Глава 1. Правовая система Республики Шри-Ланка. 12 страница
--------------------------------
<1> Имам Ал-Бухари. Ал-Адаб Ал-Муфрад. Хадисы пророка о достойном поведении. М.; СПб., 2009. С. 585.
Постоянные нападки и стали причиной первого исхода мусульман. В 615 г. небольшая группа последователей Мухаммада уехала из Мекки в христианскую Эфиопию. Но укорениться там они не смогли. И вскоре многие из них вернулись домой.
Противостояние между последователями и противниками Мухаммада становилось все более ожесточенным. В 617 г. жители Мекки, отвергавшие ислам, торжественно поклялись прервать всякие отношения не только с мусульманами, но и с теми, кто их поддерживал, прежде всего с семьями Хашим и Мутталиб <1>.
--------------------------------
<1> См.: Мюллер А. Указ. соч. С. 113.
В 619 г. Мухаммад потерял двух самых близких людей - Хадиджу и Абу Талиба. А вскоре сам едва не лишился жизни, когда разъяренная толпа забросала его камнями в городе Таиф, в котором он решил продолжить проповедническую деятельность.
Иным образом восприняли проповеди Мухаммада жители оазиса Иасриба, расположенного в нескольких днях пути к северу от Мекки и впоследствии названного городом пророка - Мединой. Многие из них не только приняли ислам, но и принесли клятву предоставить приют и защиту его последователям. Летом 622 г. практически все мусульмане покинули Мекку. Одними из последних ее оставили Мухаммад и Абу Бакр.
Становление исламского государства. Переселение мусульман в Иасриб - хиджра - стало переломным этапом в развитии ислама. Неслучайно именно с этого момента начинается летоисчисление исламского мира.
Вскоре после переселения был составлен первый исламский правовой акт - соглашение мусульман с жителями Иасриба.
Этот документ занимает особое место в истории исламского права, поэтому приведем значительные фрагменты его текста:
"Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Это - письменное соглашение (китаб) Мухаммада пророка между верующими и мусульманами курайшитами и жителями Иасриба и теми, кто следует за ними, присоединяется к ним, и живет вместе с ними, и сражается вместе с ними за веру, о том, что:
(I) Они - одна община (умма), отдельная от других людей...
(II) и что верующие не оставляют безродного среди них без того, чтобы дать ему, сколько подобает, для выкупа или виры...
(13) и что благочестивые верующие выступают против того из них, кто оскорбит или совершит большую несправедливость или преступление, или нападение, или расстройство дел верующих: все они будут против него, даже если он будет сыном одного из них;
(14) и что не убьет верующий верующего из-за неверующего и не будет помогать неверующему против верующих;
(15) и что покровительство Аллаха - едино, он оказывает покровительство и ничтожнейшему из них; поистине, верующие - покровители друг другу от остальных людей;
(16) и что тем из иудеев, кто следует за нами, - помощь и равенство, их не притеснят и не будут помогать против них;
(17) и что мир для верующих един; не замиряется один верующий без другого во время войны на пути Аллаха - мир должен быть для всех равным и справедливым;
(18) и что каждый из отрядов, выступающих вместе в поход, сменяет друг друга в бою;
(19) и что верующие мстят друг за друга за ту кровь, что прольется на пути Аллаха;
(20) и что благочестивые верующие находятся на самом лучшем и прямом пути; ни один неверующий не должен оказывать защиты ни имуществу курайшита, ни ему самому и выступать ради него против верующего;
(21) и что, кто преднамеренно убьет верующего и вина его очевидна, тот подлежит смерти в отмщение, разве только обязанный мстить согласится на виру, - и что все верующие будут против него и не дозволено им иного, как стоять против него;
(22) Не дозволяется верующему, признающему то, что содержится в этой грамоте, и кто верует в Аллаха и Последний день, помогать нарушителю и давать ему приют, а кто поможет ему или приютит, тому - проклятье Аллаха и не будут приняты от него раскаяние и исправление;
(23) А если вы разойдетесь в чем-то, то обращайтесь с этим к Аллаху и Мухаммаду, да будет над ним мир" <1>.
--------------------------------
<1> Цит. с небольшими изменениями по: Большаков О.Г. Указ. соч. С. 92, 93.
