Задачи административной реформы в современной России
Для каждого государства важнейшей задачей является организация управления государственными делами. От этого зависит устойчивость страны и ее развитие. В то же время масштабность и динамичность государственных дел неизбежно порождают изменения, которые перерастают из количественных в качественные. И тогда актуальным становится проведение государственных реформ, которые призваны обеспечить новое состояние публичной власти и обновленный механизм ее влияния на общественную жизнь. Мера преемственности и новизны служит главным показателем эффективности преобразований, иначе последствия перестроек могут быть не предсказуемыми и плохими.
Цели реформы и задачи, решаемые последовательно, этапы, системные мероприятия, участники, сроки, ожидаемые результаты — таковы слагаемые любой реформы. Государственные реформы, проводимые в нашей стране в последние годы, не всегда связаны между собой и подчас не приводят к намеченным итогам. Поэтому в общем контексте модернизации Российского государства и проводимых федеральной, судебной, налоговой и других реформ особое значение приобретает административная реформа. Это наиболее масштабная реформа, охватывающая не только собственно органы государства, но и регулирование сфер государственной и общественной жизни, деятельность всех организаций, предприятий и учреждений. Такова формула науки управления: субъект воздействует на объект для перевода его в новое состояние.
В Указе Президента РФ «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах» и в работе Комиссии по административной реформе Правительства РФ выделен комплекс целей. Это эффективность работы государственных органов, это совершенствование отношений между госорганами и хозяйствующими субъектами, это демократизация управления, его открытость и доступность для граждан. Достижения этих целей требует новых соотношений, с одной стороны, между централизацией, децентрализацией и деконцентрацией, с другой, — между формами и методами правового регулирования разных сфер общественной жизни.
Особое внимание, естественно, уделяется совершенствованию организации и деятельности органов исполнительной власти. Упрощение их системы не сводится к сокращению количества органов. Главным является формирование обновленной системы федеральных министерств с соподчинением им специализированных агентств, служб и надзоров. Тем самым функции государства как бы разделяются на блоки функций госорганов, связанных между собой единством цели и циклами их достижения на основе взаимодействия. Статусы этих органов и их функции и связи надо тщательно определить.
Компетенция государственных органов должна быть определена в соответствии с новым законодательством и иметь достаточное обеспечение — финансовое, материальное, информационное, кадровое. К сожалению, пока это не получается. На первом этапе административной реформы завершается большая работа по анализу, оценке и упорядочению функций федеральных органов исполнительной власти. Условно их можно разделить на правоустанавливающие, регулирующие, контрольные (надзорные) и, добавим, оперативно-распорядительные. Из пяти с лишним тысяч функций к середине февраля оценены более четырех тысяч, и среди них около тысяча семисот признаны либо избыточными, либо дублирующими, либо требующими сокращения масштабов исполнения. К ним относятся, например, функции по техрегистрации средств автотранспорта, лицензированию, технической инвентаризации, оценочной деятельности и др. Вносятся предложения о переориентации антимонопольного законодательства, в частности о переходе от разрешительного порядка к предварительному уведомлению при слиянии и присоединении коммерческих организаций, о развитии принципов саморегулирования на финансовых рынках, о сокращении объема лицензирования, обязательной сертификации и переходе к декларированию соответствия.
Намечено передавать эти и иные функции либо на другие уровни власти — региональный и муниципальный, либо саморегулируемым организациям. Главное при этом, каков критерий оценки их реальной социальной полезности. Иначе «потеря» функции может в конечном итоге ослабить гарантии публичных интересов, например, в сфере стандартизации и строительного контроля.
Решить эти задачи можно с помощью определения содержания юридических понятий в данной сфере. «Функция» — нормативно установленная властная деятельность органа государства, «услуга» — способ удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц», «административная процедура» — нормативно установленный порядок осуществления уполномоченным субъектом права последовательно совершаемых действий для реализации его компетенции, «положение» — документ статутного характера, «регламент» — документ организационного характера, «электронный регламент» — аналогичный документ в электронной форме. Едва ли нужно расширительно трактовать понятие регламента, в связи с чем обосновано внесение соответствующих изменений в статью 47 проекта ФЗ «О государственной гражданской службе» и в статьи ФЗ «О системе государственной службы».
Другая особенность административной реформы заключается в существенных изменениях взаимоотношений между публичной властью и бизнесом. Новизна связей привела к нарастанию их неупорядоченности, в результате наблюдается скрытое или явное противоборство публичных и частных интересов. Ресурсы используются не рационально, снижается уровень обслуживания граждан, а государство и его органы оказываются бессильными управлять реальными экономическими и социальными процессами.
