Вопрос) Особенности государственного управления СССР в 1953-1964 гг. Управленческие реформы Н. С. Хрущева.

Структура

Центральные органы

Высшим руководящим органом КПСС являлся съезд партии, который изначально созывался ежегодно, но с начала правления Сталина, стал собираться раз в пять лет.

Съезды партии традиционно считались важнейшими событиями в её жизни, на которых определяются основы политики партии, и формируются новые составы органов власти. Всего было проведено 28 съездов. Первым считается учредительный съезд Российской социал-демократической рабочей партии в Минске (1898), последним — 28-й съезд КПСС в 1990-м году.

Съезд КПСС избирал Центральный комитет, который, в свою очередь, избирал членов Политбюро. При Сталине большинство полномочий в Партии принадлежало Генеральному секретарю, избираемому членами Политбюро. В 1934г должность «Генерального секретаря» была отменена., а в 1952г «Политбюро» получило название «Президиума», но в 1966 Леонид Брежнев вернул в действие первоначальные названия.

Согласно замыслу, высшую руководящую роль в Партии должен был играть съезд партии, но фактически, после смерти Ленина, высшую руководящую силу получил Генеральный секретарь.

Генеральный секретарь ЦК КПСС де-факто являлся главой СССР; правительством страны, также де-факто, являлось Политбюро ЦК КПСС. Советский парламент (Совет) (Верховный Совет СССР), и правительство (Совет Министров СССР) играли вспомогательную роль.

Для контроля за соблюдением «партийной дисциплины» существовал Комитет Партийного Контроля (КПК), рассматривавший различные проступки членов и кандидатов в члены партии, и имевший полномочия вплоть до исключения из КПСС (однако на практике чаще всего рассматривал апелляции на взыскания, наложенные нижестоящими органами). Формировался на пленарном заседании ЦК КПСС. До 1952 года эти функции осуществляла Центральная Контрольная Комиссия (ЦКК).

Местные органы

На нижнем уровне партийная организация состояла из Партийных комитетов (или «Парткомов»). Партком возглавлялся избираемым секретарём парткома. На предприятиях, в институтах, колхозах и т. д. существовали свои парткомы. На более высоких уровнях комитеты назывались, соответственно: «райком» на районном уровне, «обком» на областном уровне и уровне автономных республик (прежние название — «губком», «уком», и «волком» до упразднения губерний, уездов и волостей), «горком» на городском уровне и т. д.

Низшим уровнем партийной организации являлась "первичная партийная ячейка "(или просто «партийная ячейка»). Она создавалась в любой организации, где состояли коммунисты. Партийные ячейки управлялись Партийным бюро (или Партбюро). Партбюро руководил избираемыйСекретарь партбюро. В самых маленьких партийных ячейках секретари являлись действующими работниками соответствующим заводов\поликлиник\школ и т. д. Крупные ячейки возглавлялись «Освобождённым секретарём», получавшим заработную плату из бюджета партии.

В городах действовали городские партийные комитеты (горкомы) во главе с первым секретарём горкома. Cтруктура и состав горкомов менялись со временем и различались в зависимости от региона.

Руководящая роль Коммунистической партии Советского Союза в системе государственных и общественных организаций юридически закреплена в основных советских законах — действующей Конституции СССР, конституциях союзных и автономных республик. Партия руководит всей их деятельностью, в частности процессами правового регулирования общественных отношений, реализации норм права и защиты их от нарушении.

Направляющую, ведущую роль в обеспечении социалистической законности в СССР, так же как во всей иной государственной и общественной деятельности, играют центральные органы Коммунистической партии — съезд партии и ЦК КПСС.

Одной из программных задач' Коммунистической партии Советского Союза является обеспечение строгого соблюдения социалистической законности, искоренение нарушений правопорядка, ликвидация преступности, устранение порождающих ее причин.5 Этому подчинена практическая деятельность советских государственных и общественных организаций в деле охраны социалистической законности, а также научно-исследовательская работа в области правоведения.

В постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве» от 14 августа 1967 г. указаны первоочередные направления, по которым должны развиваться правовые науки. Среди них большое место занимает исследование правового регулирования общественных отношений, разработка мер по профилактике и ликвидации правонарушений, укреплению законности и правопорядка, подготовка рекомендаций по совершенствованию советского законодательства.6 Руководя процессами коммунистического строительства, наша партия, в частности, использует достижения советской юридической науки.

Большую роль в обеспечении законности в управлении играют республиканские и местные партийные организации, а также партийные группы во внепартийных организациях. Республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные партийные организации и их комитеты, осуществляя руководство соответствующими государственными органами, профсоюзами, комсомолом, кооперацией и другими общественными организациями, обеспечивают строгое соблюдение социалистической законности, принимают меры по предупреждению правонарушений и устранению допущенных отдельными работниками фактов беззакония и привлечению виновных к ответственности.

Первичные партийные организации, пользуясь методом критики и самокритики, ведут борьбу с бюрократизмом, местничеством, правонарушениями, с расхлябанностью, бесхозяйственностью и расточительством на предприятиях, стройках, в колхозах, совхозах, учреждениях и организациях. Уставом КПСС установлено, что первичные партийные организации производственных и торговых предприятий, совхозов, колхозов, проектных организаций, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов, учебных заведений, культурно-просветительных, лечебных и других учреждений и организаций, функции администрации которых не выходят за рамки своих коллективов, пользуются правом контроля деятельности администрации.

Партийные организации министерств, государственных комитетов и других центральных и местных советских, хозяйственных учреждений и ведомств осуществляют контроль за работой аппарата по выполнению директив партии и правительства, соблюдению советских законов.

В числе обязанностей членов партии, зафиксированных в Уставе КПСС, важное место занимает обязанность «соблюдать партийную и государственную дисциплину, одинаково обязательную для всех членов партии. Партия имеет одну дисциплину, один закон для всех коммунистов, независимо от заслуг и занимаемых ими постов.. .».7

Принцип равных прав, обязанностей и равной ответственности, установленный Уставом КПСС для членов КПСС, аналогичен принципу равных прав, обязанностей и равной ответственности, установленному советской Конституцией для всех граждан. При этом коммунист, имея обязанности и права члена КПСС, одновременно имеет все общегражданские обязанности и права. За правонарушения коммунист несет двойную ответственность: перед партией в порядке, установленном партийными нормами, и перед государством в порядке, установленном нормами права.

В обеспечении ленинского принципа социалистической законности коммунисты, постоянно связанные с широкими массами трудящихся, играют огромную роль. Она заключается прежде всего в личном примере точного исполнения правовых норм, а также в активной борьбе против их нарушения другими, в непримиримости коммунистов к беззаконию в любой его форме.

Руководя всей системой государственных и общественных организаций, КПСС, в частности, направляет деятельность органов суда, прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел, народных дружин по охране общественного порядка, товарищеских судов и других специальных организаций, охраняющих нормы советского права от нарушений.