Арабский халифат на начальном этапе своего существования представлял собой федерацию, где город-государство Медина был объединен с близлежащими суверенными селениями, а позднее стал значительным государственным образованием, включающим юг Ирака, юг Палестины и весь Аравийский полуостров. Создание Пророком Мухаммадом нового по форме и типу правления государства, со своими устоями, где неотделимой составляющей выступали религиозно-правовые установки ислама, послужило основанием к созданию нового типа административного управления государством. Соответственно, это привело к образованию слаженной по новым принципам административной и финансовой системы, а также военной и судебной системы, сочетавших в себе как новшества, так и наследие обычаев и традиций, существовавших в доисламский период. Кроме того, на территории дар - уль - ислам <1> проживали люди других конфессий, которые жили по своим религиозно-правовым установкам. Соответственно, на формирование религиозно-правовой системы оказали влияние религиозные догмы, получившие свое распространение на Аравийском полуострове, в частности иудаизм, а также некоторые нормы других религиозно-правовых систем, к примеру правовые установки сасанидов. Следовательно, исламская правовая доктрина неизбежно заимствовала принципы других религиозно-правовых систем, но только те, которые были допустимы с позиций исламского вероучения, претерпевая трансформацию. Несколько позже был заключен еще один договор - между мусульманской общиной и иудеями, жившими в Иасрибе. Согласно этому документу иудеи входили в общину верующих, сохраняя при этом свою веру и разделяя вместе с мусульманами расходы на ведение войн.
--------------------------------
<1> Территория распространения ислама.
Анализируя тексты этих актов, один из крупнейших отечественных историков ислама О.Г. Большаков писал: "Эти договоры - хорошо продуманные документы, составленные практически мыслящим политическим деятелем. Возможно, что в них отразились также мнения и формулировки противоположной стороны, но общий характер, несомненно, зависел в первую очередь от Мухаммада. Он подошел к организации новой общины очень осторожно: все прежние связи и обязательства отдельных родов были сохранены, авторитет местных вождей не ущемлялся, за собой Мухаммад закрепил лишь решение спорных вопросов. Вместе с тем утверждались принципиально новые основы политической организации: солидарное выступление против внешних врагов и защита всех членов общины; индивидуализация ответственности преступника, лишавшая его защиты рода, ставила преграду межродовой борьбе, долго терзавшей оазис" <1>.
--------------------------------
<1> Большаков О.Г. Указ. соч. С. 94.
К этой оценке необходимо добавить, что договоры впервые определили понятие уммы - единой общности мусульман, которая не только обособила ее от иноверцев, но и стала колыбелью зарождавшейся исламской государственности.
Подтверждением тому служит введение не только воинской повинности, но и других обязанностей, в том числе по исполнению законов, установленных пророком, уплате налогов и т.д.
Одним из первых стал закон о разделе имущества врагов веры.
Поводом к его принятию стало изгнание из Медины иудеев племени бану надир. В Коране он отражен в следующих строках:
"Что дал Аллах в добычу посланнику Своему от обитателей селений - то принадлежит Аллаху, и посланнику, и близким, и сиротам, и бедным, и путнику, чтобы не оказалось это распределением между богатыми у вас. И что даровал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь. И бойтесь Аллаха, ведь Аллах силен наказанием!" <1>.
--------------------------------
<1> Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Сура 59. Аят 7.
Впоследствии на основе этой нормы был выведен следующий принцип мусульманского права. В мире все принадлежит Аллаху. Люди только временно владеют тем, что Он даровал им. Если Он желает, Он отнимает имущество у недостойных, чтобы оно перешло в общее владение к тем, кто его достоин. Распоряжаться общим имуществом должен был по своему усмотрению пророк, а после его смерти - его преемники.
Вскоре пророк провозгласил законы о религиозных обрядах и нравственных нормах, о порядке наследования и разрешении связанных с ним имущественных споров, о брачно-семейных отношениях, о введении специального налога - закята, который ежегодно взыскивался в пользу бедных, а также на выполнение работ, необходимых для общества в целом.
Исполнение законов было священным долгом каждого мусульманина. Именно этого требовал пророк, а не показного благочестия: "Не в том благочестие, - сказано в Коране, - чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие - к то уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, - и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, - это те, которые были правдивы, это они - богобоязненные" <1>.