Выход отнюдь не в «презумпции государственного невмешательства в экономику» и ее отражении в каких-то актах. Нужен комплекс позитивных согласованных мер. По нашему мнению, необходимо:
а) упорядочить статусы властных и экономических структур, особенно в части их взаимоотношений;
б) обеспечить представительство экономических структур в государственных органах всех уровней;
в) организовать четкое функциональное взаимодействие этих структур в решении общих задач экономики, труда, социального обслуживания и экологии на основе комплексных программ, договоров и соглашений;
г) добиться строгого государственного контроля за выполнением бизнесом правовых предписаний, за соблюдением законности;
д) ввести процедуры участия бизнеса в подготовке и обсуждении проектов правовых актов.
Поэтому предстоит провести громадную инвентаризацию правового массива, внести изменения и отменить целый ряд нормативно-правовых актов либо их отдельных положений. Потребуется подготовить и принять новые законы и иные акты. Речь идет не только о собственно административно-правовых актах, посвященных исполнительной власти, но и о многих тематических, отраслевых законах, кодексах и подзаконных актах.
В этой работе необходимо обеспечить, прежде всего, правильное соотношение между материальным и процессуальным правом. Как известно, в нормах материального права закрепляются статус, компетенция и правоспособность субъектов права, в процессуальных нормах — порядок последовательно совершаемых действий по их осуществлению, т.е. их производность очевидна.
В связи с этим нужно:
а) завершить подготовку проекта Федерального закона «О федеральных органах исполнительной власти»;
б) внести изменения в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», в части уточнения его полномочий в ряде сфер;
в) неукоснительно соблюдать положения федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
г) приять типовое положение о порядке передачи осуществления части полномочий органов в системе исполнительной власти;
д) последовательно осуществлять компетенционные нормы отраслевых кодексов и законов (бюджетного, налогового, земельного, лесного, одного и др.). Ведется подготовка проектов федеральных законов иных нормативных правовых актов об оптимизации государственного регулирования и прекращении осуществления федеральными органами исполнительной власти функций, признанных избыточными или дублирующими (эта работа потребует больших усилий и продолжительного времени);
е) усовершенствовать статус хозяйствующих субъектов, ускорив принятие во втором чтении Федерального закона «О саморегулируемых организациях», внеся изменения в федеральные законы об унитарных предприятиях, акционерных обществах и др. в части их взаимоотношений с государственными и муниципальными органами;
ж) принять новые положения о министерствах, агентствах, службах, надзорах.
Изменение объема и характера функций федеральных органов исполнительной власти повлечет за собой упорядочение функций исполнительных органов на региональном уровне. Следующий шаг — формирование современной системы исполнительной власти. Ее функционирование и эффективность во многом зависят от процедур осуществления компетенции всех органов, как государственных, так и муниципальных, и связанных с ними предприятий, учреждений и организаций. В научной литературе прошлых лет почти не было соответствующих работ, хотя вопросы процедуры[17], управленческих процедур[18] и процессуального права[19] освещались учеными и практиками.
Поэтому в повестке дня разработка проекта федерального закона «Об административных процедурах». Автор участвовал в подготовке одного из вариантов законопроекта и продолжает разработки в этом направлении[20].
Автор по-прежнему исходит из необходимости введения комплекса административных процедур — организационных, функциональных, координационных, контрольных, социальных. Формированию системы позитивных взаимосвязанных процедур послужит упомянутый Федеральный закон «Об административных процедурах». Конечно, нужно учитывать все более широкое развитие административных регламентов органов и госслужащих и электронных административных регламентов. Постепенное введение последних в рамках правительственных программ социально-экономического развития страны и программы «Электронная Россия» побуждает нас считать оправданным и другой вариант Федерального закона, а именно, «Об административных процедурах и электронных административных регламентах». Здесь нужны еще дополнительные разработки.
Функциями как властными действиями не ограничивается компетенция органов публичной власти. Все большее значение приобретает оказание услуг. В разных отраслях права закреплены виды услуг. В Конституции РФ содержится понятие услуг (статьи 8, 74) как вида материальной деятельности. В Гражданском кодексе услуги рассматриваются как объект гражданских прав (ст. 128, 129), в Бюджетном кодексе как минимальные государственные социальные стандарты (ст.6), в Федеральном законе «О социальном обслуживании» речь идет о социальных услугах как действиях по оказанию помощи клиенту социальной службы, в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» регулируются услуги по информационному обеспечению, предоставляемые пользователям информационных ресурсов на основе договоров.
