Вопрос 8 )Системные управленческие реформы Петра I. Консилия министров, Правительствующий Сенат, «кабинет» императора.

Вопрос 7) Факторы Смуты, повлиявшие на государственное управление в России в начале XVII в.Боярская дума и приказы как система исполнительной власти в Московском государстве в XVI-XVII вв. Местное управление в России XVII в.

Смутное время (1598-1613) в истории Отечества характеризуется слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной и интервенцией, "великой разрухой Московского государства".

ПРИЧИНЫ:

1. Опричнина Ивана Грозного, показавшая обществу его бесправие перед произволом царской власти (произвол царской власти).

2. Стремление различных слоёв общества улучшить свое сословное положение (крепостные крестьяне – отмены крепостного права, дворяне – продвижения по службе за личные качества, а не за знатность рода и т.д.)

3. Представление народа, что власть в стране должна принадлежать только "природному царю" (династия Рюриковичей), а не выборному, – что было почвой, питавшей самозванство.

Условия, способствовавшие развитию Смуты:

· борьба боярства за ограничение власти царя

· падение нравственности (по мнению современников)

· боярские опалы, неурожаи, голод и мор в период правления царя Бориса Годунова (1598-1605)

· активность казачества

· вмешательство Польши и католической церкви во внутренние дела России

События Смутного времени

1598 – Пресечение династии Рюриковичей. Начало правления Бориса Годунова.

1601 – 1603 – Неурожаи и массовый голод в России. Нарастание социальной напряженности в России.

1605 – Смерть царя Бориса Годунова. Воцарение Лжедмитрия I.

1606-1610 – Царствование Василия Шуйского.

1606-1607 – Крестьянское восстание под руководством И.Болотникова. 1607 – Начало военных действий Лжедмитрия II.

1609 – Втягивание в гражданскую войну Швеции и Польши. Начало польской интервенции.

1610-1613 – Свержение Василия Шуйского, "Семибоярщина" до 1613г..

1611-1612 – Первое и второе ополчения, освобождавшие Москву от польских интервентов (Минин и Пожарский).

1613 – Установление династии Романовых земским собором.

Последствия смуты:

1. Временное усиление роли сословно-представительных органов власти: Боярской думы и Земского собора (за царствование Михаила Романова (1613-1645) известно 10 созывов Земского собора)

2. Экономическая разруха и обнищание народа

3. Ухудшение международного положения государства и потеря ряда территорий за годы Смуты (Смоленские и Северные земли отошли к Польше, побережье Балтийского моря – Швеции)

4. Воцарение новой династии Романовых (1613-1917) Расстройство местничества ослабило старую аристократию (боярство) и усилило позиции служилого дворянства.

Вопрос 8 )Системные управленческие реформы Петра I. Консилия министров, Правительствующий Сенат, «кабинет» императора.

Вопрос) Управленческие реформы Екатерины II в 1762-1768 гг. «Уложенная комиссия». Система «просвещенного абсолютизма». Церковные реформы Екатерины II.

Церковные реформы :26 февраля 1764 года императрица Екатерина II издала указ о церковных владениях, заканчивающий многовековое противостояние Русской Православной Церкви и государства. Указ касался вопроса о церковных владениях.

Важнейшие положения Указа

Все имения Святейшего Синода, а также монастырей, приходов и епархиальных кафедр передавались государственной Коллегии экономии.

Все церковные учреждения отстранялись от управления имениями, а также монастырями, приходами и епархиальными кафедрами.

Крестьяне, проживающие в указанных имениях, перепоручались в ведение Коллегии экономии, и в дальнейшем именовались «экономическими крестьянами». Надо заметить, что указанных крестьян, по ревизии 1760 года, составляло 910866 ревизских душ (то есть только мужчин).

Вместо барщины и оброков с 1 января 1764 года данные крестьяне обязаны были платить по 1,5 руб. подушного оклада, который поступал в государственную казну непосредственно через Коллегию экономии.

Для содержания церковных учреждений (монастырей, приходов и епархиальных кафедр), ранее владевших землей, Коллегия экономии должна была выделять определенную сумму.

Епархии разделялись на три класса, их содержание назначалось в зависимости от наделённого класса.

Для монастырей, кроме подчинённых Киевскому митрополиту (поначалу), составлялись монастырские штаты, в которые были внесены 225 монастырей, разделенных на 3 класса по уровню содержания[3].

