Инновационный менеджмент как философия и стиль современного управления, как специализированная функция управления.

Понятие "иннов. М" можно рассмотреть в 2 смыслах: узком и широком.

Под иннов. М понимается специализированная функция по У разработкой, созданием и использованием НТ и продуктовых нововведений. Эта функция стала осознаваться наукой и практикой У примерно в 60-е гг. XX в., в 70-80-е гг. стала оцениваться как особая, специальная отрасль У. Это понимание характеризует иннов. М в узком смысле слова.

В широком смысле слова под иннов. М следует понимать новое содержание отношений У, подразумевающее непрерывный новаторский, обновленческий характер управленческого взаимодействия. В этом смысле иннов. М предстаёт в качестве философии, способа и стиля современного У, охватывает не только НТ и продуктовые нововведения, но и организационно-управленческие, соц. нововведения. Такое понимание стало актуальным в 70-80-е гг. и усилилось в 90-е гг. XX в.

Различным образом определяются место иннов. М в практике У организацией, его цели и основные черты. Иннов. М в узком смысле - одно из направлений стратегического У, которое обеспечивает введение научно-теоретических инноваций, связанных с выпуском новой продукции. Его цель: определение основных направлений НТ и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции; модернизация и усовершенствование выпускаемой; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей.

Основные черты иннов. М как части стратегического У сводятся к разработке, проектированию и внедрению новой продукции, проведению единой иннов. политики, обеспечению комплексного решения инновационных проблем.

Одного обладания потенциалом недостаточно, его нужно реализовать, необходимо: 1) быть в постоянной готовности к инновациям; 2) уметь анализировать тенденции во внешней и внутренней среде и вовремя осознавать потребность в конкретных инновациях; 3) исследовать и определять потенциальные результаты и последствия возможных инноваций; 4) адекватно разрабатывать проекты инноваций, этапы их реализации; 5) организовывать реализацию проектов, обеспечивая необходимую мотивацию и преодолевая сопротивление переменам; 6) обеспечивать необходимые ресурсы - инновационный фонд.

Основные черты иннов. М как философии, способа, стиля совр. У - постоянный поиск нового, движение к всеохватывающему качеству, постоянное совершенствование и самосовершенствование.

Таким образом, если иннов. М как составляющая стратегического У ориентирован на новые продукты, технику, технологию, то иннов. М как философия, способ и стиль современного управления ориентирован на создание новой ценности.

Возникновение иннов. М стало составляющей (НТР), её следствием и предпосылкой её дальнейшего развёртывания. Начиная с эпохи промышленного переворота технический и экономический прогресс становился всё более зависимым от разработки и применения нового знания, которое превращалось в непосредственный фактор производства наряду с природными (землёй), материально-вещественными (реальный капитал) и человеческими (труд) факторами.. Процессами создания и практической реализации новшеств стали управлять, выделилась специализированная функция, которая стала предметом изучения, а теория такого У стала специальной научной и учебной дисциплиной.

В современную эпоху социально-экономический процесс стал невозможен без постоянного внедрения научных знаний в материальное производство, в организацию процесса производства, в технику и технологию. Образовался единый последовательно сопряжённый комплекс "наука - организация, техника, технология - производство - потребление". У. этим комплексом обеспечивается посредством отношений М, координирующих взаимодействие его звеньев и придающих этому взаимодействию целенаправленность.

После второй войны инновационная политика прошла, как считается, три этапа.

1. этап упора на разработку новых технологий, когда ожидалось, что научные исследования станут основой усиленных нововведений.

2. с конца 50-х гг. - переориентация на маркетинг, на учёт запросов потребителей, когда политику стали диктовать запросы рынка, а не технология.

3. сбалансированный подход технология/маркетинг. Суть: необходимо удовлетворять запросы потребителей, так, чтобы это давало всегда преимущество в конкурентной борьбе, обеспечиваемоетехнологией.

Примерно в 70-е гг.- 80 управленческой теорией стало осознаваться, что успешное осуществление инноваций в сфере создания новых продуктов и услуг неотделимо от новых социальных подходов, что необходим иной тип управления вообще, а не только иной тип иннов. политики. Революционные прорывы могут достигаться только иннов. системами, которыми и должны стать совр. хозяйственные организации.

Управляющие субъекты (бизнесмены, менеджеры, работники гос. управления) должны стать новаторами, приобрести новое мышление, которое можно назвать предпринимательским. Должен измениться сам образ мышления и образ действий людей.

П. Дракер, считает, что произошедшее массовое распространение предпринимательства связано с распространением нового образа мышления и действий. В таком понимании предпринимательство предстаёт как социальное творчество, которое раскрепощает способности человека, желающего осуществиться в интересной, свободной деятельности по созданию новых продуктов и услуг, по управлению.

Наши рекомендации