Используется и такой способ оценки уровня услуг гражданам как стандарт. В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено для этих целей введение государственных образовательных стандартов (статья 7), а в Положении о Министерстве образования РФ закреплена его компетенция в данной сфере. В «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» к компетенции Федерации отнесено утверждение государственных стандартов и установление стандартов качества медицинской помощи, к компетенции республик — контроль за соблюдением этих стандартов (статья 5, 6).
Среди различных понятий услуг выделяется понятие публичных, или государственных услуг. Первое понятие, естественно, шире и охватывает все виды услуг в обществе — государственные, муниципальные, социальные и др.; второе — услуги, оказываемые органами государства. В Высшей школе экономики готовится проект Федерального закона «О стандартах услуг, предоставляемых гражданам и юридическим лицам в ходе осуществления органами государственной власти и местного самоуправления». В нем намечено дать определение публичной услуги и ее стандарта, компетенции уровней власти в данной сфере, обязательных требований к содержанию стандарта, реестра публичных услуг. Это первый шаг в правовом регулировании, который потребует дальнейших шагов.
Предстоит решить, по нашему мнению, ряд важных правовых вопросов. Во-первых, определить природу публичной услуги как часть компетенции органов публичной власти по удовлетворению потребностей граждан и юридических лиц. Во-вторых, сделать исходными положения главы 2 Конституции РФ об основных правах и свободах. В-третьих, подготовить и утвердить законом типовой перечень публичных услуг и набор соответствующих стандартов. В-четвертых, установить круг органов, обязанных предоставлять услуга—в законах и Положениях. В-пятых, урегулировать порядок возложения или передачи функций по оказанию публичных услуг от названных органов к государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям, к саморегулируемым организациям. В-шестых, закрепить круг клиентов, которые вправе получать определенные услуги органов. В-седьмых, ввести процедуры оказания услуг, содержание основания их предоставления (постоянно для неопределенного круга лиц и по обращениям — для конкретных лиц), сроки, критерии качества, виды ответственности служащих.
Все это позволяет сделать вывод о целесообразности разработки Федерального закона «Об оказании публичных услуг и их стандартах». Его подготовка и принятие потребует изменений других федеральных законов, содержащих нормы об оказании услуг.
Решение данной задачи позволит решать задачу углубления демократических основ государственного управления. Этому послужит не только комплекс вышеназванных, но и специальных законодательных мер. Речь идет о федеральных законах, об открытости и доступе к информации о государственных и муниципальных органах, об обращениях граждан, о гарантиях прав граждан во взаимоотношениях с органами публичной власти. Потребуется корректировать законодательные акты субъектов РФ в данной сфере.
В ходе административной реформы следовало бы внимание уделить ее правозащитным аспектам. Мы имеем в виду доработку Федерального конституционного закона «Об административных судах Российской Федерации», а также рассмотрение подготовленного проекта Кодекса административного судопроизводства. Такая связь и последовательность принятия отражает отмеченную нами связь норм материального и административного права. Стоило бы вернуться к рассмотрению проекта Федерального закона о процедурах рассмотрения разногласий и разрешения споров между органами публичной власти, т.е. органами государственной власти и органами местного самоуправления. Это обогатило бы досудебные процедуры в публичной сфере.
Учитывая уроки далеко прошлого и последних лет, нельзя растягивать во времени административную реформу. Только ее последовательное осуществление позволит реально усовершенствовать государственный аппарат и повысить эффективность управления государственными делами. Правовое обеспечение административной реформы на всех этапах ее осуществления придает государственному управлению стабильный и эффективный характер.
Выводы
Административное право является одной из основных отраслей российского права и изучение первой темы «Государственное управление как объект административно-правового регулирования» более подробно позволит:
- создать у слушателей (курсантов)необходимое представление о сущности государственного управления о его предмете и системе;
- о месте и роли государственного управления в правовой системе Российской Федерации.
Изучение принципов позволит понимать наиболее существенные объективные закономерности в организации социального управления. Среди всех принципов особое значение имеет принцип организации и деятельности в социальном (государственном) управлении при формировании и законодательном закреплении в России единой системы органов исполнительной власти и государственного управления.