При Екатерине II.

Екатерина 2 вступила на престол, имея четкое представление, как она будет управлять страной. Ее идейной программой стали принципы Просвещения 18в. и сам период Русской истории получил название Просвещенного абсолютизма. Просвятители провозглашали право частной собственности, равенство людей от рождения, построение государства на основе общественного договора между гражданами и властью.

Первым шагом Екатерины 2 на пути создания новой системы управления была крупная реформа сената в 1763г. Сенат был разделен на 6 департаментов, со строго определенными функциями. 4 из них находились в Петербурге,2 – в Москве.

Важнейшие вопросы управления сосредоточились в 1 департаменте. Возглавлял его генерал-прокурор. Этот департамент обнародовал законы, ведал тайной экспедицией, канцелярией- конфискацией, финансами, госуд. И церковными имуществами и т.д.

2 деп. – суд, межевание, личное прошение к императору

3 деп. – заведовал путями сообщения, медициной, попечительством, наукой, искусством.

4 деп. – военно-сухопутными и военно-морскими делами

5 деп. – соотв. 1

6 деп. – соотв . 2

Все департаменты кроме 1 возглавляли обер-прокуроры

Др. реформа связана с синодом.

Синод – высший государственный орган по делам православной церкви.

В его состав входили назначаемые императором митрополиты, архиепископы и епископы. Надзор над синодом осуществлял обер-прокурор – это светское лицо из военных и гражданских чинов. В ведении синода находились все дела православной церкви. Екатерина 2 смотрела на членов синода как на гос.служащих, которые обязаны следовать указаниям правительства и содействовала развитию влияния прокуратуры на высшее церковное управление. 1764г – секуляризация церковных земель (все монастырские земли вместе к крестьянами передавались коллегии экономии. В начале царствования Екатерина 2 создала совет при Высочайшем дворе. Этот совет представлял собой совещание начальников высших и центральных учреждений для обсуждения военных дел.

В 1775 году были созданы учреждения для управления губерний всероссийской империи. Было положено начало губернской реформы. Новое положение о губерниях укрепило абсолютистскую монархию и удовлетворило требование дворянства о привлечении его к управлению. Новое местное управление отличалось от старого двумя чертами:

Разделение органов власти по функциям на административные, финансово-экономические и судебные органы в управлении на местах выборных представителей от дворянства

Главным административным и полицейским органом в губернии стало губернское правление. Этот орган получил всю полноту исполнительной власти. Возглавлял правление губернатор.

В результате реформы 1775 года была создана оформленная система сословных судов – это уездный суд в уезде и верхний суд в губернии, городовой суд и губернский магистрат для горожан.

11785 году была издана Екатериной 2 жалованная грамота дворянству. Грамота подтверждала манифест о вольности дворянства (1762), т.е. право дворян служить или не служить и право дворян владеть землей и ее недрами. Дворянам разрешалось иметь фабрики и заводы по деревням, в губерниях создавались дворянские собрания . эти собрания составляли родословные книги в которые вносились лица имевшие неопровержимые доказательства потомственного дворянства и владевшие недвижимой собственностью в этой же губернии. При внесении в книгу каждый получал грамоту на дворянство. Одновременно с жалованной грамотой на дворянство была дана «грамота на права и выгоды городам российской империи».

Система центральной исполнительной власти в России в середине XIX века. Собственная Его Императорского Величества канцелярия, ее отделения и роль в системе управления. Жандармский корпус. Система местного управления в России.

С 1825 по 1855 императором России являлся Николай 2. Начало его царствования совпало с восстанием декабристов. Николай 2 жестоко расправился с декабристами и сосредоточил всю систему управления в собственных руках и придал ей полицейский характер. При Николае 2 произошло непомерное возвышение роли высшей канцелярии, которая получила статус Его Императорского Величества канцелярия.

Первоначально в ней было 6 отделений:

готовило бумаги для доклада государю; Контролировало исполнение его повелений; ведало назначением и увольнением высших чиновников; готовило материалы для награждения орденами и другими поощрениями по службе

занималось кодификацией законов.

Занималось политическим сыском; следило за иностранными подданными в России; высылало из страны политически неблагонадежных; занималось народными выступлениями и бунтами; рассматривало жалобы на помещиков и т.д.

