Заключительным этапом осуществления государственной закупки является подписание государственного контракта.
Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Таможни в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Государственный заказ размещается, как правило, среди любых предприятий и организаций. Исключение составляет специальная продукция, закупаемая, например, в рамках государственного оборонного заказа.
Существуют различные модели организации закупочной деятельности. Доминируют две из них — распределенная (децентрализованная) и централизованная. Принципы государственной закупки
К основным принципам управления госзакупками можно отнести:
- равноправное и справедливое отношение ко всем участникам размещения заказа;
- экономное и эффективное расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов;
- открытость и прозрачность;
- подотчетность;
- ответственность.
В настоящее время основой законодательного регулирования системы государственных закупок являются:
- Гражданский кодекс РФ;
- Бюджетный кодекс РФ;
- Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
- иные федеральные законы,
- постановления Правительства, Указы Президента,
- правила международного договора.
В ст. 525-534 ГК РФ сформулированы основы заключения государственного контракта и др.
Бюджетный кодекс практически не вносит вклада в регламентирование закупок. Однако он устанавливает правила расходования бюджетных средств. Непосредственно вопросов проведения закупок касаются статьи 71-73 Бюджетного кодекса.
В ст.71 Бюджетного кодекса (в редакции ФЗ от 20.04.2007 № 53-ФЗ) установлено, что бюджетные учреждения без заключения государственных (муниципальных) контрактов вправе закупать товары, работы, услуги на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации (далее-ЦБ РФ) предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
При этом одноименные товары (работы, услуги) бюджетные учреждения без заключения государственного (муниципального) контракта вправе закупать в течение квартала на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.
В соответствии с указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица……, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. рублей (ранее (с 21.11.2001) – 60 тыс.руб).
Электронные торги - антикризисный инструмент экономии бюджетных средств. Они оптимизируют издержки предприятия, снижают уровень коррупции при закупках. Правительство собирается сделать их главной формой размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
С введением электронных торгов для государственных и муниципальных заказчиков исключается возможность недобросовестного сговора между участниками аукциона, что в настоящее время стало серьезной проблемой заказчиков при проведении обычных аукционов. Повышение конкуренции и финансовой результативности электронного аукциона возникают как следствие упрощенного доступа поставщиков и подрядчиков к участию в размещении заказов.
Вопрос № 11. Показатели эффективности деятельности таможенных органов.
Показатели эффекта деятельности таможенных органов
Исходя из народнохозяйственных целей, можно выделить, как минимум, шесть агрегированных элементов оценки эффективности таможенных органов:
- эффективность таможенной политики;
- эффективность таможенного администрирования;
- эффективность административно-управленческого потенциала таможенной службы;
- эффективность использования информационных таможенных ресурсов;
- эффективность использования материально-технической базы таможенных органов;
- эффективность человеческого фактора таможни.
Особо следует отметить, что критерии и показатели эффективности должны быть определены таким образом, чтобы их расчетные величины за анализируемый период позволяли сопоставить целевые установки и достигнутые результаты, то есть оценить степень результативности предпринимаемых мер в соответствии с выбранными стратегиями.
Оценка эффективности таможенной политики должна позволять осуществлять мониторинг стратегических целей социально-экономического развития страны и задач таможенной политики как фактора влияния на эффективность всего народного хозяйства. Агрегированный показатель эффективности таможенного администрирования должен ответить на вопрос, правильно ли выбраны цели таможенного администрирования и насколько правильно выбраны пути их достижения, насколько качественно осуществляются таможенные процедуры. Цели таможенного администрирования и пути их достижения определяются непосредственно таможенной службой. В идеальном случае цели таможенного администрирования должны быть непротиворечивы и совместимы с целями таможенной политики.
Оценка эффективности административно-управленческого потенциала таможенной службы должна «разложить» общую эффективность на составные части в разрезе структурных подразделений таможни, отдельных направлений и механизмов деятельности (стратегий, программ, проектов, функций, технологий, методов). При этом основная задача состоит в том, чтобы проанализировать результативность каждого подразделения таможенной службы как взятого по отдельности, так и в их взаимодействии с точки зрения синергического сложения сил для достижения целей таможенной политики и таможенного администрирования.
