Особенности Российской политической культуры.
Социальный тип личности и типология политического поведения.
Социальный тип личности- обобщенное отражение, совокупность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность. Например, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и др.
Понятие, содержание и типология полит.культуры.
Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.
Типология:
Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:
- приходская культура (Parochial)
- зависимая культура (Subject)
- культура участия (Participant)
Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».
Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».
Культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех
Особенности Российской политической культуры.
Государство как институт многие исследователи считают одной из важных детерминант политической культуры . Государство может затормозить или ускорить процесс формирования политической культуры . Прежде всего, следует подчеркнуть то, какую роль государство играет в культуре нации, довлеет ли оно или имеет периферийное значение. Российская политическая культура на протяжении всего существования нации была «государственной».
Среди других факторов, формирующих политическую культуру , разные авторы называют церковь, деловые круги, университеты, СМИ, социальную и политическую структуру общества, характер общественных отношений, политические традиции, особенности национальной психологии [86].
В России на протяжении всей ее многовековой истории сложилась уникальная политическая культура , формирование которой стало результатом влияния следующих факторов:
1)особенности геополитического положения страны - традиционно враждебное внешнее окружение, постоянная угроза либо состояние войны и обширные размеры территории - сформировали у россиян имперско-державное сознание и определенную потребность в образе внешнего врага; положение «серединной земли» на континенте Евразия обусловило политическое функционирование в режиме крайностей политических традиций Запада и Востока
2)преобладание коллективного образа и форм жизни под влиянием православной традиции и культуры (идея соборности);
3) многовековая отстраненность граждан от рычагов власти и их отчуждение от государства, что предопределило и закрепило в массовом сознании разнообразные анархические, антиправовые и антигосударственные стереотипы и настроения;
4) низкая способность общества к самоуправлению и саморегуляции при решении проблем обыденной жизни, как результат административно - бюрократической опеки и ограничений - и одновременно - его высокая способность к мобилизации в ситуациях войн и иных масштабных бедствий.
Таким образом, одна из насущных задач реформирования российского государства и общества — преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа.
Демократизировать политико-культурные качества российского общества возможно, прежде всего, путем реального изменения гражданского статуса личности, создания властных механизмов, передающих властные полномочия при принятии решений законно избранным и надежно контролируемым представителям народа.