Органы государства: понятие, виды, принципы организации и деятельности

Орган государства - это структурно обособленная часть государственного механизма, обладающая властными

полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства. Признаки государственного

органа:

^ Представляет собой автономную часть государства, которая учреждается в установленном законом порядке

(посредством выборов, назначения и т.д.);

^ Наделен властными полномочиями определенного объема и содержания (право того или иного органа

государства решать определенные государственные и общественные вопросы);

^ Представляет собой такую часть государственного аппарата, с помощью которого осуществляются задачи и

функции государства. Вместе с тем не следует отождествлять функции государства и функции органов

государства, так как каждый орган государства осуществляет часть либо одной функции, либо части нескольких

функций.

^ Имеет право издавать обязательные к исполнению акты (нормативные правовые и правоприменительные);

^ Вправе применять принуждение в случаях и в пределах, установленных законом;

У Действует от имени государства;

У Состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на

профессиональной основе;

^ имеет необходимую материальную базу и финансовые средства;

^ обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного

органа и его конкретное социальное содержание;

^ в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юр. лица;

У действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

Система государственных органов представляет собой совокупность взаимосвязанных структур,

законодательных, судебных, исполнительных государственных органов;

^ Всем государственным органам присуще обладание властными полномочиями, проявляющиеся в том, что

они в праве издавать юридические акты, принимать управленческие решения, давать распоряжения от имени

государства, обладая правом и возможностью обеспечивать их силой государственного принуждения.

^ Все органы государственного аппарата действуют в рамках закона.

Принцип разделения властей в РФ - означает самостоятельное осуществление и относительную независимость

друг от друга трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также

невмешательство этих властей в оперативную деятельность друг друга. Реализация этого принципа гарантирует

общество от опасной концентрации власти в руках какого-либо одного органа или должностного лица,

способного привести к диктатуре и установлению тоталитарного режима. Значение этого принципа состоит в

том, что он обеспечивает независимое и эффективное осуществление различных функций государственной

власти и подчинение всех властных государственных органов только закону.

Классификация государственных органов:

1. с учетом порядка образования (формирования):

Первичные органы - формируются населением, то есть такие органы создаются непосредственно народом (Государственная дума, Президент РФ, законодательные органы субъектов Федерации);

Вторичные органы (производные) - это органы которые формируются первичными органами или какими-либо производными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и прочие);

2. с учетом сферы действия:

У Высшие органы - действуют в масштабах всей страны или в масштабах субъекта федерации; У Местные органы - это органы, которые действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц.

3. с учетом принципа разделения властей:

Законодательные органы - высшие представительные органы государственной власти, они принимают и издают законы; призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие "представительные органы" и "законодательные органы" не совпадают по объему. Соотношение

между ними такое - всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий

представительный орган может выступать в качестве законодательного; например, созванное конституционное

совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным).

Исполнительные органы - правительство, министерства, отделы, администрации краев, областей и прочие -

занимаются непосредственно управленческой деятельностью - исполнение законов;

Судебные органы - осуществляют правосудие.

Данная классификация является относительной, поскольку, не охватывает, как правило, всей системы

государственных органов. В частности в РФ в эту классификацию не вписываются такие органы как -

президент и прокуратура.

4. по иерархии: центральные, республиканские и местные;

5. по характеру подчиненности: органы исключительного "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы "двойного" или "вертикально-горизонтального" подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);

6. по срокам полномочий: постоянные (прокуратура, милиция, суд), и временные, которые создаются для
достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

7. по порядку осуществления компетенции: коллегиальные и единоначальные;

8. по правовым формам деятельности: правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

9. по характеру компетенции: органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство), и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).

Принципы организации и деятельности:

^ принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина - предполагает соотв-щие обязанности гос.

органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их; ^ принцип демократизма - выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и орг-

ции деят-ти гос. органов, в учете в политике гос-ва разнообразных интересов большинства населения; У принцип разделения властей - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных

органов и должностных лиц; У принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами гос-ва, гос. служащими,

гражданами Конституции, законов и подзаконных актов; У принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деят-ти

конкретных гос. органов, гарантирует "прозрачность" процесса функционирования чиновников; У учет интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма; У принцип профессионализма - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицир.

работников в деят-ти гос. аппарата; У принцип сочетания коллегиальности и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение

демократических и бюрократических начал государственного аппарата; У принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации

и централизации в государственном управлении; У принцип иерархичности - заключается в том, что органы гос-ва занимают в гос. аппарате разные уровни

(одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих). Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и повышению эффективности.

18. Технико-правовые категории: правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, преюдиции

К юридической технике принято также относить такие категории, как правовые аксиомы, презумпции,

юридические фикции, преюдиции.

Правовая аксиома— это положение, принимаемое в юридической науке и практике без доказательств, в силу

его очевидности, убедительности и истинности. Например, «закон обратной силы не имеет»,

Правовая презумпцияпредставляет собой предположение о наличии или отсутствии определенных фактов,

основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное

предшествующим опытом.

Презумпции всегда носят предположительный характер. Это предположение не достоверное, но вероятное.

Наиболее распространенными презумпциями являются презумпция невиновности, презумпция знания закона,

презумпция истинности нормативного акта и др.

В юридической литературе выделяют следующие виды презумпций:

1. общеправовые

2. отраслевые.

1. Общеправовые презумпции- те, которые приняты во всех или многих отраслях права и которые фактически правовыми принципами. Кроме перечисленных, к ним относятся презумпция добропорядочности гражданина, презумпция правосубъектности вступающих в правовые отношения физических юридических лиц.

2. презумпции отраслевые -они не достигли уровня презумпций-принципов и чаще всего имеют отраслевую

принадлежность, например презумпция равных долей имущества супруги нажитого в браке; презумпция отказа

истца от своих требований при повторной неявке истца в суд без уважительных причин.

Презумпции действуют до тех пор, пока они не будут опровергнуты, например презумпция невиновности.

Но существуют неопровержимые презумпции, например презумпция непонимания несовершеннолетним (до 14

лет) общественной опасности своего деяния, если даже в силу раннего развития подросток мог сознавать

общественную опасность совершенного им преступления. Однако Уголовный кодекс РФ исходит из презумпции

неосознания до 14 лет характера совершенного деяния.

Юридические фикции— это несуществующее положение, однако признаваемое законодательством в качестве

существующего и ставшее в силу этого признания общеобязательным. Фикции довольно широко применяются в

действующем законодательстве.

Например, согласно ст. 21 (ч. 3) ГК РФ днем смерти гражданина, объявленного умершим судом, считается день

вступления в законную силу соответствующего решения суда. В ч. 2 ст. 18 ГК РФ установлено время начала

безвестного отсутствия лица.

В уголовном праве юридической фикцией является положение о снятии судимости, если она погашена в

установленном законом порядке. К фикциям можно отнести и освобождение от уголовной ответственности при

деятельном раскаянии лица, хотя преступление им совершено.

Наши рекомендации