Оценка эффективности использования информационных таможенных ресурсов должна позволить сделать вывод о качестве документооборота (в том числе и электронного) с точки зрения его оптимизации при принятии тех или иных управленческих решений, направленных на реализацию целей таможенной политики и таможенного администрирования.
Оценка эффективности материально-технической базы таможенных органов должна выражать реальный экономический эффект от каждого рубля, вложенного в таможенную систему из средств федерального бюджета.
Оценка эффективности использования человеческого фактора должна исходить из сопоставления объективных потребностей и реальных совокупных способностей таможенного персонала. При этом в общую оценку должны войти соответствующие профессиональные знания и умение грамотно организовывать и осуществлять текущие таможенные процессы, осознавать роль и место таможни в развитии экономики страны и руководствоваться этим в своей повседневной работе, применять передовые технологии и методы организации таможенного дела, повышать культуру обслуживания участников ВЭД, противостоять коррупции и формировать антикоррупционную среду.
Исходя из изложенных выше основных направлений оценки эффективности таможенного дела, следует рассмотреть и проанализировать действующие в настоящее время стратегические цели и критерии оценки эффективности работы таможни.
В соответствии с основными задачами экономического развития России определены следующие стратегические цели работы Федеральной таможенной службы, утверждённые на заседании Правительства Российской Федерации 5 июля 2007 года:
1) повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов;
2) повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем.
3) выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу Российской Федерации запрещен.
Степень достижения первой стратегической цели оценивается следующими показателями:
- доля исков (заявлений) к таможенным органам, по которым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем числе исков (заявлений), рассмотренных судами; = число исков не в пользу ТО / общее число исков * 100%
- уровень исполнения федерального закона о федеральном бюджете в части перечисления таможенных платежей; = факт / планируемый
- доля таможенных платежей, перечисленных участниками ВЭД с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет. = погашеная задолжность / общая
Степень достижения второй стратегической цели оценивается следующими показателями:
- Время проведения таможенных процедур, необходимое для выпуска товаров при таможенном оформлении в месте их декларирования, часов = время проведения таможенных процедур, необходимых для выпуска товаров при таможенном оформлении в месте их декларирования, часов / количество ГТД
- Время на выполнение таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, минут = сумма времени на: регистрация, проверка документов, проверка условий перемещения, выдача разрешения.
- Доля государственных услуг и функций, предоставляемых и исполняемых ФТС России в соответствии с административными регламентами, в общем объеме государственных услуг и функций ФТС России, % = количество действующих в отчетном периоде административных регламентов ФТС России / количество государственных услуг и функций, предоставляемых и исполняемых ФТС России и непосредственно затрагивающих конституционные права и свободы граждан.
- Доля участников ВЭД, положительно оценивающих работу таможенных органов, в общем числе опрошенных = количесвто участников положит. оц. / общее кол-во уч.
Степень достижения тертьей стратегической цели оценивается следующими показателями:
- Доля ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров, по которым таможенными органами приняты меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в общем количестве ввезенных товаров = общая стоимость задержанных (изъятых) товаров в ходе осуществления правоохранительной деятельности таможенных органов + стоимость товаров в результате ее корректировок + стоимость товаров, устанавливаемая в результате проведения мероприятий по контролю за правильностью определения страны происхождения товаров + общая стоимость товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями требований валютного законодательства / общая стоимость товаров, оформленных в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления.
- Доля уголовных дел, возбужденных таможенными органами, в общем объеме зарегистрированных преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов = количество уголовных дел, возбужденных таможенными органами / общее количество зарегистрированных преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов
Вопрос № 12. источники таможенного права и их классификация.
Классификацию источников права принято проводить по
признакам их правовых свойств - по юридической силе нормативно-правовых
актов.
Таможенное законодательство ТС состоит из Таможенный
кодекс таможенного союза (приложение к Договору о таможенном кодексе
Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС
на уровне глав государств от 27.11.09 №17) : по состоянию на 16.04.10. -
Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс». - ст. 3.:
- ТК ТС;
- международных договоров государств-членов ТС, регулирующих таможенные правоотношения в ТС;
- решений Комиссии ТС (КТС), регулирующих таможенные
правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и
международными договорами государств-членов ТС.
