Форма государственного устройства, их разновидности. Федерация как форма государственного устройства

Форма государства – это организация государственной власти, выраженная в форме:

· правления,

· территориального устройства

· политического (государственного) режима.

Форма государственного устройства - территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Виды государственного устройства:

1) Унитарное государство - это целостное централизован­ное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами (единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, органы административно-территориальных единиц нахо­дятся в подчинении центру):

а) централизованные - государства, в которых региональные органы возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан)

б) децентрализованные - государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия).

2) Федеративное государство (федерация) - сложное союз­ное государство, части которого (республики, штаты, земли и проч.) являются государствами или государственными об­разованиями, обладающими суверенитетом (США, Канада, Бразилия). Федерация строится на началах децентрализации. Субъекты федерации могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государ­ственные органы - законодательные, исполнительные, судеб­ные. Наличие в федерации двух систем высших органов - федерации и ее субъектов - вызывает необходимость разграни­чить их компетенции (предметы ведения). Федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Способы разграничения компетенции, применяемые в раз­личных федерациях, многообразны, однако наиболее распрост­раненными являются два. В США, Канаде и других странах конституции устанавливают сферы, подпада­ющие под исключительную компетенцию федерации и исклю­чительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и других государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу совместной компетенции федерации и ее субъектов.

3) Конфедерация - это союз суверенных государств, образуе­мый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Союзные органы лишь координируют деятельность государств — членов конфедерации, и только по тем вопросам, для решения которых они объединились.

4) Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого - государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.

5) Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы - империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения (Римская, Британская, Российская).

Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Для федерации характерно наличие территориальных образований — субъектов федерации, которые не обладают государственным суверенитетом, но имеет достаточно широкие полномочия в проведении внутренней политики. Наиболее известными государствами, имеющими федеративную форму правления являются: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Республика Германия.

Составные части федерации — это своеобразные подобные государству образования, которые называются субъектами федерации, а территория федерации состоит из территорий ее субъектов.

Наши рекомендации