Изучение сущности функций исполнительной власти выявляется посредством анализа результатов, которые достигаются в процессе формирования и осуществления исполнительной власти.
Принципы, на базе которых строится и функционирует система органов исполнительной власти, предопределяются современными особенностями организации государственной власти Российской Федерации, закрепленными в Конституции. Сущность этих принципов, равно как и социально-юридическая значимость, очевидны.
Регулирующие функции в сфере государственной власти и управления возложены фактически на все виды органов исполнительной власти.
При осуществлении регулирующих и координирующих функций все органы в том или ином объеме используют надведомственные (юридически властные) полномочия в отношении объектов независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
На основании изложенного можно сказать, что каждый орган исполнительной власти осуществляет государственное управление, в механизме которого в большем или меньшем объеме представлены элементы государственного регулирования.
Таким образом, государственное регулирование не может противопоставляться государственному управлению в силу того, что фактически их характеризуют одни и те же признаки.
Для каждого государства важнейшей задачей является организация управления государственными делами. От этого зависит устойчивость страны и ее развитие. В то же время масштабность и динамичность государственных дел неизбежно порождают изменения, которые перерастают из количественных в качественные. И тогда актуальным становится проведение государственных реформ, которые призваны обеспечить новое состояние публичной власти и обновленный механизм ее влияния на общественную жизнь. Мера преемственности и новизны служит главным показателем эффективности преобразований, иначе последствия перестроек могут быть не предсказуемыми и плохими.
Цели реформы и задачи, решаемые последовательно, этапы, системные мероприятия, участники, сроки, ожидаемые результаты — таковы слагаемые любой реформы. Государственные реформы, проводимые в нашей стране в последние годы, не всегда связаны между собой и подчас не приводят к намеченным итогам. Поэтому в общем контексте модернизации Российского государства и проводимых федеральной, судебной, налоговой и других реформ особое значение приобретает административная реформа. Это наиболее масштабная реформа, охватывающая не только собственно органы государства, но и регулирование сфер государственной и общественной жизни, деятельность всех организаций, предприятий и учреждений. Такова формула науки управления: субъект воздействует на объект для перевода его в новое состояние.
Учитывая уроки далеко прошлого и последних лет, нельзя растягивать во времени административную реформу. Только ее последовательное осуществление позволит реально усовершенствовать государственный аппарат и повысить эффективность управления государственными делами. Правовое обеспечение административной реформы на всех этапах ее осуществления придает государственному управлению стабильный и эффективный характер.
[1] БСЭ. М., 1980. С. 1226.
2 Алехин А., Кармолицкий А., Козлов Ю. Административное право Российской Федерации. М., 1997. С. 4.
[3] Четвериков B.C. Основы управления ОФД. М., 1989. С. 16.
[4] Консультант Плюс: Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
[5] СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3176.
[6] СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 4383; 2001. N 11. Ст. 1001.
[7] СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.
[8] СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.
[9] Соловьев С.М.. Публичные чтения о Петре Великом. - М.: Наука, 1974
[10] Томсиков В.А Светило русской бюрократии. - М.: Молодая гвардия, 1991.
[11] Лев Толстой и русские цари. - М.: ТОО Культурно-просветительная фирма «Кстати», 1995, с. 101-110.
[12] Коркунов Н.М.. Русское государственное право. Том II, часть особенная, изд. шестое. - С.-Петербург, 1909
[13] Шершеневич Г.Ф.. Общая теория права. Учебное пособие. Том I, вып. 1. - М.: Юрид. колледж МГУ, 1995, с. 182-196; том II, вып. 2, 3, 4, М.: Юрид. колледж МГУ, с. 123-130, 218-230
[14] Тихомиров Л.В.. Монархическая государственность. - 1905. Переиздание С.-Петербург, 1992, с. 36-45, 270-272, 609-618
[15] См.: Государственная дума, 1906-1917. Стенографические отчеты. Том I. - М.: 1995, с. 73-75
[16] См.: Российское законодательство Х-ХХ вв. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. Том 9. - М.: Юрид. лит., 1994
[17] Управленческие процедуры /отв. ред. Б. М. Лазарев. — М.: Наука, 1988.
[18] Байтин М. И., Яковенко О. В. Теоретические вопросы правовой процедуры. Журнал Российского права, 2000, №8.
[19] Судебная реформа в России. — М., 2001.
[20] Тихомиров Ю. А., Талапина Э. В. Введение в российское право. — М., 2003; Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс. Полный курс. С.534—545. — М.: Юринформцентр, 2001.