Таможенное законодательство ТС действует на таможенной
территории ТС. Если в соответствии с таможенным законодательством ТС
таможенное регулирование в ТС осуществляется в соответствии с
законодательством государства-члена ТС, такое законодательство действует
на территории этого государства-члена ТС.
В этой связи источники таможенного права можно расположить в следующей последовательности:
- Конституция РФ, нормы которой являются нормами прямого
действия и закрепляют исходные начала и основные принципы таможенного
дела в РФ;
- международно-правовые договоры и иные соглашения по
таможенному делу, участниками которых является РФ (в силу положений
Конституции РФ эти акты по юридической силе стоят выше актов внутреннего
российского законодательства Там же. - ст. 15.);
- федеральные законы (в том числе и законы сводного
характера - кодексы), нормы которых рассчитаны на длительный период
действия и, так или иначе, регулируют общественные отношения в сфере
таможенного дела;
- подзаконные нормативно-правовые акты (их еще можно
охарактеризовать как текущие нормативно-правовые акты) по вопросам
таможенною дела, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, ФТС
России (ранее Государственным таможенным комитетом (ГТК) России), а
также совместные акты ФТС (ранее ГТК) России с другими министерствами и
ведомствами.
Вопрос № 13. Нормы таможенного права(ТАП), понятие, виды.
Норма ТАП — установленное государством правило, регулирующее общественные отношения в сфере ТАП.
Признаки норма ТАП:
1) всеобщность (распространяются на всех участников отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу);
2) общеобязательность (обязательны для всех участников ТаПО);
3) юридическая ответственность (за их неисполнение наступает юридическая ответственность, предусмотренная положениями КоАП РФ и УК РФ).
Классификация норм ТАП:
1) По характеру правил поведения участников Таможенных правоотношений:
а) материальные (регулируют структуру таможенного законодательства, систему таможенно-правового пространства РФ, права и обязанности юридических и физических лиц в области таможенного дела);
б) процессуальные (регламентируют порядок и действие норм материального права).
2) По направленности поведения участников таможенных отношений:
а) обязывающие (предписывают участникам таможенных отношений совершать определенные действия или воздерживаться от совершения определенных действий);
б) запрещающие (запрещают участникам таможенных отношений совершение определенных действий);
в) управомочивающие (предписывают частникам таможенных отношений совершение альтернативных действий).
3) По степени определенности выражения в них правил поведения участников таможенных отношений:
а) определенные (точно формулируют правила поведения и их исполнителей);
б) неопределенные (бланкетные) (отсылают к нормам иных отраслей российского права)
ТАП — самостоятельная отрасль российского права:
1) имеет свой предмет регулирования — широкий круг общественных отношений в таможенной сфере;
2) имеет свой круг субъектов регулирования — таможенные органы и служащие этих органов, с одной стороны, и физические и юридические лица, — с другой;
3) имеет свой круг объектов регулирования — товары и ТС, перемещаемые через таможенную границу;
4) для ТАП характерен комплексный метод правового регулирования, сочетающий административно-правовой подход и гражданско-правовой метод;
Вопрос № 14. Таможенные правоотношения, их субъекты
Таможенные правоотношения представляют собой урегулированные нормами таможенного права общественные отношения, участники которых в ходе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств выступают в качестве носителей соответствующих прав и обязанностей. Таким образом, таможенные правоотношения являются юридической формой взаимодействия участников общественных отношений в таможенной сфере.
Особенности ТаПО — они имеют свою специфику, которая определяется:
1) особенностью объекта регулирования — общественными отношениями, обусловленными перемещением товаров через таможенную границу;
2) особым положением одного из его участников — таможенного органа (специальный субъект ТАП, наделенный особыми полномочиями в области таможенного дела, предоставленными таможенному органу актами таможенного законодательства и иными НПА в сфере таможенного дела);
3) взаимодействием различных видов субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда и быть противоположными.
