Раздел 6. Административно-правовой статус государственных и негосударственных служащих. Правовые основы организации государственной службы.

В результате изучения раздела 6 студент должен

знатьпринципы государственной службы; основные нормативно-правовые акты, содержащие правовые основы осуществления различных видов государственной службы;

уметьдавать общую характеристику института государственной службы на основе анализа Федерального закона «О системе государственной службы в РФ»; выявлять и анализировать социально значимые проблемы в правовом регулировании государственной службы; определять содержание элементов правового статуса государственного служащего;

владеть навыкамиприменения норм законодательства о порядке приема на государственную службу, ее прохождения и прекращения; участия в разработке и проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, закрепляющих статус государственных служащих; юридической консультации граждан по вопросам деятельности органов государственной власти.

Тема 6.1 Служба как специфический вид социально-трудовой деятельности. Характерные признаки служащего Виды службы и служащих по действующему законодательству.

Каждая социальная категория граждан - рабочий, крестьянин, пенсионер, служащий, инвалид - имеет свой строго определенный законодательством правовой статус, основанный на едином для всех правовом статусе гражданина.

Рабочий, крестьянин в процессе своего труда воздействуют на объ­екты природы в ее первозданном виде (шахтер, рыбак, землепашец и др.) или на уже подвергшиеся воздействию предшествующим трудом человека природные объекты — машины, механизмы, сооружения и т. д. (тока­ри, слесари, механизаторы, строители и др.). Здесь, отношения рабочего, крестьянина с объектами и предметами их труда регулируются техноло­гическими нормами и технико-экономическими нормативами, поэтому рабочий в процессе своего труда своими действиями не порождает каких-ли­бо юридическихпоследствий для других лиц, может создавать их только для себя, да и то лишь по поводу своего труда(его оплаты, соблюдения или, на­оборот, нарушения установленных технологических норм и технико-эко­номических нормативов, добросовестности к выполнению трудовых обя­занностей и т. д.), но это уже область трудового правового регулирования, сходного как для рабочих, так и для служащих. Служащий же в про­цессе своего труда воздействует на человека, точнее, на сознание человекаи его поведение(лечит, учит, воспитывает, администрирует и т. д.), поэтому процесс труда служащего регулируется не только профессионально-тех­нологическими правилами, но и нормами социальных взаимоотношений, многие из которых есть правовые нормы. Наличие правовых отношений в самомпроцессе труда служащегоявляется характерной особенностью и обязательным элементом всей его трудовой деятельности. Статус служа­щего обязывает его вступать в социальные, в т. ч. правовые, отношения с теми субъектами, которым он служит или которых обслуживает.

Таким образом, статус любого служащего характеризуется тем, что он призван и должен служить человеку, обществу, государству, имея объектом своего трудового воздействия человека, его сознание, а впроцессе своего труда вступает в правовые отношения, своими служебными действиями создает и вызывает юридические последс­твия для других лиц, с которыми он взаимодействует[65]. Отношения же служащего по поводу его труда (оплаты, предоставления отпуска, со­здания необходимых условий труда и т. д.) принципиальных отличий от аналогичных отношений у рабочего не имеют, относятся к области трудовых отношений служащего и регулируются нормами трудового, а не административного права.

Существует несколько видов службы: государственная и муниципальная служба, гражданская служба в общественных органи­зациях, на предприятиях и в социально-культурных учреждениях, час­тная служба по различным видам обслуживания физических и юри­дических лиц, причем в каждом из этих видов службы по различным классификационным основаниям можно выделить много их разновид­ностей. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе го­сударственной службы Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2010г. №410-ФЗ)[66] выделяет три главных вида государственной службы:

государственная гражданская служба—это профессиональная слу­жебная деятельность граждан на должностях государственной граждан­ской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных го­сударственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Обшей правовой основой организации и функ­ционирования данной службы является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 06. 12.2011г. №395-ФЗ)[67], имеет ряд своих разновид­ностей по сферам, отраслям и видам государственной деятельности;

государственная военнаяслужба - профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Си­лах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспече­нию обороны и безопасности государства. Таким гражданам при­сваиваются воинские звания;

государственная правоохранительная служба- профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осущест­вляющих функции по обеспечению безопасности, законности и пра­вопорядка, его борьбе с преступностью, по защите прав и свобод че­ловека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Государственная служба субъектов Российской Федерациирегулиру­ется законодательством субъектов РФ. В Саратовской области, напри­мер, действует Закон Саратовской области от 02.02. 2005 г. N 15-ЗСО «О государственной гражданской службе Саратовской области» с изм. на 28.08.2012г.)[68], который по образцу и подобию федерального закона о службе регламентирует все вопросы организации и функционирования государственной службы в масштабах и территориальных пределах Саратовской области как субъекта Федерации.

