ФЗ «Об образовании» (ст. 28, 29, 31).
Управление образованием осуществляют различные государственные и муниципальные органы. К ним относятся:
· федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции управления в сфере образования как основного вида своей деятельности:Министерство образования и науки РФ;Федеральная служба по контролю и надзору в сфере образования
· федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организацииведомственного профиля (Минобороны России, МИД России, МВД России, Минздрав России, ФСБ России);
· органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, имеющие различные организационные формы (департаменты образования, главные управления образования и др.);
· органы местного самоуправлениясоответствующих муниципальных районов и округов, осуществляющие управление в сфере образования;
Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) — федеральный орган исполнительной власти, специально созданный для управления образованием в стране. Действует на основании Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства РФ 3 июня 2013 г. Оно осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций, в сфере молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования
На Минобрнауки России возложены координация и контроль деятельности подведомственных ему Федерального агентства по делам молодежи и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Министерство наделено широкими полномочиями в сфере образования. Они принимают огромное количество нормативных правовых актов.
Примеры:
-перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям, направлениям
-порядок и основания предоставления учащимся академического отпуска
-порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования
-перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам каждого уровня и т.д
Функции и полномочия министерства:
-координация деятельности в сфере образования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и иных субъектов образования, организация мониторинга системы образования
-обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне РФ в сфере образования
- принятие НПА по вопросам осуществления ОГВ субъектов РФ переданных полномочий РФ в сфере образования
- внесение в Правительство РФ по представлению ОИВ, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, предложения об изъятия полномочия РФ в сфере образования, переданных для осуществления ОГВ субъекта РФ, у ОГВ субъектов РФ
-подготовка предложений по совершенствованию законодательства
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
Действует на основании Положения о ней, утвержденным Правительством РФ от 15 июля 2013 года.
Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.
На неё возложен не только надзор, но и контроль в сфере образования
В Положении определены организации и органы, в отношении которых Рособрнадзор осуществляет федеральный государственный контроль качества образования в соответствующих образовательных организациях, то есть тех же, в отношении которых предусмотрен надзор.
На службу возложен федеральный контроль качества образования в тех же организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Рособрнадзору принадлежит в сфере его деятельности ряд полномочий в отношении ОИВ субъектов РФ.
Важные полномочия Рособрнадзора:
-лицензирование образовательной деятельности организаций, указанных в положении о Службе.
-государственная аккредитация образовательной деятельности не только тех же организаций, но и иностранных образовательных организаций, реализующих образовательные программы, соответствующие требованиям установленных в РФ федеральных государственных стандартов и осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории РФ.
Рособрнадзор вправе:
-пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера
-приостанавливать действие выданной Службой лицензии на осуществление образовательной деятельности полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным государственным программам
-приостанавливать действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки
-лишать организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации
-запрещать прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
Органы управления образованием субъектов РФ также имеют свою компетенцию, например, разработка и реализация республиканских и региональных программ развития; создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций соответствующего подчинение, лицензирование их деятельности и т.д.
В ФЗ «об образовании» также предусмотрены полномочия высшего ДЛ субъекта РФ, связанные с реализацией полномочий, переданных РФ на осуществление субъектов РФ.
Законодательство об образовании относит к органам управления образованием также «ведомственные государственные органы управления образованием». Также есть полномочия в области образования у органов местного самоуправления.
В Российской Федерации здоровье людей охраняется Конституцией РФ (ст. 7). Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Охрана здоровья граждан — важнейшая задача государства как социальной политической организации.
Охрана здоровья людей — это совокупность мер направленных на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.