32 вопрос. Конституция 1977г. И система гос органов.      
Еще на XXII съезде партии Хрущев заявил о необходимости подготовить новую Конституцию, которая отразила бы переход страны к коммунизму и создание в СССР «общенародного государства». В 1962 г. была создана Конституционная комиссия. Но события второй половины 60-х гг. ослабили актуальность вопроса о Конституции. Следствием назревания застойных явлений в экономике в 70-х гг. стало повышение активности в сфере идеологии. Одним из результатов различных идеолого-политических кампаний явилось появление тезиса о вступлении СССР в новую историческую стадию — период развитого социализма как закономерного этапа на пути к коммунизму. Развитие и теоретическое обоснование данного тезиса подвело политическое руководство страны к мысли о необходимости разработки новой Конституции, отражающей и закрепляющей законодательно происшедшие изменения в обществе. Новая Конституция была принята 7 октября 1977 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва. Во вводной части была дана краткая характеристика основных этапов истории страны от Великой Октябрьской социалистической революции. Здесь же определяется понятие развитого социалистического общества и фиксируется, что сложилась новая историческая общность людей — советский народ, который и «закрепляет основы общественного строя и политики СССР, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства и провозглашает их в настоящей Конституции». Конституция состояла из девяти разделов, включающих 21 главу и 174 статьи. В первом разделе представлены основные положения, характеризующие политическую и экономическую системы страны, социальные, культурные отношения, а также принципы внешней политики и защиты отечества. Глава 1 Конституции определяла характер и содержание политической системы, В ст. 2 и 3 говорилось, что государственная власть в стране осуществляется народом через Советы народных депутатов, составляющих политическую основу СССР и действующих на принципах демократического централизма. В данной главе определялась роль КПСС и общественных организаций (комсомола, профсоюзов, трудовых коллективов) в государственном управлении. Ст. 6 более конкретно, чем ст. 126 Конституции 1936 г., фиксировала руководящую роль КПСС в строительстве коммунизма. В разделах II и III определены права и обязанности граждан, их взаимоотношения с государством, а также структура национально-государственного устройства СССР, основанного на свободном союзе 15 Советских Социалистических Республик. Раздел IV посвящался характеристике Советской системы (принципы деятельности, избирательная система, статус народного депутата). Разделы V и VI описывали структуру и функции высших органов государственной власти и управления в СССР, Союзных республиках и местных органов власти. Высшим органом государственной власти, правомочным решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, провозглашался Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат — Совета Союза и Совета Национальностей. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции высшего органа государственной власти в периоды между его сессиями. Рабочими органами Совета Союза и Совета Национальностей являлись избираемые из числа депутатов постоянные комиссии. Высшим исполнительным и распорядительным органом государства являлся Совет Министров — Правительство СССР. Центральными органами управления являлись министерства и государственные комитеты, опиравшиеся на свои структуры. Судебная система и прокуратура практически не изменилась в сравнении с предшествующим порядком. Последние разделы Конституции были посвящены организации судопроизводства, арбитража, адвокатской деятельности, прокурорского надзора, а также вопросам государственной атрибутики (герб, флаг, гимн) и порядку изменения Конституции. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик была введена в действие со дня ее принятия — 7 октября 1977 г. На основе Конституции был принят ряд законодательных актов, регулирующих власть на местах. Функции и полномочия местных Советов были существенно расширены. К их ведению были отнесены вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на данной территории. Было выделено пять основных направлений деятельности местных Советов, позволявших им быть хозяевами на соответствующей территории: 1. Руководство государственным, хозяйственным, социально-культурным строительством. 2. Утверждение планов развития местного бюджета и отчетов об их исполнении. 3. Осуществление руководства подчиненными им органами, предприятиями, учреждениями и организациями. 