Ведало благотворительными и богоугодными заведениями: учебными, воспитательными, лечебными

Готовило реформы управления государственными крестьянами

Занималось разработкой административной реформы на Кавказе

Эта канцелярия по своему статусу была выше Кабинета министров. Министерства функционируют параллельно с Собственной канцелярией, зачастую дублируя новый орган государственного управления.

В 1827 году – уложение о корпусе жандармов.

Территория страны разделилась сначала на 5, а затем на 8 жандармских округов. Во главе – жандармские генералы. Округа делились на отделения во главе со штатофицерами. Основная функция – информировать о настроении населения, о исполнении законов, усмирение буйных.

В первой половине 19 века механизм местного управления оставался прежним, хотя и претерпел некоторые изменения. Во главе губерний (52 шт) стоял губернатор или генерал губернатор. Он обладал всей полнотой власти. Его деятельность была фактически бесконтрольной. Губернаторы курировали хозяйства, финансово-экономические дела губерний, следили за сбором налогов, за полицией и др.

Вопрос № 23) Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и его управленческая деятельность в период «двоевластия». Характеристика деятельности Временного правительства России в 1917 г. Органы власти Временного правительства.

Период двоевластия: Временное правительство и Петросовет.

Как известно, в ходе Февральской революции на общегосударственном уровне установилось двоевластие: с одной стороны, Временное правительство — правительство буржуазии и помещиков, с другой - Петроградский Совет - рабочее правительство, выражавшее интересы пролетариата и беднейшей части городского и сельского населения. Эти учреждения выступали одновременно центрами притяжения и отталкивания различных слоев населения, поскольку выражали интересы прямо противоположных частей общества. Между ними и развернулась борьба за власть.

Едва возникнув, они немедленно приступили к созданию необходимого фундамента власти, но ^Временное правительство преуспело больше: оно сумело взять в свои руки все властные структуры, оставшиеся от прежнего режима. Как свидетельствуют участники событий, Гос.Дума занялась этим вопросом еще до создания правительства. Они быстро мобилизовали депутатов «слонявшихся без дела» после роспуска и направили на «комиссарские» места в столичные учреждения. Единственным критерием, который при этом принимался в расчет, была их партийность. Благодаря этому прежний административный аппарат Думы достался Временному правительству.

Одновременно формировал свои структуры ^ Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, но делал это по-иному: он занимался созданием преимущественно низовой системы управления, организацией рабочих и солдат, обеспечением безопасности и порядка в столице и решением жизненно важных проблем, прежде всего — продовольственной. Такая разная социальная направленность и разнородность занятий сразу же вызвали трения между этими структурами. Однако до открытого противоборства тогда дело не дошло. Антагонизм между ними сглаживался важнейшей нерешенная проблемой — ликвидация монархии.

Раньше других оформился и заявил о себе буржуазно-помещичий лагерь, главным штабом которого стало Временное правительство. В его состав вошли известные в стране политические и общественные деятели либерального толка. Правительство возглавил лидер земского движения и помещик одновременно князь Г.Е.Львов. Он же занял пост министра внутренних дел лидер кадетов Милюков стал министром иностранных дел, лидер октябристовГучков – министром ВМФ, лидер прогрессистов Коновалов - министром торговли и промышленности, кадет Некрасов - министром путей сообщения, капиталист-сахарозаводчик Терещенко - министром финансов и т.д. И лишь один министр юстиции Керенский был представителем социалистических партий.

Т.о., Временное правительство осуществляло политику в интересах предпринимателей и действовало на основе законов, направленных на защиту частной собственности. С самого начала оно стало символом и стержнем буржуазно-помещичьего стана.

2 марта 1917 г. между Петросоветом и Временным правительством было подписано соглашение о совместном управлении государством. Однако общий враг – царизм – был повержен и противостояние в обществе получило иную форму: народный фронт против буржуазной верхушки.

Тогда же формируется и крайне левый лагерь, главным действующим лицом которого были рабочие и солдаты. В февральские дни они стали и взрывчатым материалом, и детонатором, и катализатором революционных событий. Рабочие и солдаты, представлявшие леворадикальное крыло, становились откровенным противовесом правому, буржуазно-помещичьему лагерю.

Однако в первые недели после свержения монархии основной политической силой являлся народный фронт. Именно тогда народ впервые почувствовал реальную возможность влиять на ход событий. Это осознали и политические партии. Они пустились во все тяжкие, задабривая, угождая и даже заискивая перед народом с единственной целью заполучить его в свое распоряжение, с его помощью захватить власть и решить политические и социально-экономические задачи в своих интересах.

