Особенности современной российской политической культуры

· «государственнический» (этатистский) характер; преобладает вера в «благодетельность» государства;

· преимущественно подданнический тип политической культуры, что особенно характерно для лоялистов – электорат «Единой России»;

· государство остается «чужим» и для патерналистов (электорат «Справедливой России», выступающий за сильное социальное государствово), и для либералов (электорат «Яблока», «Правого дела» и др., поддерживающий ценности свободы, соблюдения прав человека);

· изменяются представления о социальной справедливости: от уравниловки к равенству возможностей и правовой защищенности (установка на модернизацию сочетается с идеей огосударствления экономики у патерналистов и традиционалистов – электората КПРФ);

· высокая доля консенсусных установок, однако зона консенсуса (за исключением патриотов-рыночников с авторитарным мышлением – электорат ЛДПР) лежит преимущественно в области внешней и оборонной политики;

· слабая ориентация на ценности свободы; у лоялистов она отсутствует;

· консервация правового нигилизма, то есть отрицания права как значимого регулятора общественных отношений;

· конформизм, подвижность политических принципов;

· внутренняя расколотость, горизонтальная и вертикальная поляризованность;

· доминирование силовых вариантов разрешения политических конфликтов.

Тема II. Политические конфликты с точки зрения политической конфликтологии

  1. Понятие политического конфликта, его функции, структура, динамика.
  2. Основные виды, классификации политических конфликтов.
  3. Технологии регулирования политических конфликтов.

Литература

1. Козырев Г.И. Политическая конфликтология: уч. пособие. М.: ИД «Форум». ИНФРА-М. 2008. Гл. III, VI-VII, IX.

2. Политическая конфликтология: Уч/ пособие. / Под ред. С.А. Ланцова. СПб.: Питер. 2008. Гл. II.

3. Теория политики:Учебное пособие. / Под ред. Б.А. Исаева. СПб.: Питер.2008. Гл. 21.

1. Политический конфликт:

· постоянно действующая форма борьбы за власть в каждом конкретном обществе;

· противоборство 2-х и более субъектов политики, обусловленное противоположностью их интересов, ценностей, целей, взглядов.

Функции политическогоконфликта по Л. Козеру:

· сигнализация о проблемах;

· образование союзов, групп, коалиций;

· создание баланса интересов;

· инициирование новых социальных норм;

· снижение антагонистического напряжения;

· предотвращение более острых конфликтов

Структураполитического конфликта: совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность как динамической системы и процесса.

Объект

Стороны п. к. Стороны п. к.

Субъекты п. к. Субъекты п. к.

Участники Участники

Сторонники Сторонники

Внутренняя оппозиция Внутренняя оппозиция

Я колонна 5-я колонна

Косвенная сторона Косвенная сторона

Я сторона

Объект конфликта - причина, повод: власть, ценности, идеи, ресурсы

Субъекты конфликта - силы, определяющие разворачивание конфликта, отличающие четким пониманием интересов, целей, методов, ресурсов (ведущие)

Участники – силы, вовлеченные в конфликт (ведомые)

Варианты участия:

· активное деятельное как результат добровольного вовлечения в конфликт;

· мобилизационное как результат мобилизации в зону конфликта;

· ситуационное как результат случайного пребывания в зоне конфликта.

Жертвы – значимый элемент в структуре конфликта (ситуационное участие): как предлог для начала конфликта, причина; как акт устрашения или возмездия; как средство овладения имуществом, жизненным пространством; как средство шантажа; как способ уничтожения потенциальных врагов; как способ привлечь внимание к проблеме или отвлечь от проблем; как способ создания ситуации для вмешательства третьей силы; как способ нагнетания напряженности в обществе; как способ дискредитации политического лидера; как способ уничтожения этноса, конфессии; случайная жертва или мнимая жертва (способ предъявления претензий).

Сторонники –группы лиц, не участвующие непосредственно в конфликте, но разделяющие политические цели и ценности участников, оказывающие им посильную поддержку.