--------------------------------
<1> Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Сура 2. Аят 172. Комментируя этот аят, один из крупнейших исламских правоведов Абд ар-Рахман ас-Саади, живший в XIV в., отмечал: "Упомянутые в этом аяте деяния охватывают абсолютно все праведные поступки. Достаточно сказать, что выполнение этих обязательств включает в себя все предписания религии, и если человек исправно исполняет их, то все его деяния можно считать правильными". См.: Абд ар-Рахман Ас-Саади. Толкование Священного Корана: В 3 т. М., 2007. Т. 1. С. 199.
Законы создавались в виде откровений, ниспосланных Мухаммаду от Бога, либо поучений, решений и распоряжений, высказанных пророком по определенному поводу. И те и другие долгое время передавались в устной форме. И только после смерти Мухаммада была осуществлена их кодификация. Откровения составили текст Корана, а поучения, решения и распоряжения пророка вошли в многочисленные своды хадисов <1>.
--------------------------------
<1> Хадис в переводе с арабск. означает "изречение (кауль)", "одобрение (такрир)", "образ (васфи)" или "действие (филь)".
Безусловной правовой силой обладали коранические нормы, ниспосланные Богом. Как правило, они соединялись с иными требованиями, в основном исполнения религиозных обрядов. Так, норма о взыскании закята в Коране была облечена в следующую форму: "Возьми с имущества их милостыню, которой ты очистишь и оправдаешь их. И молись над ними, ведь твоя молитва - успокоение для них, а Аллах - слышащий, знающий!" <1>.
--------------------------------
<1> Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Сура 8. Аят 103.
Нередко коранические нормы облекались в краткие формулы, которые могли применяться и при разрешении судебных споров, и в повседневной жизни мусульман:
"Не облекайте истину ложью, чтобы скрыть истину" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. Сура 2. Аят 39.
"Уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. Аят 277.
"Не следуйте же страсти, чтобы не нарушить справедливости" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. Сура 4. Аят 134.
"О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах" <1>.
--------------------------------
<1> Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Сура 5. Аят 1.
"Оставь тех, которые свою религию обращают в игру и забаву" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. Сура 6. Аят 69.
"Скажи: "О народ мой, творите по вашей возможности!" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. Сура 39. Аят 40.
При необходимости нормы Корана формулировались предельно четко и ясно. Так, в одном из аятов Корана сказано:
"О вы, которые уверовали! Если берете в долг между собой на определенный срок, то записывайте это. И пусть записывает между вами писец по справедливости. И пусть не отказывается писец написать так, как научил его Аллах, и пусть он пишет, и пусть диктует тот, на ком обязательство. И пусть он боится Аллаха, Господа своего, и пусть не убавляет там ничего. А если тот, на ком обязательство, малоумен или слаб, или не может сам диктовать, то пусть диктует его близкий по справедливости. И берите в свидетели двух из ваших мужчин. А если не будет двух мужчин, то - мужчину и двух женщин, на которых вы согласны, как свидетелей, чтобы если собьется одна, то напоминала бы ей другая. И пусть не отказываются свидетели, когда их зовут" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. Сура 2. Аят 282.
Меньшей силой обладали поучения, решения и распоряжения пророка. Наибольший авторитет имели те из них, в которых пророк передавал слова Бога. Впоследствии они составили свод хадисов кудси.
В одном из них пророк так передал слова, услышанные им от Бога: "Есть три категории людей, чьим Обвинителем Я буду в День Воскресения (на Суд): те, кто поклялся Моим именем и нарушил эту клятву; тот, кто сделал свободного человека рабом, продал его и потратил выручку; и тот, кто нанял себя работника, полностью использовал его рабочую силу и не заплатил ему за его труд" <1>.
--------------------------------
<1> Аль-Ахадис аль-Кудсийа // Хадисы пророка / Пер. и коммент. Иман Валерий Пороховой. М., 2009. Хадис 21. С. 60.
Пророк разрешал множество споров, улаживал конфликты, и его решения служили в дальнейшем образцом при рассмотрении аналогичных судебных дел.
Так, в одном из хадисов рассказано о том, как один из сподвижников пророка привел к пророку человека, который читал Коран по-другому. Но пророк не стал разбираться, кто из них был прав, сказав только: "Каждый из вас читает правильно. Не впадайте в разногласия, ибо, поистине, жившие до вас стали расходиться во мнениях и погибли из-за этого" <1>.
