Влияние личности правителя на ситуацию.
В системе дел субъективный фактор стал иметь большое значение. Это приостановило развитие сословных интересов.
Уже в первые годы правления династии Романовых восстанавливается приказная система.
Особенностью центральных органов в первой половине XVII в. было широкое распространение временных приказов по частным потребностям. Их отличала от обычных приказов большая регламентированность структуры и деятельности. Указы об их создании определяли не только функции и главу приказа, но и его штат и бюджет. У временных приказов были четко определенные функции, работали они достаточно оперативно и эффективно.
В регионах также ослабевают традиции, характерные для учреждений сословно-представительного типа, и вытесняются приказной системой.
Все приказные люди вне зависимости от их происхождения были включены в структуру служилого сословия русского общества, пользовались соответствующими правами и привилегиями.
Госслужба: в приказах вводился принцип кормления от дел -официальная система подношений: почесть предлагалась заранее для успешного продвижения дела, поминки – за конкретную работу с целью ее ускорения и посулы (собственно взятки) – за нарушение закона
К середине XVII в. происходит выделение гражданской службы из службы вообще, которая была преимущественно военной.
Вокруг приказной работы складывается гражданская служба как отрасль государственной службы. Проявлением этого процесса было становление государственных должностей.
Бюрократизация приказной группы активнее развивалась снизу вверх, от подьячих к дьякам. В результате складывается новый тип приказного человека, обязанного своей карьерой, благосостоянием личным качествам, опыту, квалификации и благосклонности вышестоящей администрации или царя.
28. Становление и эволюция системы управления Российской империи в 18 веке. Влияние данного исторического этапа развития на черты современной модели российской государственности
Появляется новая абсолютная монархия, вся власть в руках одного человека. Процедура согласования не требуется. Появляется единый интерес в гос,управлении. Если раньше предложения по улучшению шли к центру, то теперь все исходит от центра. Все органы принимают решения от имени монарха.
В XVI — нач. XVIII в. органами центрального управления оставались приказы, которые бюрократизировались. Реформа центральных органов власти была проведена постепенно, в два этапа: I . 1699 г. — нач. XVIII в., когда ряд приказов был объединен под руководством одного лица с сохранением аппарата каждого приказа (44 приказа объединены в 25 самостоятельных учреждений). II . Реформа 1718—1720 гг. упразднила большинство приказов и ввела 12 коллегий. Приказы были преобразованы потому, что тормозили осуществление задач государства в условиях начавшегося перехода от феодализма к капитализму (нечеткость функций, параллелизм в работе, несовершенство делопроизводства, волокита, произвол администраций и др.). Появляется новая система отраслевых органов управления, появилась регламентация фунуций, штата. должностей. Были созданы Коллегии по образцу тех, которые существовали в Германии, Дании, Франции, Швеции. Коллегиальный способ решения дел был более прогрессивным чем приказной, в них более четко было организовано дело, вопросы решались гораздо быстрее. Коллегии у нас не прижились, ответственность лежала на каждом члене. В феврале 1711 года был учреждён Сенат. Здесь обсуждались и решались голосованием основные вопросы, подведомственные Сенату. Сенат был высшим правительственным административным учреждением. В феврале 1726 года для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный Тайный Совет. Сенат и коллегии подчинялись этому органу власти. После смерти Петра роль Сената стала снижаться. Верховный Тайный Совет в 1730 году был упразднён. Вместо него в 1731 году при Анне Иоанновне был учреждён Комитет министров, имевший совещательный характер и некоторые законодательные полномочия. Перешли на Министерскую (личная ответственность). Последнее время эту ответственность размывают, собирание подписей (согласование). в 1769 году Екатерина II создала Совет при высочайшем дворце.
-Военная реформа.
Петр строго обязал всех дворян нести военную службу, начиная с солдатского чина. В 1716 г. был издан Устав воинский, который регламентировал порядок в армии в военное и мирное время..В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого не было.
- Система комплектования вооруженных сил. Переходим к регулируемой армии. Боевые единицы, которые были при дворянах ушли в криминал. Поэтому при Петре руководство было напрямую, не через дворян, а сразу.
