Вопрос № 3. Разновидности и особенности форм государственного устройства
Неотъемлемым признаком государства является наличие территории. Государственная территория - это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом соответствующего государства, В его состав входит сухопутное, водное и воздушное пространство. Территория государства в целях оптимизации управления всегда определенным образом организована, разделена на части. Характеризует особенности отношений между государством и ее составными частями категория «государственно-территориальное устройство.
Форма государственного устройства — это территориальная организация государственной власти, указывающая на характер взаимоотношений между государством как целым и его частями, между центральными и местными государственными органами, а также на их взаимоотношения между собой.
Теория государства выделяет несколько видов его территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства.
По форме государственного устройства государство может быть унитарным и федеративным.
К унитарным относятся государства, которые представляют собой единое целостное государственное образование, части которого не обладают признаками государственного суверенитета. Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. В качестве образцов унитарных систем обычно приводят такие страны, как Франция, Великобритания, Италия, Кения и Египет.
Назовите признаки унитарного государства:
1. единая система права, ее базу образует единая Конституция - Основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений.
2. единая система высших органов государственной власти, юрисдикция которых распространяется на территорию всей страны
3. единое гражданство и единая государственная символика
4. единая система законодательства и единая судебная система
5. административно-территориальные единицы лишены политической самостоятельности.
Унитаризм — наиболее распространенная в настоящее время форма государственно-территориального устройства. Ее имеют более 170 современных государств. Несомненным достоинством унитарной формы государственно-территориального устройства является то, что она позволяет центральным органам власти концентрировать в своих руках властные функции и добиваться реализации принимаемых решений через территориальные структуры исполнительных органов. Ввиду отсутствия у административно-территориальных образований собственных органов власти исключается возможность возникновения споров между центром и территориями, которые нередко возникают в федеративных государствах. В тоже время, если в стране отсутствуют эффективные гарантии демократии, то унитаризм способствует излишней концентрации власти в руках центральных органов власти.
В большинстве унитарных государств территория включает несколько уровней административно-территориальные единицы. Только крайне малые («карликовые») государства, такие как Мальта, Монако, Бахрейн, не имеют административных единиц. Количество ступеней административно-территориальных единиц зависит от размеров территории государства и численности его населения. Но эта зависимость не является жесткой — иногда в менее крупных странах число уровней административных единиц может быть даже больше, чем в более крупных. Административно-территориальное деление может быть одно-, двух-, трех- и четырехзвенным. Двухзвенное деление существует в небольших унитарных государствах. Более распространенным является трехзвенное (Италия, Испания, Польша) и четырехзвенное деление (Франция, Индонезия, Китай). Так, территория Италии включает в себя области, провинции, коммуны. Базовой административно-территориальной единицей во Франции является департамент (всего их насчитывается 95) С начала 80-х гг. XX века в целях совершенствования управления начали создаваться более крупные административные единицы — регионы, каждый из которых включал в себя 4 — 5 департаментов. В свою очередь департаменты делятся на районы и коммуны (их более 37 тыс.).
Наиболее крупные единицы, на которые непосредственно делится территория унитарного государства, называются областями (Италия, Болгария, Беларусь, Украина), провинциями (Нидерланды, Китай, Индонезия), префектурами (Япония).
Все унитарные государства в зависимости от характера взаимоотношений между центром и административными образованиями можно разделить на простые (централизованные) и сложные (децентрализованные). Для централизованных унитарных государств характерны все те признаки унитаризма, которые были названы выше.
Децентрализованные унитарные государства отличает то, что их составные части обладают определенной самостоятельностью, автономией по отношению к центру.
Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.
Федеративная форма государственного устройства характеризуется следующими признаками:
1. субъекты федерации в большей или меньшей степени сохраняют государственный суверенитет и по своему статусу являются, либо государствами, либо государственными образованиями
2. двухуровневая система государственной власти: федеральная власть и власть субъектов федерации
3. субъекты имеют свою систему органов государственной власти, территорию, гражданство, государственный язык
4. двухуровневая система законодательства и налогообложения
5. отношения между федеральным центром и субъектами строятся на основе разграничения полномочий и предметов ведения
Таким образом, федеративное (союзное) государство состоит из нескольких государств или государственных образований, которые в той или иной мере обладают самостоятельностью. Эти государственные образования, составляющие единое государство, имеют свои органы власти и управления.
США, Россия, Малайзия, ФРГ, Италия
Всего в настоящее время в мире насчитывается более 20 федераций. В частности, в Европе — ФРГ, Австрия, Швейцария, Бельгия; в Азии — Индия, Малайзия, Пакистан, ОАЭ; в Америке — США, Канада, Бразилия, Аргентина, Мексика, Венесуэла; в Океании — Австралия, Папуа-Новая Гвинея.
На их территории проживает треть населения земного шара. Тенденция к увеличению числа государств с федеративной формой государственно-территориального устройства особенно ярко проявилась во второй половине XX века, хотя некоторые федерации в это же самое время прекратили свое существование. Так, в начале 90-х годов прошлого столетия распались три социалистические федерации — СССР, Чехословакия и Социалистическая Федеративная Республика Югославия.