--------------------------------
<1> Сахих Аль-Бухари. Достоверные предания из жизни пророка Мухаммада. М., 2007. С. 407.
В этом хадисе хорошо показано стремление пророка к примирению сторон и сохранению внутриобщинного мира. Той же цели служило требование справедливости. В частности, в одном из хадисов сказано, что при разрешении споров "посланник Аллаха предоставлял преимущественное право покупки любого неделимого имущества совладельцу, однако если границы и пути были размечены, то преимущественным правом покупки совладелец имущества воспользоваться не мог" <1>.
--------------------------------
<1> Сахих Аль-Бухари. Указ. соч. С. 377.
Нередко пророк учил других тому, как решать споры либо вести себя в спорных ситуациях. Об этом, например, повествует хадис о том, как Мухаммад объяснял, что делать с найденным имуществом:
Как-то раз один человек спросил пророка о том, что следует делать с найденным. Посланник Аллаха сказал: "Сначала узнай, кому принадлежит веревка, которой связано найденное, или сосуд, в котором находится найденное, а потом объявляй о находке людям в течение года, после чего можешь пользоваться этим; однако если к тебе придет хозяин найденного, тебе следует отдать находку ему". Этот человек спросил: "А что делать с заблудившимися верблюдами?" И тогда пророк разгневался так, что щеки его покраснели, и он сказал: "А что тебе до них, ведь на верблюдах будут бурдюки, и у них имеются копыта. Они же сами приходят к воде и объедают листья с деревьев, так что не трогай же этих верблюдов, чтобы хозяин смог сам найти их!" Затем этот человек спросил: "А что делать с заблудившимися овцами?" Пророк ответил: "Они достанутся тебе, или твоему брату, или волку" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 57.
Но чаще пророк формулировал правовые и этические нормы в проповедях либо в назидательных беседах.
Приведем лишь некоторые из них:
"Не разрешается человеку разлучать двух людей иначе, чем по их обоюдному согласию" <1>.
--------------------------------
<1> Имам Ал-Бухари. Указ. соч. С. 461.
"Тот, кто придает форму какому-либо образу, заставят вдохнуть в него жизнь, и он будет наказан, потому что не сможет вдохнуть в него жизнь. Всякого, утверждающего ложно, что ему было видение во сне, заставят связать два ячменных зерна, и он будет наказан, потому что не сможет связать их. Всякому, кто слушает беседу людей, когда они отходят от него, в уши будет залито расплавленное олово" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 462.
"Заводите детей домой, пока окончательно не стемнело. Ибо это время, когда на улицу выходят шайтаны" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 490.
"Остерегайтесь предположений. Предположение - самая лживая форма речи. Не шпионьте. Не боритесь друг против друга. Не пытайтесь провести друг друга в торговле. Не питайте зависти друг к другу. Будьте праведными рабами Аллаха и братьями" <1>.
--------------------------------
<1> Сахих Аль-Бухари. Указ. соч. С. 509.
Законодательная и судебная деятельность пророка сочеталась с постоянными военными набегами в целях распространения ислама и добывания необходимых для мусульманской общины средств.
Нередко в них участвовали и сам Мухаммад, убеждавший, что это - долг каждого правоверного мусульманина:
"Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, - поистине, Аллах, не любит преступающих!
И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас...
И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а вся религия будет принадлежать Аллаху...
Предписано вам сражение..." <1>.
--------------------------------
<1> Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Сура 2. Аяты 186, 189, 212.
В этих аятах главным врагом провозглашались жители Мекки. Но это была война не из мести. Главной причиной было стремление освободить от неверующих главную святыню арабского мира - черный камень Каабы в Запретной мечети Мекки.
Первую победу над мекканцами мусульмане одержали при Бедре, несмотря на то что противник превышал их по численности более чем в три раза. Весть об этом сражении широко распространилась среди арабов. И многие из них решили вступить под знамя пророка.
В дальнейшем было много сражений, но перелом наступил после неудачной осады Медины, когда большое войско мекканцев так и не смогло преодолеть значительно уступавшие им силы пророка. Войско Мухаммада перешло в наступление, распространяя власть пророка на многие арабские племена. Вскоре перед ним склонилась и Мекка, сперва признав его право вместе с последователями совершать в ней хадж, а позже, в 630 г., сдавшись ему без боя.
