Основные приоритеты внешней политики, внешнеполитические инициативы Казахстана в обеспечении безопасности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе и в мире.

План

1. Формирование и развитие суверенного Казахстана

2. Этапы становления суверенитета

3. Проблемы разработки национальной идеи

4. Внешнеполитические инициативы Казахстана в обеспечении безопасности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе и в мире.

Список литературы:

1.Рахманова Г.Б. Казахстан и проблемы безопасности в Центральной Азии, А.. 2006

2. Чжен Кун Фу Геополитика Казахстана. А.. 1999

3. Звягинская И. Становление государств в Центральной Азии. Политические процессы

4. Бакаев Л. Национальная безопасность Республика Казахстан. В контексте истории и современности. А., 2005.

Международный терроризм. М., 2005

5. Центральная Азия: внешний взгляд. Международная политика с центрально-азиатской точки зрения. А., 2006

6. Назарбаев Н.А. На пороге ХХ1 века, А., 2003

7. Жумалы Р. Геополитика Центральной Азии, А.. 2006

8. Гудби Д. Стратегия стабильного мира, М., 2003

9. Казахстан сегодня. – А, 2010

Цель – определение места и роли современного Казахстана в условиях многополярного и многовекторного мирового развития.

Место и роль Республики Казахстан в современном мире невозможно понять без анализа становления и развития внешней политики нашего государства. Внешнеполитическая деятельность руководства Республики Казахстан на первом этапе была сориентирована на создание благоприятных макро- и микрополитических параметров для достойного вступления государства в мировое сообщество. Главным фактором формирования внешнеполитической доктрины на начальных стадиях стал геополитический: территория и народонаселение республики, отсутствие открытого выхода к морям, соседство с такими державами как Россия и Китай, поиски контактов с мусульманским миром и другие.

Однако уже первые инициативы суверенного Казахстана продемонстрировали мировому сообществу политику, ориентированную не только на геополитические интересы Казахстана, но, прежде всего, на ее миролюбивый характер, направленный на создание атмосферы взаимного доверия, сотрудничества на региональном и международном уровнях, на развитие равноправных отношений со всеми странами и международными организациями. 2 декабря 1991 года на пресс-конференции по итогам президентских выборов Н. Назарбаев впервые очертил контуры казахстанской внешней политики, обозначив ее многовекторный характер. «У республики должен быть разумный баланс между Европой и Азией. Хотя, безусловно, казахский народ имеет глубокие совместные корни с тюркскими народами».[6] В результате в качестве стратегических задач, в первую очередь, ставились следующие:

- создание благоприятных внешних условий для проведения кардинальных социально-экономических и политических реформ в Казахстане;

- отстаивание национально-государственных интересов страны, и в первую очередь, территориальной целостности, неприкосновенности государственных границ;

- выстраивание внешней политики на основе партнерских отношений;

- многовекторный характер внешней политики.

16 декабря 1991 года была провозглашена государственная независимость Республики Казахстан. Уже 21 декабря того же года в Алматы состоялся саммит глав одиннадцати независимых государств, возникших на постсоветском пространстве и подписавших декларацию о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Так начался отсчет первых шагов внешнеполитической деятельности Казахстана.

В связи с этим, на первом этапе были выдвинуты следующие основные направления внешней политики:

- сохранение общего экономического и культурно-гуманитарного пространства в рамках СНГ;

- вхождение через ООН, ОБСЕ и другие международные организации в современные международные отношения, подключение мирового сообщества к проблемам переходного периода казахстанского общества и оказание необходимой помощи;

- в связи с отказом от ядерного статуса обеспечение ядерными державами – США, Россией, Великобританией, Китаем – гарантии безопасности Казахстана, суверенитета, независимости и территориальной целостности, нерушимости границ;

- вступление в основные финансовые институты – Международный Валютный Фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития – в целях привлечения финансовых средств для реформирования казахстанской экономики;

- сотрудничество на двусторонней основе.