Современные федерации различаются между собой по количеству составляющих их субъектов, принципам организации территорий и объему компетенции субъектов федерации, особенностям процесса возникновения.
В состав федераций может входить различное число субъектов. Например, России – 85 субъектов, США насчитывают 50 субъектов, Мексика - 31, Бразилия, Индия - 25, Швейцария - 23, ФРГ -16, Канада - 10, Австралия - 6, Бельгия - 3, Танзания - 2.
Зависимости между количеством субъектов федерации и размерами территории федерации нет. К примеру, территория Швейцарии меньше территории Канады более, чем в 240 раз, а количество субъектов федерации больше практически в 2,5 раза. Главным образом количество субъектов в рамках той или иной федерации зависит от исторически сложившихся факторов.
Название субъектов федерации может быть различным: штаты (Мексика, Бразилия, Индия), земли (ФРГ, Австрия), провинции (Канада, Аргентина), кантоны (Швейцария), регионы (Бельгия), эмираты (ОАЭ).
По способу образования федеративные государства можно классифицировать на:
1) договорные;
2) конституционные.
Договорные федерации создаются «снизу», на основе договора между несколькими суверенными государствами, которые в целях достижения общих целей передают свой суверенитет новому государству. Примерами договорных федераций могут быть Швейцария (первая в мире договорная федерация), Мексика, ОАЭ и др.
Конституционные федерации - образуется «сверху», учреждаются путем принятия конституции (Бельгия, ФРГ, Пакистан, Канада, Индия и др.).
Договорно-конституционные – (США, ФРГ, Россия).
В зависимости от того, какие принципы лежат в основе организации территорий субъектов федерации, федеративные государства можно разделить на:
1)национальные;
2) территориальные.
Территория субъектов в национальных федерациях организуется с учетом национального состава населения в них проживающего. Национальные федерации создаются, как правило, в тех странах, где ни одна нация не занимает доминирующего положения, но на территории государства проживает несколько крупных по численности национальностей.
Например, в бывшем СССР.
В настоящее время национальных федераций немного (например, Бельгия, Эфиопия).
Как показывает мировой опыт, более жизнеспособными, устойчивыми являются территориальные федерации, территория субъектов которых организуется без учета национального фактора (США, ФРГ, Бразилия и др.).
Национально-территориальные - таких федерациях (Россия, Канада, Индия) часть субъектов федерации построена по национальному принципу, часть — по территориальному.
В зависимости от правового статуса субъектов федерации можно классифицировать на:
1) симметричные;
2) ассиметричные.
В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым правовым статусом. Но среди современных федераций абсолютно симметричных федераций практически не существует. Субъекты в любой федерации отличаются между собой по размерам территории, численности населения, уровню экономического развития и по многим другим объективным признакам. Поэтому придание всем субъектам абсолютно одинакового статуса неизбежно приведет к осложнению отношений между ними. В этой связи можно лишь говорить об относительной симметрии в правовом положении. Как правило, относительно симметричными являются федерации, возникшие на основе договора (например, США).
Большинство современных федераций являются ассиметричными. Ассиметрия может выражаться в разном количестве представителей субъектов федерации в верхней палате парламента (ФРГ) либо в различном объеме полномочий субъектов во взаимоотношениях с центром. Так, в составе индийской федерации есть только один штат Джамму и Кашмир, который имеет собственную конституцию, собственное гражданство. Кроме того, он имеет очень большую автономию от центральных властей.
Традиционно к формам государственного устройства относят и конфедерации. На наш взгляд это неправомерно. Здесь скорее необходимо говорить о форме межгосударственного объединения.
Конфедерация — временный союз суверенных государств с некоторыми общими органами, образуемыми для достижения определенных общих целей (оборона, решение сложных технических задач и т.д.). Конфедерация представляет непрочное Государственное образование, и при достижении поставленной цели она распадается.
Следует особо обратить внимание на следующие характерные черты конфедеративной формы государственного устройства.
Можно назвать следующие особенности конфедерации:
1. отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственной границы
2. отсутствие общих законодательных органов и системы управления
3. отсутствие общих для конфедерации конституции, системы законодательства, гражданства, судебной и финансовой систем
4. отсутствие суверенитета конфедерации, сохранение суверенитета и международно-правового статуса участников конфедерации
5. обязательная ратификация государствами решений конфедеративных органов
6. сохранение за государствами права выхода из состава конфедерации
Конфедерации имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо эволюционируют в федерацию. Конфедерации, как формы союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, в настоящее время не существуют нигде.
На разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались либо приобретали федеративную форму государственного устройства. Когда речь заходит о примерах конфедерации, наблюдатели традиционно упоминают Американскую Конфедерацию (1781 г.), Северо-Германский союз (1867 г.) и Швейцарскую Конфедерацию (существовавшую со времен средневековья вплоть до 1867 г.). Среди более поздних, появившихся после второй мировой войны образований, можно сослаться на Североатлантический союз (НАТО), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Арабскую лигу и Организацию африканского единства (ОАЕ).
Вывод таким образом, под формой государственного устройства территориальная организация государственной власти, указывающая на характер взаимоотношений между государством как целым и его частями, между центральными и местными государственными органами, а также на их взаимоотношения между собой.