Первым делом Мухаммад отправился к Каабе, где приказал уничтожить всех стоявших там идолов. Затем глашатай обошел весь город, зачитывая законы ислама, которые отныне должны были неукоснительно исполняться в Мекке. Жители Мекки, в том числе женщины, принесли присягу пророку на верность. О том, какой была присяга женщин, можно судить по следующему аяту Корана: "О пророк! Когда придут к тебе верующие женщины, присягая тебе в том, что они ничего не будут придавать Аллаху в сотоварищи и не будут красть, прелюбодействовать или убивать своих детей, и не будут приводить лжи, измышляя ее пред своими руками и ногами, и не будут ослушиваться тебя в одобряемом, то прими их присягу и проси для них прощения у Аллаха, - ведь Аллах - прощающий, милосердный" <1>.
--------------------------------
<1> Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Сура 60. Аят 12.
После этого пророк вернулся в Медину, ставшую, по сути, столицей нового государства. Арабские племена Аравии были обязаны выплачивать закят и другие подати. Отряды пророка уничтожали капища языческих богов, предавая смерти либо обращая в рабство тех, кто отказывался принять ислам. Было несколько восстаний, но противостоять хорошо организованной армии пророка разрозненные бедуинские отряды не могли.
Затем настал черед иудеев и христиан - "людей Писания", которые, как и мусульмане, верили в единого Бога. Пророк призывал:
"Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными" <1>.
--------------------------------
<1> Коран / Пер. Э.Р. Кулиева. Сура 9. Стих 20. В переводе И.Ю. Крачковского эти стихи звучат так: "Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в Последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины - из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными".
Подчиниться новой вере должны были не только жители Аравийского полуострова, большая часть которого перешла под власть пророка, но и соседние царства. Согласно преданию еще до завоевания Мекки пророк разослал многим правителям письма с призывом принять ислам. Одно из них было адресовано Хосрову, повелителю Ирана:
"Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
От Мухаммада, посланника Аллаха, Хосрову, государю ('азим) Фарса. Мир тому, кто следует правильным путем и верует в Аллаха и его посланника и свидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, единственного, не имеющего сотоварищей, и что Мухаммад - раб его и посланник. Призываю тебя молиться Аллаху, ведь я посланник Аллаха ко всем людям, чтобы я увещевал тех, кто жив, и доказывал правоту этих слов неверующим. Прими ислам и будешь спасен, а если откажешься, то, воистину, будет на тебе грех веры магов" <1>.
--------------------------------
<1> Большаков О.Г. Указ. соч. С. 153, 154.
Укрепив власть над Аравией, пророк, несомненно, планировал расширить земли ислама. С этой целью он направлял в соседние царства не только лазутчиков, которые под видом купцов собирали необходимые для будущих войн сведения, но и достаточно крупные воинские отряды, которые должны были проверить на прочность воинский дух противника.
В начале 632 г. пророк совершил последний хадж в Мекку, где выступил с проповедью, в которой изложил многие начала нового правопорядка. В кратком изложении она звучала так: "Все мусульмане - братья. Жизнь и имущество каждого из них должны быть священны для всех остальных. Запрещается мщение за кровь, пролитую во времена язычества. Брак нерасторжим, семейное имущество, во всяком случае, переходит к законным наследникам. Женам приличествует целомудрие и послушание, а взамен следует обходиться с ними кротко и заботиться о благоденствии их. Надо щадить рабов, не убивать их за прегрешения, и в крайнем лишь случае допускается продажа их" <1>.
--------------------------------
<1> Мюллер А. Указ. соч. С. 245, 246.
Раскрывая содержание этой проповеди, А. Мюллер писал: "При всей краткости известий сразу бросается в глаза, какой великий шаг вперед делал ислам во всех отношениях по сравнению с обычаями древнеарабской жизни. На место прежней войны каждого против всех устанавливается прочный государственный порядок; имущество ограждается от расхищений и произвола; регулируются, хотя и не в совершенстве, брак и правонаследие; рабы ограждаются от жестокости господ. Каждому мусульманину даруется равноправие перед законом" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 246.
