Концепции устойчивого управления лесами. Ее приоритеты?
1 апреля 1996 г. указом Президента Российской Федерации №440 утверждена концепция перехода РФ к устойчивому развитию. Концепция устойчивого управления лесами РФ является ее составной частью. Набор приоритетов в этом плане должен обеспечивать:
- совершенствование нормативной правовой базы;
- государственный контроль за соблюдением лесного законодательства;
- учет, охрана, защита и воспроизводство лесов;
- сохранение биологического разнообразия;
- рациональное, неистощительное и многоцелевое лесопользование;
- повышение экологического и ресурсного потенциала лесов;
- удовлетворение потребностей общества в лесных ресурсах;
- повышение доходности лесов;
- совершенствование кадровой политики;
- развитие отраслевой науки, образования и просвещения;
- участие общественности.
Устойчивое управление лесами различается в субъектах РФ:
- в многолесных районах – потребность в древесине, сохранение и рациональное, неистощительное использование, восстановление, повышение защитных функций;
- в малолесных районах – сохранение и повышение продуктивности, экологической устойчивости лесов, повышение природоохранных и защитных функций, увеличение лесистости, облесение непригодных для сельского хозяйства земель.
Устойчивое управление лесами – это целенаправленное, долговременное, экономически выгодное взаимоотношение человека и лесных экосистем. Эти взаимоотношения могут сопровождаться периодическим изъятием лесной продукции с помощью различных технологий, с применением машин и механизмов. Использование рыночных и нерыночных полезностей леса не должно вести к деградации или исчезновению не только лесов, но и отдельных видов.
Неизменная основа устойчивого управления лесами – поддержание в приемлемом для лесных экосистем и посильном для общества состоянии, как биологического разнообразия, так и продуктивности лесов. Устойчивое управление предполагает бесконечно долгое сохранение лесов как части ландшафтов России.
Устойчивое управление лесами предполагает многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование лесных ресурсов, функций и свойств лесов, как имеющих рыночную стоимость (древесина, живица, недревесная продукция леса и т.д.), так и не имеющих таковой (например, воздействие на духовное здоровье народа или сохранение исторических традиций).
40.Организационные основы лесного хозяйства. Мероприятия по охране лесов от пожаров.
Концепция предусматривает необходимость в современном лесном хозяйстве России разделения функций государственного управления лесами и осуществления функций предпринимательства.
Новый Лесной кодекс Российской Федерации это законодательно закрепил: недопустимость осуществления всех видов использования лесов органами государственной власти, а также непосредственного выполнения ими комплекса работ по ведению лесного хозяйства. Эти работы должны выполняться лицами, использующими леса (арендаторы), если таковых нет, то органами государственной власти субъектов Федерации через размещение заказов путем проведения торгов – предпринимательскими структурами – победителями этих торгов, на основе контрактов с органами управления лесами.
Одним из основных действий для осуществления функций государственного управления в области лесного хозяйства является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка использования лесов, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством РФ.
Это можно осуществить только при обеспечении действенного государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов.
Новая схема лесоуправления в соответствии ЛК РФ (2006) запрещает совмещение хозяйственных и управленческих функций и восстанавливает контрольно-надзорные права лесничего. Лесничества утверждаются в качестве базовых единиц лесоуправления.
Мероприятия по охране лесов от пожаров предусматривает:
- пропаганду, ее совершенствование;
- участие в разработке международных правовых механизмах;
- широкое использование спутниковой информации, разработка мероприятий по ликвидации пожаров при радиоактивном загрязнении;
- дистанционное зондирование земли из космоса, мониторинг;
- создание автоматизированной системы связи.