Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ
Тема курсовой работы выбирается студентом из списка, имеющегося на кафедре. В случае изменения формулировки темы студенту необходимо проконсультироваться с научным руководителем.
Рекомендуемый объем курсовой работы: 24 – 28 страниц. Список использованных источников и литературы не входят в указанный объем.
Структура курсовой работы предполагает наличие:
1) титульного листа
2) содержания
3) введения
4) основной части
5) заключения
6) списка использованных источников и литературы
При необходимости в курсовую работу включаются приложения – таблицы, диаграммы, результаты социологических исследований и т. д.
Во введении (рекомендуемый объем 3 – 4 стр.) необходимо:
- отразить актуальность избранной темы, ее связь с современностью, практическое значение;
- обозначить объект и предмет исследования;
- сформулировать цель и задачи работы
Основная часть работы должна содержать 2 – 3 главы (целесообразно деление каждой главы на 2 – 4 параграфа). Изложение материала в главах и параграфах должно максимально соответствовать задачам, поставленным во введении.
В заключении (рекомендуемый объем 2 – 3 стр.) необходимо сформулировать основные выводы, полученные в результате проведенного исследования.
В списке использованных источников и литературы следует указывать материалы, непосредственно использованные при написании работы в последовательности: Законы РФ ( список по хронологии); Указы президента РФ (список по хронологии); нормативные материалы министерств, администраций ,законодательных органов субъектов, инструкции и т.п. (список по хронологии); список литературы ( в алфавитном порядке, с обязательным указанием выходных данных); источники на иностранных языках.
При написании курсовой работы следует уделить особое внимание новым источникам и научной литературе, отражающим многообразие подходов и точек зрения в современной науке. Целесообразно воспользоваться списком литературы, содержащемся в данном комплексе.
Этапы написания курсовой работы:
- выбор темы (ее необходимо зафиксировать в кафедральном журнале);
- составление плана курсовой работы, его обсуждение с научным руководителем;
- подбор необходимых источников и литературы (при необходимости проконсультироваться с научным руководителем);
- написание работы, ее сдача на кафедру в установленные деканатом сроки;
- защита курсовой работы
Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях
Видеоматериалы к отдельным темам
Тема 1.
Различия между подходами Кейнса и Фридмена.
Кейнс | Фридмен |
Необходимо вмешательство государства в экономику | Рынок способен к саморегулированию |
Занятость зависит от совокупного спроса | Экономика сама установит уровень производства и занятости |
Денежная масса нейтральна к производству | Денежная масса - причина роста цен и изменения конъюнктуры |
Главная проблема - безработица | Главная проблема - инфляция |
Нужна гибкая денежная политика | Необходима стабильная денежная политика |
Бюджетный дефицит - способ стимулирования спроса | Бюджетный дефицит - причина инфляции |
Кейнсианство - теория экономического роста | Монетаризм - теория экономического равновесия |
Тема 2
Тема 3.
В мировой практике известно несколько методов оценки бедности:
- статистический, когда в качестве бедных рассматриваются либо 10-20% населения в общем ряду его распределения по размерам получаемых душевых доходов, или часть этого ряда;
- нормативный (по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора), иначе – минимальной потребительской корзины;
- метод лишений, рассчитывающий недопотребление важнейших продуктов и товаров;
- стратификационный, когда к бедным относятся люди, априорно ограниченные в возможностях самообеспечения (старики, инвалиды, члены неполных и многодетных семей, дети без родителей, безработные, иммигранты и т.п.);
- эвристический, выявляющий, исходя из оценок общественного мнения или с позиций самого респондента, достаточный или недостаточный уровень жизни;
- экономический, который определяет категорию бедных ресурсными возможностями государства, направленными им на поддержание их материальной обеспеченности.
Тема 5.
1. Принципиальная схема взаимодействия основных институтов социальной политики
Институты социальной политики | Результат деятельности | Основные потребители результата |
Непрофильные, в т.ч.: | ||
- законодательные органы | Государственное законодательство в области социальной политики | Профильные (социальные ведомства, государственные и негосударственные фонды социального страхования), непрофильные («бюджетные ведомства», предприятия и организации (работодатели)) институты социальной политики |
- «бюджетные ведомства» | Проекты государственного бюджета, бюджетов государственных фондов социального страхования (утверждаются законодательными органами в виде государственных законов) | Профильные (социальные ведомства, государственные и негосударственные фонды социального страхования) институты социальной политики |
- предприятия и организации (работодатели) | Социальные гарантии занятым в соответствии с положениями и нормами социального законодательства | Занятые |
Профильные, в т.ч.: | ||
- социальные ведомства | Социальная политика по утвержденным и финансируемым направлениям и нормативам | Население, профильные (учреждения социальной сферы) институты социальной сферы |
- государственные фонды социального страхования | Выплаты социальных пособий, страхуемых в системе обязательного государственного социального страхования | Население |
- негосударственные фонды социального страхования | Страховые выплаты в системе негосударственного социального страхования | Население, застрахованное в негосударственных фондах, осуществляющих социальное страхование |
2. Интересы основных групп населения и их требования к обществу
Группа населения по уровню доходов | Основные требования к обществу | Формы давления на общество |
Богатые | Защита прав собственности, личной безопасности | Участие во властных структурах, лоббирование своих экономических интересов и систем амортизаторов социальной стабильности |
Средний класс | Развитие эффективных по уровню оплаты труда рабочих мест, поддержание условий для развития предпринимательской, защита прав собственности, сохранение экономической и социальной независимости | Участие в общественно-политических движениях и партиях, защищающих интересы среднего класса, активная гражданская позиция, инициирование разработки законопроектов |
Малообеспеченные | Повышение уровня социальных гарантий (в области оплаты труда, социальной поддержки), сохранение бесплатности базовых социальных услуг | Участие в акциях маргинальных общественно-политических движений и партий |
Маргиналы | Возможности удовлетворения базовых физиологических (питание) и частично – иных материальных потребностей (примитивное жилье) | Отсутствуют |
3.Структура потребительских расходов населения в зависимости от уровня среднедушевых
располагаемых ресурсов, %*
Вид расходов | Группы населения по уровню доходов | |
Первая (с самыми низкими доходами) | Десятая (с самыми высокими доходами) | |
Всего расходов, в том числе: | ||
- на покупку продуктов для домашнего питания | 61,4 | 34,0 |
- на покупку непродовольственных товаров | 20,1 | 49,1 |
- на оплату услуг | 16,6 | 11,5 |
- прочие расходы | 1,9 | 5,4 |
Из общих расходов на покупку продуктов для домашнего питания расходы на: | ||
- хлеб и хлебные продукты | 27,2 | 11,8 |
- овощи и бахчевые, фрукты и ягоды | 7,0 | 10,6 |
- мясо и мясные продукты | 21,7 | 31,5 |
Из общих расходов на покупку непродовольственных товаров расходы на: | ||
- одежду, обувь, белье, ткани | 51,7 | 39,7 |
- транспортные средства | 0,0 | 25,1 |
- мебель, домашнее оборудование, предметы ухода за домом | 4,5 | 12,0 |
- медицинские товары, предметы гигиены | 23,9 | 6,3 |
Из общих расходов на оплату услуг расходы на: | ||
- жилищно-коммунальные услуги | 61,4 | 25,2 |
- услуги учреждений культуры | 2,4 | 4,3 |
- услуги в системе образования | 3,6 | 14,8 |
- медицинские услуги | 1,8 | 9,6 |