Виды ТаПО:
1) Активные таможенные действия (заключаются в активном выражении участником ТаПО своих намерений);
2) Пассивные таможенные действия (выражаются в пассивном выражении участником ТаПО своих намерений);
3) Посредническая таможенная деятельность (заключается в активных действиях лиц по осуществлению посреднической таможенной деятельности);
4) Вспомогательные таможенные действия (выражаются в том, что субъекты ТаПО осуществляют вспомогательные действия);
5) Организационная деятельность (выражается в определении компетенции субъектов ТаПО).
Состав ТаПО:
1) Содержание ТаПО:
а) Юридическое содержание — права и обязанности его субъектов;
б) Материальное содержание — реальное поведение его субъектов (их активные действия, поступки, связанные с реализацией принадлежащих им как участникам данного ПО субъективных прав и обязанностей).
2) Субъекты ТаПО — таможенные органы, выступающие от имени РФ, государственные служащие этих органов и таможенных организаций, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу (обладают правоспособностью и дееспособностью, основания возникновения которых определены актами таможенного законодательства и НПА в сфере таможенного дела).
3) Объект ТаПО — материальные и духовные блага, на достижение которых направлены интересы субъектов ПО.
Для возникновения, изменения или прекращения ТаПО необходимо наличие юридического факта (жизненное обстоятельство, с которым ТАП связывает наступление, изменение или прекращение ТаПО).
Юридические факты делятся на действия и события (в ТаПО в большинстве числе случаев — действия).
Вопрос № 15. Правоохранительная деятельность таможенных органов.
Статья 7. Правоохранительная деятельность таможенных органов
1. Таможенные органы государств - членов таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов.
2. Таможенные органы государств - членов таможенного союза осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами государств - членов таможенного союза в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза об оперативно-розыскной деятельности.
3. Таможенные органы государств - членов таможенного союза ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Вопрос № 16. Международное таможенное право, понятие, источники, принципы.
Международное таможенное право (МТАП) — система принципов и норм, регулирующая отношения между государствами и иными субъектами МТАП в сфере таможенного дела.
МТАП — совокупность принципов и норм, координирующих и регулирующих таможенные отношения по обеспечению экономической безопасности и суверенитета в мирохозяйственных связях, обусловленных развитием общих экономических всемирных отношений.
Принципы МТАП:
1) Содействие становлению справедливого экономического порядка, суверенного равенства государств и их экономических систем, общности интересов и взаимной выгоды (запрещаются прямые или косвенные действия, препятствующие осуществлению экономического суверенитета государств).
2) Обеспечение постоянного и все возрастающего расширения международной торговли, равноправное использование государствами преимуществ международного разделения труда.
3) Содействие экономическому росту развивающихся государств и преодоление экономического разрыва между развитыми и развивающимися государствами.
4) Всемерное сотрудничество государств и иных субъектов в таможенной сфере.
5) Стремление к более высокому уровню гармонизации и унификации таможенных систем.
6) Всемерное совершенствование таможенного законодательства и таможенных технологий.
7) Усиление борьбы с контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, другими таможенными правонарушениями.
Основные источники МТАП — международный договор, международный обычай, обязательные решения международных организаций.
По сфере распространения международные договоры в области таможенного дела могут быть универсальными, региональными, двусторонними.
Международные договоры в области таможенного дела (по объекту регулирования):
1) международные договоры, целиком и полностью регулирующие вопросы таможенного дела (Международная конвенция о регулировании таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 в редакции 1999);
2) международные договоры, частично касающиеся регулирования международных таможенных отношений (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961).
Международный обычай (деловые обыкновения, изложенные в сборниках «Обычаи портов», издаваемые административными органами международных морских портов).
Обязательные решения международных межгосударственных организаций (решения СБ ООН, Всемирной торговой организации, Всемирной таможенной организации могут касаться особенностей таможенного оформления, таможенного контроля, ряда специальных таможенных процедур).
Международные конвенции:
— Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 в редакции 1999;
— Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 с поправками 1997;
— Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961;
— Конвенция о временном ввозе товаров 1990;
— Международная конвенция о гармонизированной системе классификации и кодирования товаров 1983;
— Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби) 1977.
Вопрос № 17. Таможенный досмотр. Цели и приме6нения.
