С появлением избыточного продукта появляется имущественное и социальное расслоение людей.
Появилась частная собственность. Выделяются семьи, в руках которых сосредотачиваются материальные блага,
богатства. Появляются богатые и знатные люди. Наряду с ними появляются и другие слои, сословия, касты.
Наряду с появлением различных социальных групп, сословий, каст появляются классы. Первый класс были рабы.
Появилась возможность использовать чужой труд, получать прибавочный продукт.
На поздних этапах перехода к производящей экономике на смену родоплеменной организации приходит
промежуточная организация (ранее государственное образование), которую принято называть
протогосударством. Во многом сохраняются черты родоплеменной организации, поскольку здесь существует
старейшины, вожди и другие должностные лица, характерные для родоплеменной организации. Вместе с тем в
период протогосударства происходит усиление власти вождей и старейшин и постепенно их власть перестает
быть выборной и начинает передаваться по наследству. Кроме того, в период протогосударства постепенно
складывается управленческий аппарат (состоит из людей осуществляющих управление различными сферами
общественной жизни). На смену родовой общине пришла территориальная, состав которой определялся
расселением в одной местности. В таких условиях усложнилась задача обеспечения целостной организации
общества, его надлежащего развития и функционирования. Возникла необходимостьво внешней власти, а,
следовательно, в формировании сначала городов-государств, а потом и государства, как особой организации
политической власти с обособленными учреждениями и группами людей, занимающихся только управлением.
Города-государства– это поселки (селения), в которых, как предполагают, ученые, проживали свободные
общинники-земледельцы; селились по территориальному, а не по родовому признаку и представляли собой
соседскую общину.
Город-государство был административно-хозяйственным и религиозным центром селения и прилегающей к нему
территории; там проживали вождь, жрецы, чиновники; имел четкую систему территориального расселения,
социально дифференцированную по имущественному признаку, по принципу разделения труда (кварталы
оружейников, горшечников, воинов, купцов).
Типичным средством формирования господствующих слоев, а затем и классов, стал наследственный механизм
передачи должностей, а власть открывала путь к присвоению прибавочного продукта.
Многочисленные функции государственного управления (управление общинным земледелием, выполнение
общественных ритуалов, защита от военных нападений и другие) потребовали разветвленного аппарата
управления, который постепенно обособился от основной массы населения, в результате чего появился
социальный слой людей, которые выполняли чисто управленческие функции.
Таким образом города-государства стали системой нового типа – политическим (выражали и защищали интересы
всего общества), структурным и территориальным образованием.
Вывод: государство возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-
земледельцев и перехода первобытного общества от присваивающей к производящей экономике.
Необходимо отметить точку зрения тех исследователей, которые говорят о двух путях возникновения государства:
1. Восточный (азиатский) – данный путь является универсальным, поскольку по этому пути возникали и развивались не только государства Азии, но также государства Африки и Америки. Для него характерно то, что государство сформировалось на основе сложившегося в условиях первобытного общества аппарата управления. В зонах посевного земледелия, где возникали и появлялись первые государства, возникала необходимость сложных ирригационных (оросительных) сооружений (Египет, Месопотамия). Это требовало большого количества людей, а, следовательно, централизованного управления и создания специального аппарата, то есть органа, должностных лиц, которые бы такое управление осуществляли. Органы общественного управления и должностные лица создавались для выполнения и других функций (особые резервные фонды, отправление культа). Постепенно должностные лица выполняли функции общественного управления, превращались в чиновников (привилегированную замкнутую социальную прослойку), которая явилась прообразом будущего
государственного аппарата.
2. Западный (европейский) - дынный путь рассматривается как уникальный. Для него характерно то, что основным государствообразующим фактором было разделение общества на классы, в основе которого лежала частная собственность на землю и другие средства производства. Совпадает с теорией марксизма. В современной науке есть мнение, что первые государства везде были раннеклассовые.
Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» выделяет три основные формы возникновения государства:
афинская форма - реформы Тезея (учредил центральную власть и поделил население на три класса вне зависимости от родовой принадлежности: эвпатридов (благородных - наделялись исключительным правом замещения должностей), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников)); реформы Солона (четыре класса по имущественному цензу (размер и доходность землевладения); управленческие должности могут занимать - представители трех высших классов, четвертый класс имел лишь право выступать и голосовать на народном собрании); реформы Клисфена (разделил всю территорию Аттики на 100 самоуправляющихся общин-округов (демов), во главе которых стояли старейшины (демархи));
древнеримская форма - государство формировалось в результате борьбы между патрициями (коренная римская аристократия) и плебеями (бесправное пришлое население), не допускавшимися к управлению обществом. древнегерманская форма - древние германцы завоевали территории Римской империи, потребовалось создание аппарата управления, то есть организация публичной власти, стоящей над обществом и располагающей разветвленным аппаратом управления.