Механизм государства и его роль в выполнении функций государства

Механизм государства- это совокупность государственных организаций, при помощи которых государство осуществляет свои задачи и функции. Это система государственных органов, призванных осуществлять

государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

Нередко государственный механизм отождествляют с государственным аппаратом. Однако, существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратомпонимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует. Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государствапонимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства (В.В. Лазарев, С.В. Липень).

Характерные черты механизма государства:

а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных
между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей
администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты,
губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и
иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют
единую систему властвования;

б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные
государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их
энергию в определенное позитивное русло;

в) его основным элементом выступают гос. органы, обладающие властными полномочиями;

г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство
осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма гос-ва понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Структура механизма государства включает в себя:

1) гос. органы (структурно обособленная часть государственного механизма, обладающая властными
полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства), которые находятся в тесной
взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью
этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами,
ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных
управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные
комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

2) гос. организации - это такие подразделения механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3) гос. учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государствав социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);

4) гос. предприятия - это такие подразделения механизма гос-ва, которые также не обладают властными
полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хоз-но-экон. деятельность, производят
продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисл. услуги для
удовл-я потребностей общества, извлечения прибыли;

5) гос. служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Гос. служащие различаются по своему
правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на
следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий
государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие
должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники,
консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые гос-ми органами для исполнения
и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений
аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных
заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного
бюджета);

6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения
деятельности государственного аппарата.

Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-истор., нац.-психологические, религ.-нравственные особенности, терр. размеры страны, уровень экон. развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.

В частности, если государство имеет большую территорию (например, РФ), то и система управления им будет соотв-щей, вкл-щей сложную структуру мех-ма гос-ва (общефед. органы гос. власти и управления и органы гос. власти и управления субъектов фед.); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных, болезненных явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохр. органы, специально предназначенные для "хирургич." вмешательства и нейтрализации этих "болезней".

Наши рекомендации