Муниципальная служба,все основные стороны организации и деятельности которой регулируются в общем виде Федеральным за­коном от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Рос­сийской Федерации» (в ред. от 21.11.2011г. №329)[69], а более детально — в развивающем его законо­дательстве субъектов Российской Федерации.

Общественная службав различного рода общественных объединениях (в политических партиях и движениях, в профсоюзах, в профес­сиональных, творческих и иных общественных объединениях) регла­ментируется прежде всего их уставами и, частично, федеральным и субъектов Федерации законодательством (порядок представления об­щественных служащих к государственным наградам, применение мер правовой ответственности и ряд других вопросов).

Гражданская службав государственных унитарных предприятиях и социально-культурных учреждениях также регламентируется их ус­тавами и, в значительной мере, нормативно-правовыми актами фе­деральных и субъектов Федерации органов исполнительной власти, которые выступают учредителями этих организаций и утверждают их уставы.

Частная службапо различным видам обслуживания физических и юридических лиц нормативно-правовым регулированием охваче­на лишь частично в отношении некоторых ее разновидностей. Част­ная детективная и охранная служба регламентируется Законом РФ от 11.03. 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятель­ности в Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2011г. №389)[70]. Дея­тельность адвокатов по обслуживанию частных интересов конкретных физических и юридических лиц регулируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Россий­ской Федерации» (в ред. от 21.11.2011г. №326-ФЗ)[71], а государственная деятельность частных нотариусов в самом общем плане и весьма не­полно регулируется в Основах законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993г. №4462-1 (в ред. от 29.06.2012г. №96-ФЗ).[72]

Тема 6.2.Государственная служба как организационно-правовая катего­рия, элемент государственной организации и правовой институт. Понятие государственной и муниципальной службы и служаще­го.

Государственная служба как социальная и государственно-пра­вовая категория представляет собой сложное общественное явление. Ее необходимо рассматривать как организационный и правовой ин­ститут. Как организационный институт она тесно связана с органи­зацией государственной деятельности и является ее элементом. Го­сударственная служба как организационный институт продолжает и завершает всю государственную организацию, как важнейший эле­мент и атрибут государства она не может быть сведена лишь к харак­теристике профессиональной служебной деятельности различных ка­тегорий государственных служащих.

В содержание организационно-правового института государс­твенной службы входят три взаимосвязанных элемента: 1) органи­зация деятельности личного состава государственных органов, его служащих (учреждение должности в структуре государственного ап­парата, определение круга обязанностей и полномочий по каждой должности, порядка замещения этой должности и т. д. Причем все это должно быть выполнено государством еще до того, как служащий займет свое служебное место и начнет свою профессиональную де­ятельность по осуществлению определенных государственных функ­ций и полномочий); 2) сама служебная профессиональная деятельность личного состава государственных органов (его служащих), в процессе и в результате которой реализуется компетенция соответствующего государственного органа; 3) правовое регулирование этой служебной профессиональной деятельности государственных служащих (указа­ние и закрепление в соответствующих нормативно-правовых актах задач, функций и полномочий, организационных и правовых форм и методов деятельности каждого государственного служащего).

В ст. 1 Федерального закона «О системе государственной служ­бы Российской Федерации» государственная служба определена как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Фе­дерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Фе­дерации; федеральных органов государственной власти, иных феде­ральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Рос­сийской Федерации, федеральными законами для непосредственно­го исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, ус­тавами, законами субъектов Российской Федерации для непосредст­венного исполнения полномочий государственных органов субъек­тов Российской Федерации. Аналогично в ст. 2 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» му­ниципальная служба - это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Государственные и муниципальные служащие по действующему законодательству - граждане России, осуществляющие професси­ональную служебную деятельность (исполняющие профессиональ­ные обязанности) по занимаемым должностям государственной или муниципальной службы и получающие за это денежное содержание (вознаграждение, довольствие) из бюджета соответствующего уров­ня. Занятие какой-либо государственной должности государствен­ной службы или муниципальной должности муниципальной службы является обязательным и определяющим признаком понятия, соот­ветственно, государственного или муниципального служащего.