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств- форма таможенного контроля, которая заключается в проведении должностными лицами таможенного органа осмотра товаров и транспортных средств, связанного со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.
Как правило, таможенный досмотр проводится после принятия таможенной декларации на товары, то есть когда декларация приобретает статус документа, имеющего юридическое значение (пункт 3 ст. 132 ТК РФ).
Исключения составляют случаи:
- проведения таможенного досмотра до подачи таможенной декларации для целей идентификации товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ (например, при оформлении внутреннего таможенного транзита);
- проведения таможенного досмотра в целях проверки информации о нарушении таможенного законодательства РФ;
- проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.
О проведении таможенного досмотра таможенному досмотру товаров и транспортных средств должно предшествовать обязательное уведомление об этом
Проведение таможенного досмотра в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей возможно при участии понятых и только в случаях:
- неявки указанных лиц по истечении срока на подачу таможенной декларации;
- существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);
- пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;
- оставления на таможенной территории РФ товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров (транспортных средств).
По результатам таможенного досмотра товаров и транспортных средств составляется акт (в двух экземплярах). Форма акта таможенного досмотра товаров и транспортных средств утверждена приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. № 1166 "О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств".
В зависимости от оснований (рисков) проведения таможенного досмотра, последний может быть:
- основным (обычный досмотр, обусловленный технологией проверки таможенной декларации);
- повторным (с целью проверки результатов основного таможенного досмотра, проведенного в процессе таможенного декларирования товаров);
- направленным (с целью проверки сведений о перемещении товаров и транспортных средств в нарушение установленных запретов и ограничений, а также с целью выявления фактов сокрытия от таможенного контроля);
- идентификационным.
По степени таможенного досмотра товаров и транспортных средств можно выделить такие его варианты, как:
- досмотр с пересчетом грузовых мест и их взвешиванием;
- досмотр с выборочным вскрытием грузовых мест;
- досмотр со вскрытием всех грузовых мест;
- досмотр с пересчетом количества товаров в грузовых местах и другие варианты досмотра.
Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары (пункт 4 ст. 372 ТК РФ). Например, когда таможенными органами выявлен факт недостоверного декларирования и требуется уточнить количество недостоверно задекларированных (не своим наименованием) товаров.
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств может применяться как самостоятельная форма таможенного контроля, так и в качестве производной формы контроля, например, при проведении специальной таможенной ревизии (пункт 4 ст. 376 ТК РФ).
Сроки проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств вне зоны таможенного контроля не должны превышать двух часов (пункт 2 ст. 410 ТК РФ)
Таможенному досмотру не подлежит личный багаж:
1) глав государств - членов таможенного союза и следующих вместе с ними членов их семей;
2) глав правительств, членов правительств государств - членов таможенного союза, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей;
3) глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих государства - члены таможенного союза с официальным визитом;
4) иных лиц в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и иными международными договорами.
Освобождаются от таможенного досмотра:
1) иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом;
2) военное имущество, которое согласно специальным заявлениям соответствующих государственных органов государств - членов таможенного союза, перемещается через таможенную границу;
3) выполняющие международные авиарейсы иностранные воздушные суда в период стоянки в зонах таможенного контроля в международных аэропортах государств - членов таможенного союза.
Вопрос №27. Методы классификации и кодирования товаров.
Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и
качества товаров, учета и планирования товарооборота, составления каталогов и прейскурантов, совершенствования системы стандартизации, при сертификации продукции и проведении маркетинговых исследований.
Классификация товаров в совершенных условиях должна отвечать следующим требованиям:
-гарантировать полноту охвата всех видов производимой продукции;
-способствовать глубокому исследованию свойств товаров;
-содействовать принципам кодирования товаров;
-обеспечивать гибкость классификации, которая предполагает включение новых наименований в перечень продукции, не нарушая общей системы классификации.
В настоящее время используется несколько классификаций товаров: товароведение, классификации товаров, применяемые в маркетинге и в международной торговле.
Кодирование товаров.
Кодирование – это упорядоченное образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам классификации, а так же классификационным группировкам.
Код – это знак или совокупность знаков, используемых для обозначения объекта классификации и классификационной группировки.