Вскоре после хаджа в Мекку в июне 632 г. пророк умер. Он не оставил указаний о том, кто должен стать главой мусульман после его смерти. После смерти пророка Мухаммада закончился этап идеального правления исламской общиной и государством. Основополагающие идеи, заложенные в Коране и сунне пророка Мухаммада, не были в состоянии отвечать на все возникающие вопросы жизнедеятельности исламской уммы в условиях отсутствия лидера. В связи с этим необходимо было определить религиозного и политического преемника, который должен был не только возглавить исламскую умму и продолжить распространение правовых установок ислама в традициях пророка Мухаммада, но и разрешать вопросы, возникающие в внутри исламского общества. Необходимо также отметить, что все откровения, ниспосланные Мухаммаду при его жизни, передавались в устной форме, и только после смерти пророка было принято решение кодифицировать данные откровения в основополагающий источник религии и права - Коран. В то же время решения и распоряжения, высказанные пророком Мухаммадом, стали представлять собой сборники хадисов.
Преемник пророка был избран общим собранием его ближайших сподвижников, оказавшихся в день его смерти в Медине. Им стал Абу Бакр, ближайший друг пророка, который принял титул халифа, или заместителя посланника Аллаха (халифа расули-л-лах). Как и пророк, он объединил в своих руках духовную и светскую власть. Так был создан халифат, который вскоре подчинил исламу многие земли Азии, Северной Африки и Европы.
§ 2. Вершины исламского правотворчества
Наследие праведного халифа Абу Бакра. Избрание Абу Бакра не встретило возражений среди большей части мусульман. Ведь он считался побратимом пророка <1> и нередко замещал его при чтении молитв и исполнении некоторых других обязанностей. Многие помнили о том, как высоко ценил его пророк: "Поистине, - говорил он, - из всех людей наибольшее количество благодеяний оказал мне Абу Бакр, который дружил со мной и не жалел для меня своего имущества, и если бы мне пришлось выбирать ближайшего друга из числа членов моей общины, я непременно выбрал бы Абу Бакра" <2>.
--------------------------------
<1> Об этом свидетельствует, в частности, хадис о сватовстве Мухаммада к дочери Абу Бакра Айше. Услышав просьбу пророка, Абу Бакр удивленно воскликнул: "Но я ведь твой брат!" На что тот ответил: "Ты - мой брат по религии Аллаха и Его Книге, что же касается Ашли, то женитьба на ней мне дозволена". См.: Имам Ал-Бухари. Указ. соч. С. 711, 712.
<2> Имам Ал-Бухари. Указ. соч. С. 130.
Перед смертью, не в силах рассмотреть жалобу одной женщины, он сказал: "Если не найдешь меня, ступай к Абу Бакру" <1>. Эти слова многие восприняли как свидетельство передачи Абу Бакру не только духовной, но и светской власти.
--------------------------------
<1> Там же. С. 566.
Отметим также, что еще при жизни пророк возвестил всем, что Абу Бакру уготован рай, что было несомненным признанием его святости <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 568.
В первой проповеди, которую Абу Бакр прочитал, став главой халифата, было сказано: "То, что я стал вашим руководителем, не говорит о том, что не было никого достойнее меня. Я придерживаюсь только пути Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). У меня нет желания действовать, опираясь на свой разум и настроение. Поэтому, если я поступлю правильно - помогите мне. Если же сойду с правильного пути - призовите и поправьте меня. Говоря это, прошу у Всевышнего прощения для себя и для вас" <1>.
--------------------------------
<1> Сайт "Ислам.Ру" // http://www.islam.ru/lib/douknow/abu_bakr.
Абу Бакр сознавал всю тяжесть возложенной на него ответственности. В наследство ему досталось слабое государство, основу которого составлял союз враждующих между собой племен. Не было органов управления и судов. Функции управления и правосудия сохраняли традиционные органы племенной власти. Казна была пуста, поскольку все, что было захвачено в бою, сразу же делилось между воинами либо раздавалось как милостыня. С течением времени Абу Бакру удалось разработать механизмы упорядоченной фискальной системы, обеспечивающей экономическую устойчивость исламской государственности и ставшей основой для последующего развития исламских финансовых отношений.
Единственной опорой было небольшое, но закаленное в боях войско и вера в Коран. Но и эти опоры стремительно разрушалась по мере гибели воинов в постоянных битвах и неизбежного искажения и забвения Корана в отсутствие письменно закрепленного текста.