Социальные реформы. Указ о единонаследии (1714) приравнял поместья к вотчинам и запретил их дробить при наследовании. Для крестьян вводятся паспорта.
-Налоговая система.Государство придумало новые законы. Люди защищали свой кусок хлеба и придумали как их обойти. Налог брался с общины. Поэтому никто не разделялся, все жили вместе. Чтобы платить меньше..
Петр ввел подушевой налог. С мужчин. И мужчин семьи начинают утаивать, помещики тоже. Тогда Петр решил проблему. Он разделил расходы на армию на всех мужчин. Налог, естественно, получился больше. Затем налоги стали придумывать на все подряд: на бороду и тд.
-Система назначения преемника.Введена «Табель о рангах». Указ о престолонаследии позволяет царю назначать наследником кого угодно. Столица в 1712 г. перенесена в Петербург. В1721 г. Пётр принял императорский титул. Когда назначался преемник, то монарх как бы отдавал себя в его руки. При Монархе создается Совет для замены его личности. Если монарх не способен выполнять свои функции, то их будут выполнять несколько человек. Но с его смертью этот орган перестает существовать. Как у нас Правительство. Итоги. Окончательно формируется абсолютизм. Растет военная мощь России. Высший класс слился в одно дворянское сословие.
29.
30. второй половины 19 века: роль в развитии российской государственности.
Новая государственность. Система еще до конца не сложилась, поэтому осторожно модернизировалась .
«Великие реформы» Александра II, предпосылки к буржуазным реформам начали возникать еще при правлении Екатерины II, именно при ней среда государственного управления начала адаптацию под реформирование. Мир вступал в эпоху доминирования промышленно развитых государств, и отставание в этом плане могло иметь для России самые нежелательные последствия.
По факту произошла замена феодализма, уравнивание прав. Феодальное сменилось буржуазным. При феодальном один существует ради других. В буржуазном все равны. Закон был единым для всех. У всех были одинаковые гражданские права, но воспользоваться ими могли не все. Все зависело от материального положения. Был имущественный ценз и налог шел с дохода. Платили, кто богаче ->следовательно, они имели больше прав влиять на управление государством. Тот, кто имел собственность был заинтересован в стабильности общества.
Отмена крепостного права.Освобождение крестьян из-под личной власти помещиков, предоставление им свободы; различных гражданских прав (совершать сделки, вести торговлю, владеть движимым и недвижимым имуществом и т.д.). Но при этом сохраняется общинный принцип землевладения, во избежание растаскивания земель (для защиты самих же крестьян от разорения).
Судебная реформа. Судебные уставы 1864 г. были направлены на ликвидацию этих недостатков, предусматривали введение института присяжных заседателей. Суд в России был провозглашен скорым, правым, милостивым, равным для всех подданных, с уважаемой и независимой судебной властью. Судебное заседание можно было начать только в присутствии адвоката. Судебные уставы разрешали кассации в случаях нарушения судопроизводства или появления новых свидетельств в пользу осужденного.
Земская реформа. В связи с интенсивным развитием товарно-денежных отношений к середине XIX в. настолько усложнилась инфраструктура общества, что прежний аппарат управления был уже не в состоянии нормально руководить им. В результате целые отрасли народного хозяйства, к тому же сориентированные на обслуживание населения, выпадали из сферы управления. Решение передать ведение местных дел выборным учреждениям встретило сопротивление чиновников административного аппарата, не желавших делиться властью. Немаловажную роль в стремлении правительства сохранить контроль над земским самоуправлением отводилась бюрократической опеке над земствами. Каждый их шаг - будь то выборы гласных, определение источников финансирования, способы решения вопросов местной жизни или даже обмен информацией между губернскими собраниями – все это строго контролировалось. Земские учреждения буквально втискивались в старый механизм управления. Земства не обладали политическими функциями, область их деятельности ограничивалась только хозяйственными вопросами (Имелось четкое разграничение управления по отраслям, обучение специалистов различного профиля.)