Требования к освоению учебной дисциплины

ПЕДАГОГИКА

Учебная программа для специальностей

1-02 03 08 «Иностранный язык (немецкий язык)», «Иностранный язык (английский язык)», «Иностранный язык (французский язык)».

Факультеты английского, немецкого, французского языков  
Кафедра педагогики  
Курс – II, III  
Семестр – IV - V  
Лекции – 14 часов зачет – IV семестр
Семинарские занятия – 12 часа экзамен – V семестр
Самостоятельная работа – 132 часа  
Всего аудиторных часов по дисциплине – 26 часов  
Всего часов по дисциплине – 194 часов Форма получения образования – заочная

2009 г.

Учебная программа составлена на основе ОСРБ 1-21 06 01-01-2008 Образовательный стандарт РБ. Высшее образование. Первая ступень. Специальность – 1-21 06 01-01 «Современные иностранные языки (преподавание). Квалификация – лингвист, преподаватель иностранных языков. – Дата введения 01.09.2008. – Минск: НИО, 2008. – 50 с.

Рецензенты:

кафедра педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий БГПУ имени М.Танка;

Кабуш В.Т., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и философии образования ГУО «Академия последипломного образования».

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры педагогики 1 июля 2009г. (протокол № 12).

Заведующий кафедрой

____________________ В.В. Пашкевич

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом Минского государственного лингвистического университета

« » ____________ протокол №

Председатель

___________ П.К. Бабинская

Тематический план учебной дисциплины «Педагогика»

№ п/п Содержание курса Количество часов
Лекции Семинарские занятия СР
1. Общие основы педагогики
1.1 Педагогика в системе наук о человеке    
1.2 Воспитание и развитие личности в мировой педагогике  
1.3 Целеполагание в педагогике    
1.4 Педагогический процесс как система и целостное явление  
1.5 Современные тенденции в развитии образования    
1.6 Основные направления государственной образовательной политики в Республике Беларусь    
2. Дидактика
2.1 Содержание образования    
2.2 Процесс обучения  
2.3 Мотивация учебно-познавательной деятельности и ее формирование    
2.4 Технологии, методы и средства обучения в современной педагогике  
2.5. Организация процесса обучения: формы и системы    
2.6 Педагогическая диагностика    
2.7 Современные дидактические идеи    
3. Теория воспитания
3.1 Процесс воспитания  
3.2 Содержание воспитания    
3.3 Организация процесса воспитания в современной школе
3.4 Школьная и семейная среда как фактор развития личности ученика
3.5 Проблема формирования положительной Я-концепции личности ученика    
3.6 Основы педагогики общения  
4. Профессиональная деятельность педагога -
4.1 Учитель как личность и профессионал  
4.2 Управление современной школой    
  ИТОГО:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи учебной дисциплины «Педагогика»

В системе подготовки кадров высшей квалификации гуманитарного профиля в сфере преподавания иностранных языков курс «Педагогика» относится к базовым дисциплинам общепрофессионального и специального цикла на первой ступени высшего образования. Этот курс способствует формированию и развитию социально-профессиональной компетентности специалиста в организационно-управленческой, преподавательской, воспитательной, учебно-методической, научно-исследовательской и инновационной деятельности в области обучения и воспитания личности в различных типах учреждений образования Республики Беларусь.

Целью курса «Педагогика» является овладение студентами системой научных знаний как основой развития их гуманистического профессионального мышления, обогащения их профессионально-педагогической культуры и практического приобщения к современным технологиям обучения и воспитания.

Задачамикурса являются:

1) формирование у будущих педагогов целостного представления о педагогической действительности на основе усвоения теоретических положений современной педагогической науки;

2) развитие у студентов ценностного отношения к педагогической профессии, готовности к профессиональному и личностному совершенствованию, способности формулировать педагогические проблемы и разрабатывать способы их решения;

3) приобретение студентами практических умений и навыков организации продуктивного педагогического взаимодействия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности в конкретной социокультурной ситуации.

В учебной программе курса внимание сосредоточено на изучении понятийно-терминологического аппарата педагогики как самостоятельной отрасли научного знания, рассматриваются методологические основы педагогической науки, раскрываются проблемы теории и практики обучения и воспитания, особенности профессиональной деятельности педагога и управления педагогическими системами.

Доминантой программы является направленность на освещение особенностей развития национальной педагогики и системы образования Республики Беларусь, учет сложившейся социально-педагогической ситуации. В перечне программных вопросов и их характере отражены особенности лингвистического вуза, готовящего преподавателей иностранного языка.

