Социальное назначение и сущность государства
Сущность государства -это организация политической власти (социальный институт). Смысл, главное в нём, что определяет его содержание, назначение и функционирование.
Сущность государства проявляется в его функциях.
Морозов Л.А. отмечает, что в настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства:
1)классовый;
2)общесоциальный.
Первый подход состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства. Государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.
Надо отметить, что основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организаций политической власти, выполняет одновременно некоторые "общие дела", присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе - экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др.
Говоря о марксистском подходе к сущности государства, надо иметь в виду, что характеристика государства как средства насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств.
Второй подход исходит из общесоциальнойсущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.
Наряду с этими двумя подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, религиозный, расовый и др. В зависимости от различных условий доминировать могут те или иные интересы.
Сущность государства многие ученые толковали по разному. Одни считали, что государство — это политический феномен, присущий любому классовому обществу.
Л.Гумплович утверждал, что государство — это господство меньшинства имущих над массой неимущих, основанное на экономическом могуществе.
Жан Боден рассматривал государство как "правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства".
В современный период распространена точка зрения, что государство — это социальный организм, политический способ существования гражданского общества.
Важным для понимания сущности государства является уяснение его целей, задач и социального назначения.
Все это фиксирует лишь отдельные стороны социальной сущности государства. Главное в социальной сущности государства, — оно является организационной формой общества, его сплочения и функционирования на общепризнанных принципах и нормах.
С сущностью государства тесно связано такое понятие, как социальное назначение государства.
Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно
служить.
Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства,
таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.
Попытки определить социальное назначение государства предпринимались в разные исторические
эпохи.
Платон и Аристотель, социальным назначением любого государства является утверждение нравственности. Этот взгляд позднее поддержал и Гегель (1770-1831).
Сторонники договорной теории происхождения государства считают, что оно возникло также из общих интересов граждан в обеспечении их безопасности (Т.Гоббс), достижения общего блага (Г.Гроций), ради обеспечения общей свободы (Ж.-Ж.Руссо).
Ф. Лассаль (1824-1864) главную задачу государства видел в развитии и реализации свободы человека.
Современные взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными
условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. В обществе утвердились такие ценности, как демократизм, равенство и справедливость, свобода личности. Все это способствует тому, что государство должно осуществлять общесоциальные функции, т.е. действовать в интересах всего общества. Но на социальное назначение государства могут влиять и субъективные факторы, например, кто стоит у власти, как изменяется общественная жизнь под влиянием проводимой политики и др.
часть вторая
принципы права
Основная классификация принципов права осуществляется по масштабу охвата ими правового пространства. По этому критерию принципы делятся на общеправовые, межотраслевые, отраслевые.
Существуют следующиевиды принципов права:
Общие принципы права
Общие - исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие сущность и социальную природу права в целом, к ним относятся:
1.принцип демократизма — выражается в законодательном предоставлении возможностей широким слоям населения принимать участие в обсуждении и принятии нормативных актов, влиять на содержание и практику применения уже действующих, реально использовать все формы представительной и непосредственной демократии;
2.принцип гуманизма - заключается в том, что право закрепляет такие отношения между обществом, государством и индивидом, которые основаны на человеколюбии, уважении личности, создании всех условий для ее нормального существования и развития, приоритетности прав и свобод человека (ст. 21 Конституции РФ). Однако, на наш взгляд, гуманизм не ограничивается объявлением человека высшей ценностью. Подлинный гуманизм предполагает доброе и бережное отношение не только к человеку, но и к животному миру, окружающей действительности в целом. Без этого не будет и полноценной ответственной личности. Гуманизм — это не только уважительное отношение к отдельному человеку, но и человечеству в целом. Он состоит не только в предоставлении прав, но и в возложении обязанностей;
3. принцип законности — означает, что все субъекты общественных отношений — государство, его органы, должностные лица, организации и граждане должны точно и неуклонно соблюдать законы и подзаконные акты, которые, в свою очередь, должны не противоречить друг другу, обеспечивая верховенство закона, соответствовать конституции и объективным закономерностям общественного развития (ст. 15 Конституции РФ);
4. принцип равноправия - выражается в законодательном закреплении равенства всех граждан независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения. Они должны иметь равные общегражданские права и обязанности, в одинаковой степени отвечать перед законом (ст. 19 Конституции РФ);
5. принцип справедливости - заключается в том, что при регулировании отношений преимущественно используются средства убеждения в необходимости определенного поведения, при правонарушении поступок человека оценивается в соответствии с моральными воззрениями большинства членов общества, а мера наказания — в соответствии с характером содеянного;
6.принцип единства прав и обязанностей - состоит в направлении поведения участников регулируемых отношений с помощью детально сбалансированных, взаимно корреспондирующих прав и обязанностей;