Требования к освоению содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
о основные направления, проблемы, теории и методы истории;
о движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;
о различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
о основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
Уметь:
■ работать с разноплановыми источниками;
■ осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
■ получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
■ преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
■ формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
■ соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
Владеть:
■ представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;
■ навыками анализа исторических источников;
■ приемами ведения дискуссии и полемики.
Формы работы со студентами и контроль:
аудиторных часов – 80, из них:
40 часов лекционных,
40 часов семинарских;
самостоятельная работа студентов –72 часа;
форма контроля: 1 семестр – экзамен.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
п/п. | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ | Количество часов | ||
лекции | семинары | всего | ||
1. | Предмет, источники и методы отечественной истории. Значение изучения истории. | 2 | ||
2. | Восточнославянское общество и образование Древнерусского государства | 4 | ||
3. | Киевская Русь. | |||
4. | Удельный период в истории России. | |||
5. | Россия в эпоху Ивана III и Ивана IV. | |||
6. | XVII век в истории России. | |||
7. | Вступление России на путь модернизации. Петр I и Екатерина II. | |||
Россия в первой половине XIX века | ||||
9. | Россия во второй половине XIX века. | |||
10. | Россия в начале XX века. Первая мировая война и нарастание кризиса империи. | |||
11. | Революции 1917 года и гражданская война в России. | |||
12. | Советская страна в условиях нэпа. Образование СССР. | |||
13. | Курс на ускоренное строительство социализма в одной стране и его последствия. | |||
14. | Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. | |||
15. | Жизнь Советской страны в первое послевоенное двадцатилетие. | |||
16. | Советское общество на завершающем этапе существования СССР. | |||
17. | Россия в 90~е годы XX - начале XXI вв. | |||
ВСЕГО: |
В соответствии с существующим положением 20 % от общей учебной нагрузки, т.е. 16 часов, выделяются для самостоятельной работы студентов. Эти часы преподаватель, ведущий занятия, использует с учетом условий работы на том или ином факультете и особенностей каждой учебной группы.
План-программа
учебного курса «История» для всех
Специальностей студентов 1-го курса философского факультета
№ п/п | Специальность | Номера тем | Форма контроля | |||
код | название | лекция | семинары | сам. изуч. | ||
1-й семестр | 1-й семестр | |||||
Педагогическое образование (бакалавры) | 1-17-я тема (20-л) 7-9 и 14 т. по 4 ч. 20 лекций – 40 ч. | 2 –17-я тема по 2 ч 32 часа + 2 ч. Экскур. в музей. 14-я тема. | 1-17 / 33 | Экзамен | ||
Искусство и гуманитарные науки (бакалавры) | 1-17-я тема (20-л) 7-9 и 14 т. по 4 ч. 20 лекций – 40 ч. | 2 –17-я тема по 2 ч 32 часа + 2 ч. Экскур. в музей. 14-я тема. | 1-17 /33 | Экзамен | ||
Религиоведение(бакалавры) | 1-17-я тема (20-л) 7-9 и 14 т. по 4 ч. 20 лекций – 40 ч. | 2 –17-я тема по 2 ч 32 часа + 2 ч. Экскур. в музей. 14-я тема. | 1-17 /33 | Экзамен | ||
Философия (бакалавры) | 1-17-я тема (22-л) 7,9; 12-14 т. по 4 ч. 20 лекций – 44 ч. | 2 –17-я тема по 2 ч 32 часа + 2 ч. Экскур. в музей. 14-я тема. | 1-17 / 22 | Экзамен | ||
Политология (бакалавры) | 1-17-я тема (20-л) 7-9 и 14 т. по 4 ч. 20 лекций – 40 ч. | 2-я –16 тема по 2 ч 32 часа + 2 ч. Экскур. в музей. 14-я тема. | 1-17 / 26 | Экзамен | ||
Социология | 1-17-я тема (20-л) 7-9 и 14 т. по 4 ч. 20 лекций – 40 ч. | 2-я –16 тема по 2 ч 32 часа + 2 ч. Экскур. в музей. 14-я тема. | 1-17 / 50 | Экзамен | ||
Организация работы с молодежью (бакалавры) | 2-9;11-15, и 17т по 2 ч. 14 лекций – 28 ч | 2, 4 - 10, 17 тема 11 тем по 2 ч. – 44 ч. Экск. в музей. 14-я тема. | 1-17 / 41 | Экзамен | ||
Теология (бакалавры) | 2-9;11-15, и 17т по 2 ч. 14 лекций – 28 ч | 2, 4 - 10, 17 тема 11 тем по 2 ч. – 44 ч. Экск. в музей. 14-я тема | 1-17 /126 | Экзамен |
План-программа
учебного курса «Отечественная история» для всех