Макро- и микроинструменты региональной политики
По степени универсальности и широте воздействия инструменты регионального регулирования делятся на 2 группы:
1. Общеэкономические регуляторы (макроинструменты), воздействующие на поведение многих экономических субъектов на определенных территориях. Для стимулирования экономического роста и поддержки проблемных регионов устанавливаются пониженные ставки налогов на предпринимательство, льготные кредитные ставки, льготные транспортные тарифы. Цель - поднять конкурентоспособность определенных регионов на национальных и внешних рынках.
2. Регуляторы адресного воздействия. Они применяются для непосредственного воздействия на деятельность субъектов региональной экономики. Существуют два главных направления воздействия: на труд (переподготовка кадров, выделяются субсидии и целевые кредиты для создания нового рабочего места. 2-е направление оказывает воздействие на капитал: инвестиционные гранты (субсидии, скидки).
Проблемы регионального развития:
1. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ;
2. Неоднородность российских регионов и проблема территориальной справедливости;
3. Внутренняя геополитика (пограничные проблемы, проблемы единства страны);
4. Внутренняя геоэкономика (размещение производительных сил, депрессивные регионы);
5. Проблемные регионы (Север, Кавказ, Дальний Восток и др.);
6. Обезлюдение территории;
7. Миграционные процессы;
8. Бюджетные и налоговые проблемы.
[1] Кириченко В. Уточнение ориентиров экономических реформ. // — Экономист. — 2007. — №7.
[2] Г. В. Атаманчук. Управление: сущность, ценность, эффективность. М. Культура. Академический проект. 2006. С. .45-46.
[3] Ильин И.Почему мы верим в Россию. – М.: Эксмо, 2006. – С.27.
[4] Он нашел отражение в работах святителя Филарета (Дроздова), И.А. Ильина, Митрополита Иоанна (Снычева).
.
[5] См. об этом работы: Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (Социологический очерк). - М.: 1996; Касьянова К. О русском национальном характере. - М.: Институт национальной модели экономики, 1994 - 267с.; И. Грошев, В.Юрьев. Экономические преобразования и ментальность россиян: есть ли взаимодействие? // Общество и экономика. - 2005. – № 10-11. – С. 192-222.
[6] Селезнев А. О бюджетной политике в свете стратегии национальной безопасности. // Экономист. — 2010. — №5. — С.7,9.
[7] Там же, С. 10.
[8] Расков Н. Долговременные тенденции развития экономики. // Экономист. 2010. №5. С.28.
[9] Расков Н. Долговременные тенденции развития экономики. // Экономист. 2010. №5. С.30.
[10] ЦБ снижает банкам ставки по депозитам. [Электронный ресурс]. URL: http://credit.rbc.ru/news/deposit/2009/08/11/78240.shtml
[11] Сулакшин С.С. К вопросу о монетаристской линии финансовых властей России. 28.06.2008
http://www.rusrand.ru/enotes/enotes_86.html
[12] Система финансово-правового регулирования банковской деятельности в РФ. http://duch.ucoz.ru/publ/1-1-0-54
[13] А.А. Гаджиев, Р.А. Шахабасов, Р. К. Джанбалаев. Совершенствование направлений государственного регулирования банковской деятельности. http://www.vevivi.ru/best/Sovershenstvovanie-napravlenii-gosudarstvennogo-regulirovaniya-bankovskoi-deyatelnosti-ref89166.html
[14] Минфин и ЦБ готовят стратегию развития банковского сектора. http://rus.ruvr.ru/2010/05/27/8558799.html
[15] Якунин В.И., Сулакшина А.С., Ахметзянова И. Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики в Российской Федерации. // Власть. – 2007. – №5.
[16] Якунин В.И., Сулакшина А.С., Ахметзянова И. Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики в Российской Федерации. // Власть. – 2007. – №5.
[17] Д.Новиков , Е Гребнев, Ф.Новиков. Концептуальные вопросы планирования и российская практика. //Общество и экономика. – 2007. – №11-12. – С.191.
18 Интервью Д.Б. Кувалина электронному изданию «Наука и технологии России» 01 февраля 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecfor.ru/index.php?pid=interview
[19] Ершов В. «О пользе неконкретности антимонопольного законодательства» // Независимая газета 2002 . 1 февраля. С. 21-25.
[20]Вильсон Дж, Цапелиник В. Естественные монополии России //Вопросы экономики. - 2004. - № 11. -С. 24.
[21] Ершов В. «О пользе неконкретности антимонопольного законодательства» // Независимая газета. - 2002 . 1 февраля. - С. 21-25.
[22] Доклад министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктора Христенко на "Правительственном часе" в осударственной Думе Федеральногособрания Российской Федерации 27 января 2010 г. Эл.ресурс http://www.minprom.gov.ru/appearance/showAppearanceIssue?url=appearance/report/114
[23] Современное состояние отечественного научного потенциала. Доклад Счетной палаты РФ. - М.: - 2003. - С. 2.
[24] Анисимов В.С., Винслав Ю.А. Муниципальный уровень промышленной политики: специфика, опыт, принципы совершенствования. РЭЖ. №8. 2001. С.13.
[25] Доклад Министерства образования и науки Российской Федерации«О результатах и основных направлениях деятельности на 2010–2012 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/6511/doklad.pdf
[26] Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика». – 2009. – С. 336.
[27] Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: Экономика. – 2000, С.576.
[28] Макроэкономика. Теория и российская практика. Учебник под ред. А.Г.Грязновой и Н.Н.Думной. М. Кнорус.2006.с.418.
[29] Указ президента РФ № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.interned.ru/articles/laws/ob_osnovnih.htm)