Современное законодательство о службе не дает легального об­щего определения понятия должности, поэтому необходимо уяснить организационно-юридическую сущностную характеристику понятия должности как государственно-правового установления, в котором: 1) должность - это первичная ячейка структуры аппарата любо­го государственного или муниципального органа, предусмотренная действующим законодательством и штатно-организационными нор­мативами; 2) за каждой должностью закреплена часть компетенции соответствующего государственного или муниципального органа с точным установлением компетенционных должностных обязанно­стей и полномочий лица, заметающего эту должность; 3) профессио­нально-квалификационные характеристики и требования, предъяв­ляемые государством к лицу ее замещающему или претендующему на занятие этой должности, четко закреплены за каждой должностью.

Все должности государственной службы подразделяются на: долж­ности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федера­ции; воинские должности; должности правоохранительной службы.

Необходимо различать и четко разграничивать понятия «госу­дарственная должность» и «должность государственной службы».

Государственные должности Российской Федерации и государствен­ные должности субъектов Российской Федерации—должности,
устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для
непосредственного исполнения полномочий федеральных государс­твенных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (ус­тавами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения
полномочий государственных органов субъектов Российской Федера­ции, а должности федеральной и субъектов Федерации государственной
гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом
Президента РФ или законами или иными нормативными правовы­ми актами субъектов РФ соответственно. Государственные должнос­ти занимают, например, Президент РФ, Председатель Правительства
РФ, губернаторы и другие лица, поименованные в специальном Рее­стре государственных должностей. Взаимосвязь гражданской служ­бы и государственной службы иных видов обеспечивается на основе
единства системы государственной службы Российской Федерации и
принципов ее построения и функционирования.

Тема 6.3. Классификация служащих по сферам и видам государственной деятельности и функционально-должностным признакам и пол­номочиям. Категории и группы должностей государственной и муници­пальной службы. Должностные лица.

По роду своей профессиональной работы и сферам деятельностивсе

служащие делятся по сферам экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности.

По видам государственной деятельностивсе федеральные государст­венные служащие в Реестре государственных должностей государс­твенной службы разделены по соответствующим органам государс­твенной власти, специализированным на осуществлении различных видов государственной деятельности: служащие представительных (законодательных) органов государственной власти - Федерального Собрания (Совета Федерации, Государственной Думы) РФ, служа­щие общегосударственной контрольно-надзорной власти (Централь­ной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, Прокуратуры РФ, Уполномоченного по правам человека РФ), служащие органов государственной судебной власти (Конституционного Суда РФ, Вер­ховного Суда РФ и федеральных судов общей юрисдикции, Высшего Арбитражного Суда и федеральных территориальных арбитражных судов), служащие органов государственной исполнительной власти (Правительства РФ, министерств и других центральных органов ис­полнительной власти, а также их территориальных органов). Анало­гично по видам государственной деятельности классифицируются и государственные служащие субъектов РФ.

По функционально-должностным признакам и полномочиям,отра­жающим роль каждого служащего в осуществлении функций органа, в котором они состоят на службе, они делятся на три большие груп­пы: руководящий состав (руководители), основной состав (специа­листы) и вспомогательно-обслуживающий персонал.

Все лица, замещающие должности государственной службы всех ее разновидностей, нанимаются государством через представителя нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещаю­щее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Должности государственной гражданской службы подразделяют­ся на категории и группы. Подразделяются они на следующие четыре категории:

1) руководители - должности руководителей и заместителей ру­ководителей государственных органов и их структурных подразделе­ний, должности руководителей и заместителей руководителей терри­ториальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и замес­тителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содей­ствия лицам, замещающим государственные должности, руководи­телям государственных органов, руководителям территориальных ор­ганов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полно­мочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финан­сово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятель­ности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Далее, должности государственной гражданской службы подраз­деляются на следующие пять групп: 1) высшие; 2) главные; 3) ведущие; 4) старшие; 5) младшие должности государственной гражданской служ­бы. При этом должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории «специали­сты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую груп­пы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечи­вающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей государственной гражданской службы.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральным законом вводятся другие виды квалификационных раз­рядов: воинские звания, иные специальные звания для работников правоохранительных органов, дипломатические ранги и т. д. Присво­ение квалификационных разрядов действительных государственных советников РФ, государственных советников РФ (и соответствующих этому уровню других видов квалификационных разрядов) произво­дится Президентом РФ.