Внутренняя оппозиция:

· лояльная;

· конфронтационная;

· непримиримая.

Пятой колонной признаются участники одной из сторон конфликта, скрывающие свою готовность с оружием в руках поддержать противоположную сторону.

Косвенная сторона: организаторы, сценаристы, провокаторы

3-я сторона: судьи, арбитры

Динамика конфликта:

· предконфликтная ситуация;

· открытый конфликт: инцидент, эскалация, завершение;

· постконфликтный период.

Предконфликтная ситуация: латентная стадия, характеризующаяся социальной напряженностью.

Признаки предконфликтной ситуации:

· эмоциональные реакции негативного плана (враждебность, агрессия);

· утопические надежды (фантазии, ностальгия по прошлому и т. д.);

· сомнения, неуверенность в среде властной элиты относительно правильности курса;

· полемика в прессе, дискуссии;

· недовольство в широких кругах населения, неудовлетворенность существующим порядком;

· утрата доверия к власти, пессимистические оценки будущего, атмосфера массового беспокойства;

· массовые действия: ажиотажный спрос, скупка товаров, миграция в другие регионы и за границу, стихийные и организованные митинги, демонстрации, забастовки

Ø конфликтная ситуация: предмет конфликта начинает осознаваться участниками, выделяются 1-2 болезненные проблемы; происходит консолидация оппонентов, их мобилизация; субъекты начинают осознавать свои интересы и стремления противников

Ø инцидент.

Виды политических конфликтов:

· конфликт ценностей (вокруг различий в представлениях о политической системе, политическом курсе, правилах политической игры);

· конфликт интересов (вокруг распределения и перераспределения властных ресурсов, материальных благ, духовных ценностей);

· конфликт политических культур (столкновение различных политических ценностей, норм, обычаев, традиций, моделей поведения);

· конфликт политической идентификации (напр., в межэтнических конфликтах).

по области проявления:международные и внутриполитические;

внутриполитические конфликты: горизонтальные, вертикальные, смешанные;

горизонтальные: стороны (акторы) не находятся в подчинении друг другу;
вертикальные: стороны (акторы) находятся в иерархическом соподчинении;

вертикальные конфликты:

· конфликты макроровня (государством и обществом, государством и отдельными слоями общества, государством и личностью,);

· конфликты микроуровня (внутри социального слоя, напр., элиты).

по продолжительности:кратко-, средне- и долгосрочные конфликты;

по степени публичности:явные и латентные;

по степени реальности:действительные и мнимые (теорема Томаса: если некоторую ситуацию воспринимают как реальную, то она будет реальной и по своим последствиям);

по степени интенсивности:

стычки (мелкие неприятности), столкновения (серия стычек с расширением круга причин),

кризисы(непрекращающиеся столкновения > тупиковая ситуация, разрыв отношений)

кризисы: правительственный, парламентский, конституционный

по функциональной направленности:

конструктивные и деструктивные (вывод зависит от соотношения позитива и негатива);

Позитив: см. Функции политическогоконфликта по Л. Козеру

Негатив:

· подрыв доверия между сторонами конфликта;

· создание ситуации разобщенности социума;

· ослабление стабильности социальной системы.

3. Технологии разрешения политических конфликтов:

Технология разрешения политических конфликтов – совокупность наиболее эффективных приемов, способов, процедур, направленных на снижение социальной напряженности и стабилизацию политической системы.

Поэтапное урегулирование:

I. Диагностика конфликта: причины, стороны, цели, ожидания, роль внешних факторов;

II. Составление прогноза развития конфликта;

III. Определение возможных вариантов урегулирования;

IV. Составление плана урегулирования;

V. Определение стратегии и тактики урегулирования;

VI. Реализация плана: уменьшение эмоционального напряжения (информация о намерениях);

четкое определение предмета спора; установление норм и правил взаимодействия сторон;

организация диалога; информирование о мерах по урегулированию; решение спорных вопросов

Наши рекомендации