Главным штабом народного фронта, его политическим центром был Петрсовет. Председателем его исполнительного комитета был избран лидер меньшевиков Чхеидзе, а его товарищами (заместителями) эсер Керенский и меньшевик Скобелев.

Самым важным мероприятием Петросовета явилось то, что именно он свел требования масс в своеобразную программу, за осуществление которой и шла борьба в течение всей революции 1917 г. Она выражалась в трех лозунгах: «Мир, Земля, Хлеб», выражавших основные пожелания народа - «триединый лозунг революции».


ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА В РОССИИ В МАРТЕ-ОКТЯБРЕ 1917 г.

Однако по мере того как проходило опьянение от революции и жизнь входила в обычную колею, народ начинал предъявлять претензии и правительству и Совету. Он желал видеть плоды победы над царизмом и хотя бы частичное улучшение жизни, т.е. шаги по реализации программы, выработанной в ходе вооруженного восстания, но, как оказалось, принять декларацию, даже самую привлекательную, было легче, чем ее осуществить. Чем дальше, тем больше появлялось фактов, свидетельствовавших о неспособности властей облегчить жизнь народа. Именно это стало главной причиной нарастания напряженности в обществе. Народ все больше выражал недовольство и политикой правительства, и политикой Петросовета.

Вскоре после оформления буржуазно-помещичьего стана и его выхода из антицаристского фронта разлом прошел по революционной демократии.Всероссийское совещание Советов, состоявшееся в начале апреля 1917г., положило начало расколу народного фронта на два лагеря — леворадикальный и центристский (демократический).

Так, в течение марта возникло три самостоятельных социально разнородных потока - буржуазно-помещичий, центристский и леворадикальный. Политическая обстановка в стране заметно осложнилась. Раскол народного фронта повлек серьезные политические последствия, чреватые для судеб революции и страны в целом. Сложившаяся ситуация благоприятствовала возникновению диктаторского режима.

^ 4. Местное управление.
Сползанию общества к диктатуре способствовала также слабость местной власти. В условиях революции власть на местах находилась в подвижном, переходном состоянии. За нее боролись самые различные организации и учреждения: общественные исполнительные комитеты, комиссары Временного правительства, советы, городские думы, земские управы и т.д. В одних губерниях было полное безвластие, в других — власть оказывалась в ведении какого-либо одного органа, в третьих — двоевластие, в четвертых — троевластие, а в пятых - претендентов на власть было столько, сколько более или менее активно действовало организаций и учреждений. Однако наиболее реальными претендентами на местную власть весной 1917 г. оказались общественные исполнительные комитеты, институт комиссаров Временного правительства и советы.

Первое время власть на местах имели общественные исполнительные комитеты. Они возникли раньше других организаций и учреждений и действовали на губернском, уездном, волостном и даже сельском уровнях. По сведениям МВД тогда было 79 губернских и областных, 651 уездных и более 9000 волостных комитетов. По своей массовости и универсальности с ними не могла сравниться ни одна управленческая структура: земства действовали в губернских и уездных центрах, думы — в городах, советы — в городах и рабочих поселках. Общественные исполнительные комитеты были олицетворением наибольшей активности народа. Более того, они являлись адекватным выражением демократического потенциала российского общества. В них входили делегаты и от леворадикального, и от буржуазно-помещичьего лагерей, хотя главной политической фигурой оставались посланцы самого массового центристского лагеря.

Общественные комитеты уже в момент своего оформления заявляли о том, что берут власть в свои руки. И эту власть признали все, кроме Временного правительства. Оно отнесло их к обычным общественным организациям и лишило правового оформления и финансовой поддержки. Так, самый массовый институт народной власти, остался без общегосударственного центра.

Одновременно с комитетами возникли и действовали^ Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Всего в стране весной 1917 г. их было свыше 700. Они представляли интересы самой радикальной части общества. Советы и общественные исполнительные комитеты находились в разных, но соприкасавшихся политических станах: первые представляли леворадикальный, а вторые — центристский лагерь. Более того, вначале они входили в единый народный фронт и имели схожую структуру - пленарные собрания, исполнительные комитеты (или бюро), президиумы, отделы, комиссии. И советы, и комитеты легко принимали постановления, но с трудом проводили их в жизнь, т.к. не имели отлаженного исполнительного аппарата. И те и другие оказались в одинаково сложном финансовом положении, т.к. правительство отказалось взять их на счет Гос.казначейства.