Государственные должности в субъектах РФ также подразделяют­ся на аналогичные по наименованию категории и классификацион­ные группы государственных должностей.

Муниципальные должности в органах местного самоуправления так­же делятся на несколько категорий и классификационных групп, но по несколько иным критериям и основаниям, чем государственные должности:

выборные муниципальные должности, замещаемые в результате му­ниципальных выборов (депутаты, выборные должностные лица мест­ного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправ­ления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в ре­зультате муниципальных выборов;

муниципальные должности муниципальной службы, замещаемые путем заключения трудовых договоров.

Особую и специфическую категорию служащих составляют долж­ностные лица.Общим для всех отраслей права элементом характе­ристики понятия должностного лица можно считать наличие у него организационно-распорядительных и (или) административно-хозяй­ственных полномочий. Но при этом в административном праве тер­мин и понятие «должностное лицо»[73] многозначны и относятся к не­скольким видовым категориям служащих.

В служебно-дисциплинарных административно-правовых от­ношениях, связанных с применением к служащим мер поощрения и ответственности за служебные проступки, должностным лицом выступает не непосредственный начальник, а тот руководитель, ко­торый наделен правом назначения этого служащего на должность и увольнения. Начальников и руководителей у служащего может быть несколько, а должностное лицо, пользующееся правом применения мер поощрения и дисциплинарной ответственности, одно - тот руководитель, который наделен не просто какими-то распорядительны­ми полномочиями, а правомочиями принимать на соответствующую должность и освобождать от должности.

Во внеслужебных отношениях с гражданами должностным лицом может выступать наделенный публичной властью (т. е. правом отда­вать указания, обязательные к исполнению, лицам, не состоящим в его служебном подчинении лицам - гражданам) представитель госу­дарственной или муниципальной власти (сотрудник полиции, военнослужа­щий внутренних войск при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка, оперативные работники некоторых правоохранительных органов и др.).

Должностные лица многочисленных государственных контроль­но-инспекционных органов (государственных инспекций), пользую­щихся правом применения мер административного предупреждения, пресечения и административных взысканий, тоже составляют особую и специфичную группу государственных служащих — должностных лиц, исчерпывающий перечень которых дан в КоАП РФ.

Тема 6.4.Правовые основы организации государственной службы.

6.4.1 Поступление на службу и способы замещения должностей на го­сударственной и муниципальной службе

Проблема поступления на службу включает в себя следующий комплекс вопросов: правовые основания поступления на службу, правовые условия и порядок — сам процесс поступления на службу, включая способы замещения должностей на государственной и му­ниципальной службе.

Правовые основания поступления на службу —это те конкретные нормы, которые предусматривают саму возможность гражданина поступить на государственную или муниципальную службу и полу­чить статус государственного или муниципального служащего соот­ветственно. Общим правовым основанием поступления на службу

являются ст. 32 Конституции РФ и конкретные статьи упоминаемых ранее федеральных законов ослужбе, предусматривающие право граждан на равный доступ к государственной и муниципальной служ­бе, а также Реестры федеральных государственных должностей госу­дарственной службы, государственных должностей государственной службы субъектов Федерации и муниципальных должностей муни­ципальной службы, в которых дается исчерпывающий перечень соответствующих должностей, подлежащих замещению гражданами. Правовые условия поступления на службу -это конкретные, преду­смотренные законодательством обстоятельства, условия и требования к лицу, претендующему на занятие определенной должности: обстоятель­ства, препятствующие поступлению на государственную и муниципаль­ную службу; профессиональные, квалификационные и иные (социаль­но-психологические, характерологические и другие специфические для отдельных видов службы) требования, а также установленные законода­тельством определенные возрастные ограничения поступления на служ­бу по некоторым конкретным должностям. Все они в совокупности вы­ражают и закрепляют основы кадровой политики государства.

Порядок поступления на службу- это процесс поступления, процедура замещения должностей на государственной, муниципаль­ной и других видах службы с последующим кадровым оформлением приема служащего на работу по соответствующей должности.