5 марта 1992 года Казахстан был принят в ООН. Уважение и признание Казахстана со стороны мирового сообщества вызвало стремление республики к безъядерному статусу и подписание нашей страной Договора СНВ-1, Договора о нераспространении ядерного оружия, Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. В декабре 1994 года в Будапеште был подписан меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Казахстана к Договору о нераспространении ядерного оружия. В соответствии с этим документом Великобритания, Россия, США подтвердили «свое обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Республики Казахстан, и что никакие их вооружения никогда не будут применены против Республики Казахстан, кроме как в целях самообороны»[7]. Таким образом, 26 мая 1995 года с территории Казахстана был вывезен последний субъект ядерного оружия.

С первых дней наше государство уделяло большое внимание развитию двусторонних отношений с зарубежными странами.

Уже к началу 1995 года Республику Казахстан признали 111 государств мира, с 92 установлены дипломатические отношения.

Россия признала независимость Казахстана 17 декабря 1991 года. И уже 25 мая 1992 года между Россией и Казахстаном был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, зафиксировавший принцип взаимного уважения, суверенитета, нерушимости государственных границ обоих государств. Одной из главных задач российской политики в отношении Казахстана на первом этапе было содействие скорейшему выводу с казахстанской территории ядерного оружия и получению республикой статуса безъядерной державы. Данная узкая направленность российских интересов привела к угасанию интереса Москвы к своим ближайшим соседям в первой половине 90-х годов.

В данном контексте понятно, что первые несколько лет независимости характеризовались активным налаживанием отношений с западно-европейскими странами и США. В это же время крупнейшие западные кампании закрепились на местном рынке, заметно уменьшив российское экономическое присутствие.

Руководством Казахстана были подписаны Договоры о дружбе, сотрудничестве с Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Таджикистаном, с которыми наша страна связана не только общностью границ, но и сложившимися хозяйственными связями, культурно-этнической общностью.

Во второй половине 90-х годов внешнюю политику РК обусловливали не только геополитические факторы, но и международные трансформации, связанные с процессами глобализации, нарастанием угроз терроризма, этнического сепаратизма, а также нестабильностью мировых макроэкономических показателей.

Азиатский финансовый кризис, разразившийся в июле-декабре 1997 года и вызвавший социально-экономическую стагнацию не только в странах АТР, но и далеко за его пределами, в том числе в ЦАР, со всей очевидностью продемонстрировал взаимозависимость экономических и политических процессов в условиях глобализации. Характерными чертами глобализации являются не только углубление межгосударственных и межобщественных отношений, стремительный рост глобальных торговых и финансовых потоков, рост транснациональных предприятий, усиление контактов между различными культурами, универсальность мировой науки, но и загрязнение окружающей среды, изменения в климате планеты, принимающий угрожающие размеры рост народонаселения, межнациональные конфликты, геноцид и этнические чистки, терроризм, рост международной преступности, незаконного оборота наркотиков.

В связи с этим, по мнению Президента Н.Назарбаева, необходимо изучать возможные последствия глобализации для всех государств мира – богатых, развивающихся, бедных – с целью нейтрализации возможных негативных последствий глобализации. При этом казахстанский лидер обратил особое внимание на то, что если достижениями и плодами глобализации по-прежнему будет пользоваться лишь небольшая группа высокоразвитых государств – 20% человечества, то это неизбежно приведет к противостоянию, возникновению конфликтов и социальных катаклизмов[8].

Помимо этого на рубеже XX-XXI веков геополитическая ситуация в мире, а также роль и значение Казахстана в целом значительно изменились в мировой политике. В этой связи, необходимо выделить следующие знаковые пункты международного положения:

Изменение векторов российско-американских и российско-казахстанских отношений: отказ России во второй половине 90-х годов от прозападной ориентации своей внешней политики и избрание в качестве приоритетного сотрудничество со странами СНГ; тенденция российского руководства к возвращению утраченных позиций в Каспийско-Центральноазиатском регионе; сохранение интереса России к развитию сотрудничества с государствами, характеризуемыми в США как «государства-негодяи». Сегодня Россия заинтересована в активном взаимодействии с Казахстаном. Во многом это объясняется огромной протяженной двухсторонней государственной границы – 7200 км. Важное место в казахстано-российских отношениях занимает военно-техническое партнерство, особенно в области военно-испытательных полигонов (полигон «Эмба» на территории Актюбинской области, «Сары-Шаган», 4 ГЦП на территории Западно-Казахстанской области). Особое место занимал вопрос о функционировании космодрома «Байконур». 28 марта 1994 года было подписано базовое Соглашение, согласно которому он был передан российской стороне в аренду с арендной платой в размере 115 млн. долларов ежегодно.