Иное дело — комиссары Временного правительства. Этот институт был создан сверху усилиями правительства из представителей близкой ему социальной среды. Именно на них временно возлагалось управление губерниями, а также права и обязанности по руководству земствами. Правительство сделало ставку на земство. Т.о., председатели губернских и уездных управ автоматически становились комиссарами. Лишь в отдельных местах должности комиссаров заняли городские головы, члены Госдумы и Госсовета. По социальному составу в корпусе комиссаров преобладали крупные землевладельцы и капиталисты.

Но с появлением лозунга «Вся власть Советам!» положение на местах осложнилось. Советы начали борьбу и против общественных исполнительных комитетов и комиссаров Временного правительства. Т.о., в стране на общегос-ом уровне еще сохранялось двоевластие, а на местах уже сформировалось троевластие.

Управленческий кризис 1993г

Конституция Российской Федерации 1993 года – Основной закон суверенного Российского государства, принятый на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Она впитала основные достижения первой правовой науки .Однако, будучи принятой в условиях жесткого политического противоборства законодательной и исполнительной властей ,она не лишена недостатков и, вероятно в дальнейшем будет нуждаться в изменениях и дополнениях. Одной из особенностей Конституции РФ 1993 года является ее гуманистическая направленность. Права и свободы человека и гражданина закреплены в ней в качестве высшей ценности. Их признание, соблюдение и защита – главная обязанность государства. Кроме этого, Конституция РФ 1993 года закрепила смешанную форму правления – президентско – парламентскую с заметным акцентом властных полномочий в сторону исполнительной власти: президента, премьер-министра и правительства.

Конституция РФ выполняет ряд функций :

1) Политическая функция Конституции состоит в том, что она определяет правила политической борьбы и обеспечивает политическим силам равные условия в борьбе за государственную власть. Государство не вмешивается в дела гражданского общества и его организаций : политических партий, общественных организаций, объединений ;

2) Правовая функция выражается в том, что, выступая ядром правовой системы, Конституция устанавливает общие правовые принципы, которые являются исходными для различных отраслей права. Обладая высшей юридической силой, Конституция обеспечивает надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне не противоречивых актов государства;

3) Гуманистическая функция Конституции определяется тем, что в ней нашли отражение общепризнанные нормы и общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы человека. На государство возложена обязанность обеспечения достойных условий существования человека.

Как основной закон Конституция 1993 года имеет правовые признаки, которые отличают ее от иных нормативно-правовых актов:

· Конституция обладает юридическим верховенством, ей присуща высшая юридическая сила по сравнению с другими нормативно-правовыми актами, которые не должны ей противоречить;

· Закрепляя основополагающие принципы организации государства и общества, а также правовой статус личности, Конституция является базой текущего законодательства; лишь конкретизирует основные начала, закрепленные в Конституции;

· Конституцию отличает прямое действие ее норм, которые не требуют никакого дополнительного законодательного разъяснения или дополнения;

Конституцию характеризует особый порядок принятия и изменения. Она была принята на референдуме. В обычном порядке могут вноситься изменения в гл. 3-8 . За них должны проголосовать не менее 2/3 общего числа депутатов обеих палат Федерального Собрания. Предложение о пересмотре гл.1,2,9 должно быть поддержано 3/5 голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Затем созывается Конституционное Собрание, которое решает, изменять Конституцию или нет.

Структура Конституции Российской Федерации 1993 года.

Конституция Российской федерации состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей. Содержание преамбулы Конституции не имеет правового характера. В ней выражены намерения о целях принятиях Конституции. Среди них следует отметить приверженность демократии, правам человека, возрождения российской государственности.

Президентская республика в России и её управленческие структуры в 1993-2000г

Первым президентом России был избран в 1991 г. Б. Н. Ельцин, вице-президентом — А. В. Руцкой. Сохранялись съезд народных депутатов (формально высшая власть в стране) и Верховный Совет РСФСР (председатель — Р. И. Хасбулатов). В 1992 г. начались экономические реформы (под руководством Е. Т. Гайдара): отпущены цены, стала проводиться приватизация. Выросли внутренние долги, резко упало производство. Инфляция поглотила сбережения граждан в сберкассах. Жизненный уровень большинства населения упал, а "средним классом" стала узкая группа, воспринимаемая большинством как высший класс.