4. Обеспечение соблюдения законов, охрана государственного и общественного порядка. 5. Содействие укреплению обороноспособности. Местные Советы наделялись правом координировать и контролировать работу всех расположенных на их территории пред приятий и организаций по жилищному, коммунальному строительству. Советы могли приостанавливать решения любых руководителей, если они противоречили законодательству. Характерно, что Советам были даны права, отнесенные к исключительной их компетенции без вмешательства исполкомов. Все эти меры по совершенствованию советской системы имели прогрессивное значение, но их было явно недостаточно для обеспечения их реального полновластия. Сессии местных Советов созывались редко, большая часть вопросов решались исполкомами по указке парткомов. Далеко не все депутаты добросовестно выполняли свои обязанности. Избирательная система была построена таким образом, что, несмотря на тайное и всеобщее голосование, она осталась безальтернативной и гарантировала прохождение тех кандидатов, которые были безопасны для действующей власти и не могли выступить в защиту интересов региона и групп трудящихся даже в случае необходимости. Вся эта стройная советская система на практике дополнялась параллельно функционировавшей партийно-номенклатурной системой, которая зачастую подменяла Советы. Верховный Совет и его Президиум по -прежнему были фактически не законотворческим, а законоутверждающим и законопубликующим органом, которые готовили по поручению ЦК КПСС и фиксировали уже принятые партийные решения. Депутаты Советов всех уровней избирались на безальтернативной основе под контролем парткомов из числа заранее подобранных ими кандидатов. Хотя избирательная система была всеобщей, тайной, прямой и равной, она не обеспечивала реальной демократии. Судебная система также была подконтрольной власти. Отсутствовал реальный механизм, обеспечивающий независимость судей от администрации, отсутствовала по-настоящему независимая адвокатура, и широкое распространение получило так называемое телефонное право, т. е. согласование судебных решений с вышестоящими инстанциями и партийной номенклатурой. Система органов народного контроля также была подотчетной партии, более того, она была существенно ограничена в правах даже по сравнению с первоначальными указами и законами. В конституционном порядке закреплялась роль общественных организаций и трудовых коллективов. Общественные органы получили право законодательной инициативы, а трудовые коллективы был и определены как самостоятельные элементы политической системы. В развитие этой нормы впоследствии был принят Закон о трудовом коллективе, но, к сожалению, половинчатого характера. В новую Конституцию были включены новые конституционные права: на жилище, на охрану здоровья, на пользование достижениями культуры, свободу творчества, участие в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов. Эти конституционные права играли большую роль в определении правого статуса граждан, в правомерности их притязаний на ту или иную долю материальных и духовных благ. Публицисты часто подчеркивают, что между юридически ми правами и возможностями их реализации на практике в условиях «развитого» социализма существовал большой разрыв. Действительно, порядок правоприменительной деятельности органов государственного управления был сориентирован на широкое административное усмотрение, которое осложнилось в ряде случаев коррупции среди должностных лиц. Определенная часть чиновничества взимала с населения поборы за услуги, за счет личного бюджета трудящихся компенсировалась часть стоимости разворованного государственного сырья. Нарушался порядок получения материальных и иных благ из общественных фондов потребления. Помимо этого госаппарат активно участвовал в наступлении на свободу слова. Нереальными были права граждан на митинги, демонстрации, обжалование действий должностных лиц в суде и др. Но в то же время следует признать и другое: во-первых, масштаб злоупотреблений периода развитого социализма не может сравниться с тем разгулом коррупции и преступности, который наступил после поражения социалистической системы; во-вторых, советское государство реально гарантировало всем трудящимся определенный минимум жизненных благ; в-третьих, государство сохраняло политический и экономический потенциал, который при правильном использовании и управлении мог позволить продуктивно решать эти проблемы. Для этого в первую очередь было необходимо радикально усовершенствовать административно-управленческую систему и решить вопрос о регулярной ротации кадров управленцев высшего эшелона власти.