В настоящее время применяются четыре организационно-право­вых способа замещения должностей на государственной и муници­пальной службе: зачисление, назначение, выборы и конкурс.

Зачислениена службу по личной инициативе и заявлению кан­дидата на должность применяется для замещения внекатегорийных должностей вспомогательно-обслуживающего персонала, не относя­щихся к государственным и муниципальным должностям, но предус­мотренных штатным расписанием в целях технического обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов (техничес­кие секретари, лаборанты, специалисты по компьютерному обслужи­ванию, архивариусы, курьеры и др.), а также для замещения младших муниципальных должностей.

Назначениекак способ замещения должностей на государствен­ной и муниципальной службе охватывает многие высшие, главные, ведущие, старшие и некоторые младшие государственные и муници­пальные должности государстве иной и муниципальной службы соот­ветственно.

Конкурсна замещение вакантной государственной или му­ниципальной должности государственной или муниципальной службы обеспечивает право граждан на равный доступ соответ­ственно к государственной и (или) муниципальной службе. Кон­курс проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем, причем государственные и муниципальные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. По действующему законода­тельству в конкурсном порядке замещаются вакантные старшие, ведущие, главные и высшие государственные должности феде­ральной и государственной службы субъектов Федерации, а также высшие, главные и старшие муниципальные должности муници­пальной службы.

В конкурсе претенденты на занятие соответствующей должности сами заявляют о своем желании посостязаться, а конкурсная комис­сия и администрация органа оценивают их документальные, про­фессиональные, личностные данные и на этой объективной основе отдают предпочтение одному из них с использованием различных методик оценки.

Выборыкак способ замещения государственных и муниципаль­ных должностей применяются достаточно широко. Через выборы за­мещаются государственные должности Президента РФ, глав админи­страций субъектов РФ (Президенты республик в составе Российской Федерации, Губернаторы краев и областей), Председателя Государст­венной Думы и краевой (областной) думы, а также должности пред­седателей комитетов всех государственных органов представительной (законодательной) власти. Еще более широко выборность применя­ется в системе местного самоуправления (выбираемые непосредст­венно населением должностные лица и должностные лица, избран­ные представительными органами).

Характерный признак выборности как способа замещения лю­бых, где бы то ни было, должностей - то, что избираемое лицо выдвигается из числа тех, кто избирает (население, депутатский корпус и т. д.). Отсюда вытекает то, что в своей последующей дея­тельности избранное лицо полностью подотчетно тем, кто его из­брал, ответственно перед ними, поскольку они всегда могут его отозвать.

6.4.2. Прохождение службы и аттестация государственных и муници­пальных служащих

Процесс прохождения службы включает в себя реализацию служеб­ных должностных прав и обязанностей, периодическую аттестацию, а также возможное применение к служащему мер поощрения и ответст­венности за должностные проступки вплоть до увольнения со службы. По своему содержанию и характеру все права и обязанности служащего можно разделить на три группы: общие, особенные и специальные.

Общиедля всех государственных и муниципальных служащих права и обязанности закреплены в Конституции РФ, федеральных законах о различных видах государственной службы, а также в со­ответствующих аналогичных законах субъектов РФ, в уставах му­ниципальных образований и других нормативных правовых актах

государственных органов субъектов РФ и органов местного само­управления.

Всякий государственный или муниципальный служащий имеет правона следующие действия (процедуры): ознакомление с докумен­тами, определяющими его права и обязанности; получение информа­ции и материалов, необходимых для исполнения должностных обязан­ностей; продвижение по службе, переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет соответствующего бюджета, а так­же участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантных должностей государственной и муниципальной службы; ознакомление со всеми материалами своего личного дела, проведение по его требова­нию служебного расследования для опровержения сведений, пороча­щих его честь и достоинство; объединение в профессиональные сою­зы (ассоциации) для зашиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов; внесение предложений по совершен­ствованию государственной или муниципальной службы в любые ин­станции; обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с его государственной или му­ниципальной службой соответственно, и др.

При осуществлении своих служебных полномочий каждый государственный и муниципальный служащий обязан:обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, ре­ализацию федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации; инициативно и добросовестно исполнять свои должност­ные обязанности; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов граждан; исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих органов и должностных лиц, отданные в пределах их должностных пол­номочий, за исключением незаконных; своевременно рассматривать в пределах своих должностных полномочий и обязанностей обращения граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и орга­низаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним в установленном порядке законные решения; соб­людать установленные в государственном или муниципальном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной документацией; хранить государственную и иную охраняемую законом служебную тайну; постоянно поддержи­вать необходимый уровень квалификации, достаточный для исполнения своих служебных должностных обязанностей.