Весной 1993 г. началась борьба за власть и изменение Конституции между президентом Ельциным и Верховным Советом, кончившаяся незаконным роспуском последнего 21 сентября 1993 г. указом президента. Сопротивление сторонников Верховного Совета было подавлено и закончилось жестоким расстрелом здания Верховного Совета 4 октября. В декабре 1993 г. на референдуме была принята новая Конституция России, согласно которой президент Ельцин получил решающие полномочия (право назначения министров, роспуска парламента, издания указов в обход парламента и др.). Должность вице-президента была упразднена. Создан законодательный орган — двухпалатное Федеральное Собрание (верхняя палата — Совет Федерации, нижняя — Государственная Дума). Выборы в Государственную Думу прошли в 1993, 1995 и1999 гг.

Нынешний председатель Совета Федерации — С. Миронов, Государственной Думы — Г. Н. Селезнёв. Крупнейшие партии и блоки — КПРФ, "Яблоко", ЛДПР, с 1999 г. — "Союз правых сил", "Единство — вся Россия" и др. В 1996 г. Ельцин был переизбран на второй срок, с 2000 г. президентом стал В. В. Путин. Нынешний премьер-министр — М. М. Касьянов (в 1992-1998 гг. — В. С. Черномырдин, 1998 г. — С. В. Кириенко, в 1998-1999 гг. — Е. М. Примаков, 1999 гг. — В. С. Степашин, 1999-2000 гг. — Путин).

Вопрос 7) Факторы Смуты, повлиявшие на государственное управление в России в начале XVII в.Боярская дума и приказы как система исполнительной власти в Московском государстве в XVI-XVII вв. Местное управление в России XVII в.

Смутное время (1598-1613) в истории Отечества характеризуется слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной и интервенцией, "великой разрухой Московского государства".

ПРИЧИНЫ:

1. Опричнина Ивана Грозного, показавшая обществу его бесправие перед произволом царской власти (произвол царской власти).

2. Стремление различных слоёв общества улучшить свое сословное положение (крепостные крестьяне – отмены крепостного права, дворяне – продвижения по службе за личные качества, а не за знатность рода и т.д.)

3. Представление народа, что власть в стране должна принадлежать только "природному царю" (династия Рюриковичей), а не выборному, – что было почвой, питавшей самозванство.

Условия, способствовавшие развитию Смуты:

· борьба боярства за ограничение власти царя

· падение нравственности (по мнению современников)

· боярские опалы, неурожаи, голод и мор в период правления царя Бориса Годунова (1598-1605)

· активность казачества

· вмешательство Польши и католической церкви во внутренние дела России

События Смутного времени

1598 – Пресечение династии Рюриковичей. Начало правления Бориса Годунова.

1601 – 1603 – Неурожаи и массовый голод в России. Нарастание социальной напряженности в России.

1605 – Смерть царя Бориса Годунова. Воцарение Лжедмитрия I.

1606-1610 – Царствование Василия Шуйского.

1606-1607 – Крестьянское восстание под руководством И.Болотникова. 1607 – Начало военных действий Лжедмитрия II.

1609 – Втягивание в гражданскую войну Швеции и Польши. Начало польской интервенции.

1610-1613 – Свержение Василия Шуйского, "Семибоярщина" до 1613г..

1611-1612 – Первое и второе ополчения, освобождавшие Москву от польских интервентов (Минин и Пожарский).

1613 – Установление династии Романовых земским собором.

Последствия смуты:

1. Временное усиление роли сословно-представительных органов власти: Боярской думы и Земского собора (за царствование Михаила Романова (1613-1645) известно 10 созывов Земского собора)

2. Экономическая разруха и обнищание народа

3. Ухудшение международного положения государства и потеря ряда территорий за годы Смуты (Смоленские и Северные земли отошли к Польше, побережье Балтийского моря – Швеции)

4. Воцарение новой династии Романовых (1613-1917) Расстройство местничества ослабило старую аристократию (боярство) и усилило позиции служилого дворянства.

Вопрос 8 )Системные управленческие реформы Петра I. Консилия министров, Правительствующий Сенат, «кабинет» императора.

Наши рекомендации