Изменение американско-китайских отношений: усиление американско-китайского соперничества; реорганизация вооруженных сил США в связи с возможностью проведения военных операций в районе Тихого океана; рост военных бюджетов обеих стран.

Негативные последствия политики однополярного мира, в которой США стали играть роль единоличного лидера (развязанная США военная кампания против Югославии, война в Ираке, военное присутствие в Афганистане). Нет никаких гарантий, что США под различными флагами (например, борьбы с терроризмом) не воспользуются возможностями единоличного лидера для реализации собственных геополитических целей в Центральной Азии: создание американских военных баз в Афганистане, Кыргызстане, Узбекистане, Грузии, то есть по периметру китайских границ, что вызывает наращивание военного присутствия на пограничной зоне со стороны Китая.

Активизация действий международного терроризма, религиозного экстремизма и наркобизнеса, базой которых стал Афганистан в период правления движения «Талибан». Хотелось бы отметить, что в последнее время предпринимаются попытки связать в один контекст понятия «терроризм» и «ислам» и навязать общественному мнению такое отождествление. Также опасна точка зрения, что мир якобы находится перед расколом по религиозным и этническим признакам. Недавняя резолюция американского Сената, признающая экстремистов, действующих в Афганистане и на Ближнем Востоке, террористами, а боевиков в Чечне – «повстанцами», свидетельствует о том, что в США продолжают политику двойных стандартов.

Нефтяной фактор в Каспийско-Центральноазиатском регионе, возможные пути транспортировки нефти. В 1998 году было подписано казахстано-российское Заявление, в котором были найдены принципиальные позиции по каспийскому вопросу. Однако проблемы заключались в основном по проблемам транспортировки нефти. Россия пытается монополизировать основные магистрали экспорта нефти. Российские кампании активно участвуют в нефтяных сферах Казахстана: «Лукойл» владеет 15 % акций по разработке месторождения Карачаганак, Роснефть вошли в проекты по разработке Алдайского, Федоровского месторождения, месторождения Кенкияк.

Заинтересованность Китая в установлении сотрудничества с государствами Центральной Азии. Во-первых, для организации совместных действий против экстремизма, национального сепаратизма в СУАР, во-вторых, исходя из собственных экономических интересов, в-третьих, в целях обеспечения надежного тыла в случае ухудшения ситуации в АТР, что вылилось в создание ШОС.

Все эти факторы не могли не заставить по-новому взглянуть на место и значение Казахстана и государств ЦАР на их место и роль в современной геополитической картине.

Таким образом, с учетом событий, произошедших во второй половине 90-х годов 15 марта 2001 года была представлена новая Концепция внешней политики РК. Приоритетными направлениями концепции, основанной на многовекторной дипломатии, стали:

- развитие интеграционных процессов, в первую очередь в рамках ЕврАзЭС, «Шанхайской пятерки» (с 14 июня 2001 года – Шанхайская организация сотрудничества), СВМДА, ДКБ, Центральноазиатского экономического союза;

- двустороннее сотрудничество, при котором главными партнерами Казахстана являются Россия, Китай, страны СНГ, США, страны ЕС, а также Япония, Индия, Турция, Иран;

- вопросы Каспийского моря;

- работа по делимитации и демаркации государственной границы;

- развитие транзитно-транспортного потенциала;

- проблема трансграничных рек;

- экономический компонент внешней политики, суть которого заключается в содействии доступу казахстанской продукции на мировой рынок, с одной стороны, привлечению иностранных инвестиций в такие секторы казахстанской экономики как новые технологии, машиностроение, инфраструктура, сельское хозяйство, малый бизнес - с другой.

Таким образом, внешняя политика Казахстана в современной непростой международной ситуации диктуется необходимостью отстаивания национальных интересов республики посредством выработки и проведения конкретных действий от внешнеполитической до культурно-гуманитарной и идеологической сфер.

Ключевые термины по теме лекции: внешняя политика, внутренняя политика, продовольственная безопасность, экологическая безопасность, военная безопасность, делимитация границ, демаркация границ, договор, саммит.

Наши рекомендации