В качестве своеобразных гражданских обязанностей служащих можно рассматривать и установленные законом ограничения, свя­занные с государственной и муниципальной службой.

Все вышеперечисленные права и обязанности являются общими, потому что, во-первых, распространяются на всех без исключения госу­дарственных и муниципальных служащих, независимо от конкретного вида государственной деятельности, отрасли и сферы государственно­го управления или местного самоуправления; во-вторых, закреплены

они в нормативных правовых актах общего надотраслевого масштаба и характера (Конституция РФ, конституции или уставы (основные за­коны) субъектов РФ, уставы муниципальных образований, общие фе­деральные и законы субъектов Федерации о государственной и муни­ципальной службе). Особенные права и обязанности государственных и муниципальных служащих отражают и закрепляют видовую специ­фику различных сфер государственной деятельности (служащие судеб­ных, прокурорских органов, представительных органов законодатель­ной власти, исполнительной власти и т. д.).

Специальные права и обязанности государственных и муниципаль­ных служащих отражают специфику служебной деятельности отдельных категорий служащих: право иметь и применять при определенных об­стоятельствах оружие и специальные средства, право на специальную охрану, предоставление некоторым должностным лицам определенных административно-юрисдикционных полномочий и т. д. Специальные права и обязанности отдельным категориям служащих предоставляются, как правило, федеральными законами и некоторыми иными норматив­ными правовыми актами отраслевого масштаба и характера действия, например, законами о внутренних войсках, о полиции и др.

Законная, инициативная и целесообразная реализация общих, особенных и специальных прав и обязанностей государственных и муниципальных служащих есть основа содержательной характерис­тики процесса прохождения ими службы. При этом важным элемен­том прохождения службы является аттестация служащих.

Аттестация государственных и муниципальных служащих прово­дится не реже одного раза в четыре года (и не чаще одного раза в два года) для определения уровня профессиональной подготовки служа­щего и соответствия его занимаемой должности, а также для реше­ния вопроса о присвоении ему более высокого квалификационного разряда, что может служить правовым основанием и условием про­движения его по службе. Порядок и условия проведения аттестации государственных и муниципальных служащих устанавливаются феде­ральным и законодательством субъектов Федерации.

Аттестация служащих государственных и муниципальных ор­ганов призвана способствовать совершенствованию деятельности этих органов по подбору, повышению квалификации и расстановке кадров государственных и муниципальных служащих, определению уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимае­мой должности, а также решению вопроса о присвоении служащему очередного квалификационного разряда (классного чина, специаль­ного звания, дипломатического ранга и т. д.). Аттестации подлежат федеральные и государственные служащие субъектов Федерации, за­мещающие в государственных органах младшие, старшие, ведущие, главные и высшие государственные должности, а также муниципальные служащие, замещающие младшие, старшие, главные и высшие муниципальные должности. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт.

В результате аттестации служащему дается одна из следующих оце­нок: соответствует замещаемой должности; соответствует замещаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной ко­миссии по его служебной деятельности; не соответствует замещаемой должности. Аттестационная комиссия по результатам аттестации вправе внести на рассмотрение руководителя органа мотивированные рекомен­дации о повышении служащего в должности, присвоении ему очередно­го квалификационного разряда, об изменении надбавки за особые усло­вия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы), о включении в резерв на выдвижение на вышестоящую должность.

Результаты аттестации служащего, оформленные надлежащим образом, представляются руководителю органа, который с учетом их принимает решение: о повышении служащего в должности; о при­своении служащему в установленном порядке очередного квалифи­кационного разряда; об изменении служащему надбавки за особые условия службы; о включении служащего в резерв на выдвижение на вышестоящую должность.

В случае признания служащего не соответствующим замещаемой должности он направляется на повышение квалификации или пере­подготовку либо с его согласия переводится на другую должность.

6.4.3. Управление реализацией государственной кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы

Вопросы организации государственной и муниципальной служ­бы — это прежде всего разработка и реализация кадровой полити

Наши рекомендации