33 вопрос. СССР в 1980-1985 гг. 1. Нарастание застойных явлений в экономике и предпосылки социально - экономического кризиса. Рассматривая исторические события в Советском Союзе середины 80-х - начала 90-х годов необходимо для понимания явлений и процессов проанализировать ситуацию, сложившуюся в стране к началу 80-х годов. Последствия кризиса, нарастающего с момента смещения

Хрущева, на рубеже 70-х и 80-х годов начали проявляться все чаще в разнообразных формах. В первую очередь он коснулся экономики. Система управления обществом, которую называют командно-административной, функционировала все хуже с точки зрения достижения тех целей, которые - по крайней мере, на бумаге - она ставила перед собой централизованного планирования, производства и распределения, контроля над этими процессами. Даже простое ознакомление с официальными документами эпохи - а ведь в них постоянно

присутствовало стремление представить действительность в наиболее оптимистическом свете - неоспоримо свидетельствует поставленные задачи, провозглашенные проекты, обещанные изменения либо вовсе не осуществлялись, либо осуществлялись минимально. Так называемые государственные планы, в конечном счете, оказывались бесконечно повторяющимися призывами, обреченными на провал. 22, C. 210 Там, где, по теории, все регулировалось и контролировалось сверху, большая часть экономическихявлений на самом деле ускользала от какой бы то ни было эффективной проверки и предвидения. Наряду с официальной экономикой, отраженной в статистической отчетности, складывалась целая сеть параллельных каналов, причем настолько многочисленных, что из них образовалась теневая экономика . Ее неписанные правила покорно принимались а то и поощрялись самими государственными предпринимателями, вступавшими с ними во взаимоотношения. Поскольку ни один механизм такого рода не был предусмотрен законом

- напротив, речь шла о нелегальных, а потому тайных операциях подобная хозяйственная практика развивалась рука об руку с коррупцией, постепенным приспособлением властей к незаконным операциям и обширными явлениями деформации нравов и приличий. В результате складывалось очень тревожное положение. Экономика в целом не развивалась. Даже по официальной статистике, обоснованно подозреваемой в оптимистическом завышении данных, темпы хозяйственного роста СССР на протяжении 70-х годов медленно, но неуклонно угасали

и. наконец, почти замерзли к началу следующего десятилетия. Именно это явление было позже охарактеризовано как период брежневского застоя . 27, C. 3 В качестве основного направления развития советской экономики уже в начале 70-х был провозглашен переход от экстенсивного к интенсивному хозяйствованию, то есть к такой экономике, рост которой определялся бы главным образом улучшением качественных показателей.

На практике же именно эти показатели производительность труда, ресурсосбережение, качество продукции, эффективность использования оборудовании - не только не прогрессировали, но и ухудшались. 33, C. 142 Брежневское руководство началось с того, что предстало перед страной с лозунгом, в котором обобщалась целая программа научно-техническая революция. Но именно на этом направлении стране не удалось продвинуться вперед ее экономика оказалась маловосприимчивойк тем достижениям - от компьютеров до биотехнологий которыми характеризовалась НТР. Вместе с тем нельзя сказать, что политических новшеств вовсе не было, особенно в деревне. Огромные средства были направлены в сельское хозяйство. Но это не дало ожидаемого эффекта - производство сельскохозяйственной продукции, и в частности животноводства, оставалось на прежнем уровне. Возможно, эти средства не были на практике эффективно использованы.

Возможно, уже было слишком поздно и уже нельзя было преодолеть отчужденность крестьянина по отношению к собственному труду, побуждавшую, особенно молодежь, уезжать из села. Как бы то ни было, вместо обещанного изобилия - и, несмотря на импорт зерна в огромных масштабах - страна столкнулась в начале 80-х годов с настоящим продовольственным кризисом. Рассыпалось, таким образом, и обещание роста благосостояния путем обеспечения все большего обилия потребительских

благ, которым брежневское руководство пыталось найти и вначале добивалось поддержки населения. Естественно, нельзя не отрицать некоторых успехов, достигнутых страной в рамках данного временного отрезка. Так, к началу 70-х годов во много раз увеличилось производство электроэнергии, нефти, газа, станков. В ряде отраслей в непосредственную производительную силу превращается наука, ее достижения. В производство внедряются ЭВМ, кибернетические устройства, станки с программно-числовым управлением.

Строятся атомные энергетические станции, работающие на ядерном топливе 5, C. 140 . Однако в целом партийно-государственный аппарат оказался неспособным перестроить экономику страны в соответствии с новым этапом научно-технической революции микроэлектронная революция . В структуре экономики господствующее положение занимали устаревшие, традиционные отрасли производство стали, чугуна, железной руды и т, д Сказывалась предельная милитаризация экономики, чрезмерная военная

нагрузка на народное хозяйство. Экономика развивалась в основном за счет экстенсивных факторов - министерства предпочитали строить новые предприятия, а не оснащать новые. В итоге вытеснение ручного труда в производстве шло очень медленно. Автоматические линии составляли в конце 70-х годов всего лишь 6 от общего объема оборудования, при этом ручным и малоквалифицированным трудом было занято более половины всех работников материального