Цель кодирования – систематизация объектов путем их идентификации и присвоения условного обозначения (кода) по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.
Значимость кодирования возросла в последние десятилетия в связи с внедрением ЭВМ. Кодирование облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ.
Код должен иметь определенную структуру построения.
Структура кода состоит из следующих элементов:
-алфавит кода – это система знаков, принятых для образования кода; наиболее часто используется цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода;
-основание кода – это число знаков в алфавите кода;
-разряд кода – это позиция знака в коде;
-длина кода – характеризуется числом знаков в коде без учета пробелов.
При кодировании продукции предпочитают код десятиразрядный цифровой. Применяемый в ОПК код удобен для машинной обработки информации.
Для образования кода применяют регистрационную и классификационную системы.
Регистрационной кодирование осуществляется порядковым номером с последовательной порядковой регистрацией объектов классификации. Кодовой обозначение в этом случае представляет собой числа натурального ряда.
Классификационная система кодирования применяется с учетом особенностей классификации объектов. По этой системе кодирования каждый знак кода обозначает классификационную группировку. При этом используются последовательный и параллельный методы кодирования соответственно методам классификации объектов. Последовательный метод кодирования применяют для объектов, разделенных по иерархическому методу. При этом в кодовом обозначении последовательно указываются признаки классификации. Кодовое обозначение нижестоящей группировки образуется добавлением соответствующего количества разрядов (знаков) к кодовому обозначению вышестоящей группировки. По этому признаку образуются коды ОКП.
Вопрос №28. Принципы формирования системы показателей в таможенной статистике.
Система статистических показателей определяется как совокупность взаимосвязанных показателей, нацеленная на решение конкретной статистической задачи.
Для формирования таможенной статистики внешней торговли используется система показателей статистического мониторинга, основными в которых являются исчисленные в денежном выражении экспорт и импорт.
На базе этих основных показателей рассчитываются средние цены, эффективность внешней торговли, определяется сальдо внешнеторгового баланса, роль и место внешней торговли в платежном балансе страны.
Статистическая информация содержит данные, как о стоимости, так и о количестве экспортных операций, таким образом, учет товаров, обращаемых во внешней торговле, осуществляется также посредством количественных показателей, что позволяет получить данные о ценах конкретных сделок или среднестатистических ценах.
Однако для более глубокого и полного анализа изменений и тенденций экспортных операций в определенный период времени, необходимо введение использования новых расчетных показателей, таких как:
· средняя стоимость одной декларации на товары ;
• средняя стоимость одной тонны груза ;
• средняя стоимость одного участника ВЭД ,
которые позволят дать усредненную характеристику происходящим в экспорте изменениям по основным направлениям анализа внешнеэкономической деятельности и возможность применения к ним статистических методов анализа.
Кроме этих показателей в таможенных органах активно применяется расчет показателей эффективности работы сотрудников за анализируемый период.
К показателям эффективности можно отнести:
• перечисления средств в Федеральный бюджет на одного сотрудника;
• количество декларации на товары в расчете на одного сотрудника ;
• количество пропущенных транспортных средств в расчете на одного сотрудника;
• количество дел о НТП (таможенных правонарушениях) в расчете на одного сотрудника и т.п.
Изучение показателей внешней торговли позволяет определить:
- объемы импортной продукции на рынке,
- объемы экспорта продукции из России
- основных зарубежных производителей продукции,
- долю зарубежных производителей на рынке;
- ключевые сегменты импортируемой или экспортируемой продукции;
- доли каждого из сегментов в общих объемах экспорта или импорта.
Вопрос №29. Особенности стоимостного учёта товаров в таможенной статистике внешней торговли.
1. Статистическая стоимость товара – стоимость товара, выраженная в долларах США, приведенная к единому базису цен (для экспортируемых товаров – по типу цен ФОБ, импортируемых – по типу цен СИФ). Пересчет стоимости в доллары США осуществляется по курсу, установленному Национальным (Центральным) банком государства – члена Таможенного союза:
в таможенной статистике внешней торговли – на день регистрации декларации на товары;
в статистике взаимной торговли – на момент поступления товара на