производства 50 млн. человек . Политическая элита предпочитала наращивать экспорт нефти и газа, доходы от продажи которых позволяли снижать социальную напряженность, сглаживать последствия кризиса в легкой промышленности и других сферах народного хозяйства. Определенное значение имели и субъективные факторы низкая дисциплина работников, недостаточная требовательность к кадрам 5, C. 153 . В итоге уже в 70-е годы наметилось резкое отставание

СССР от развитых капиталистических стран Запада по темпам экономического развития. Реальных попыток реформировать экономику в соответствии с требованиями научно-технической революции не производилось. Вместо этого проводились затяжные эксперименты с введением хозрасчета на предприятиях, предпринимались попытки изменить организацию промышленного производства путем создания научно-производственных объединений НПО . Желаемого слияния науки и производства эти меры не принесли.

Отличительным признаком данной эпохи стал рост масштабов незаконной промышленной и торговой деятельности, коррупции. В этой обстановке все проникающие на руководящие посты лица стремились обогатиться. Происходит сращивание государственных структур и спекулятивного капитала. В результате доходы теневой экономики исчислялись миллиардами рублей. К началу 80-х годов стала очевидной неэффективность ограниченного реформирования советской системы.

Гласность перестройка в СССР в 1985 – 1991 гг

В апреле 1985 г. Горбачёв излагает стратегический замысел весьма обширных реформ. Ключевым словом реформаторской стратегии стало «ускорение», которое тут же было подхвачено СМИ. «Ускорять», по Горбачёву нужно было все и вся: и развитие средств производства, и социальную сферу, и деятельность партийных органов, но главное, научно-технический прогресс. Несколько позднее к стратегическим понятиям были добавлены также «гласность», «перестройка» и «новое мышление».

Гласность означала выявление всех существующих недостатков, препятствующих ускорению, критику и самокритику исполнителей «сверху донизу». Предание огласке и критике фактов, свидетельствующих о противоречиях между официально принятой в СССР идеологией социализма и реальностью (коррупция партчиновников, лихоимство, бездеятельность бюрократов, казнокрадство и т.д.).

Перестройка предполагала внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические механизмы, а также в идеологию с целью достижения всё того же ускорения общественного развития.

Новое политическое мышление предполагало поиск нетрадиционных путей смягчения международной напряженности, что позволило бы сократить разорительные для советской экономики военные расходы. Так пришли к принятию «нулевого варианта» относительно американских и советских ракет среднего радиуса действия в Европе, одобрили концепцию «разумной достаточности» относительно оборонного потенциала СССР.

Все преобразования Михаил Сер­геевич проводил под лозунгом «Боль­ше демократии, больше социализма».

В 1985-1986 гг. руководство СССР во главе с М. Горбачевым использовало традиционную по своей сути модель командно-административных методов «ускорения» социалистического развития, не затрагивавшую основ советского строя. Она не только не дала положительных результатов, но во многом усугубила экономические и социальные проблемы, обнаружив, что мобилизационные командно-административные возможности на экономику исчерпаны.

В 1987 г. Горбачёвым и его окружением стала проводиться новая стратегия реформ, в центре которой оказалась политическая демократизация. Её замысел заключался в отстранении от власти парт консерваторов и замене командно-административного социализма своего рода советской моделью рыночного демократического социализма, которая призвана была раскрепостить экономические и социальные потенции общества.

Начало многообразным политическим реформам дало введение альтернативных выборов депутатов советов всех уровней. Среди экономических реформ на первом плане оказалось введение хозрасчетного, или товарно-рыночного социализма.

Новая стратегия реформаторского курса М. Горбачёва. «Больше демократии!»

На её волне оформились политический плюрализм, многопартийность, начали зарождаться гражданское общество и разделение властей. Стремительная политическая демократизация советского общества, вобравшая в себя и либерально-демократические образцы, характерные для стран запада, может рассматриваться как одна из главных исторических сенсаций XX века.

По существу, уже к началу 90-х гг. стало совершенно очевидно, что экономическая часть реформ Горбачёва оказалась полностью несостоятельной.

Наши рекомендации