Требования к освоению учебной дисциплины

В результате изучения курса «Педагогика»студент должен знать:

  • основные понятия и категории педагогики, методологические основы педагогической науки и методы педагогических исследований;

· сущность образования как педагогического процесса и системы, основные способы его организации и тенденции развития в современном поликультурном мире;

· сущность обучения и воспитания как личностно-развивающих процессов, основные закономерности, принципы, содержание, методы, приемы, формы и средства их организации;

· нормативные, нормативно-правовые и законодательные документы в области образования и воспитания в Республике Беларусь;

· особенности обучения и воспитания в различных возрастах и типах учебных заведений в Республике Беларусь и способы диагностики качества учебно-воспитательного процесса;

· требования к личности педагога, критерии успешной педагогической деятельности и способы повышения профессионально-педагогического мастерства.

В результате изучения курса «Педагогика» студент должен уметь:

· изучать педагогический процесс с применением научных методов;

· формулировать образовательные и воспитательные задачи и принимать научно обоснованные образовательные и воспитательные решения;

· проектировать и организовывать продуктивное взаимодействие с различными субъектами педагогического процесса;

· стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся/ студентов и развивать их самостоятельность;

· планировать, контролировать и осуществлять идеологическую и воспитательную работу с использованием современных методов и технологий;

· рефлексировать процесс и результат учебно-воспитательной деятельности;

· осуществлять анализ и оценку собственной педагогической деятельности, проектировать самосовершенствование.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Педагогика» определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по указанной специальности с учетом требований компетентностного подхода.

В результате изучения курса «Педагогика» у студента должны быть сформированы следующие академические компетенции:

· владеть и применять базовые научные знания для решения теоретических и практических задач в сфере педагогической деятельности:

теоретико-методологические знания о человеке как биосоцио-психическом существе; основные методологические подходы, закономерности и принципы обучения и воспитания как личностно-развивающих процессов; влияние среды на процессы социализации и индивидуализации личности; цели, задачи, содержание, принципы профессионально-педагогической деятельности;

методические знания – современные технологии, методы, приемы, формы и средства диагностики, планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля учебно-воспитательной работы с разными возрастными группами детей в различных социально-педагогических ситуациях;

прикладные знания – приемы установления контактов в профессиональном общении, создания блаприятной эмоциональной атмосферы в коллективе, самоконтроля, самооценки, рефлексии, саморегуляции и самокоррекции своей профессиональной деятельности и поведения;

· владеть системным и сравнительным анализом педагогических явлений и процессов, исследовательскими навыками в педагогической деятельности;

· уметь учиться и работать самостоятельно, быть способным порождать новые идеи;

· владеть междисциплинарным подходом при решении педагогических проблем, обладать способностью к интеграции знаний;

· обладать способностью соотносить понятийный аппарат педагогики с реальными фактами и явлениями педагогической действительности.

В результате изучения курса «Педагогика» у студента должны быть сформированы следующие социально-личностные компетенции:

· быть способным к социальному взаимодействию;

· уметь работать в команде;

· иметь гражданскую позицию;

· быть способным к критике и самокритике;

· иметь гуманистическую направленность личности;

· быть готовым к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.

В результате изучения курса «Педагогика» у студента должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

в организационно-управленческой деятельности:

· работать с педагогической литературой, нормативными, нормативно-правовыми и законодательными документами в области образования и воспитания в Республике Беларусь;

· изучать педагогический процесс с применением научных методов;

· составлять педагогическую документацию, а также отчетную документацию по установленным формам;

· осуществлять психолого-педагогическую диагностику, анализировать и оценивать собранные данные;

· готовить доклады, материалы к презентациям; пользоваться глобальными информационными ресурсами;

· формулировать образовательные и воспитательные задачи и принимать научно обоснованные образовательные и воспитательные решения;

· проектировать и организовывать продуктивное взаимодействие с различными субъектами педагогического процесса;

в преподавательской деятельности:

· владеть дидактическими основами планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля образовательного процесса;

· владеть нормами педагогического общения;

· рефлексировать процесс и результат педагогического процесса;

· осуществлять анализ и оценку педагогической деятельности, проектировать профессиональное и личностное самосовершенствование;

в воспитательной деятельности:

· владеть основами планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля идеологической и воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование общей культуры, патриотических убеждений, духовных и нравственных ценностей, социальной толерантности, интереса и уважения к иным культурам;

· учитывать закономерности и принципы возрастного и индивидуального развития личности в воспитательном процессе;

· владеть формами, методами и технологиями воспитательной деятельности;

в учебно-методической деятельности:

· осуществлять отбор материала для учебных занятий по педагогике;

· разрабатывать дидактические, учебные и рабочие материалы для организации собственной учебной деятельности;

· планировать, конструировать, осуществлять, стимулировать и контролировать самостоятельную работу по педагогике;

· разрабатывать контрольные задания для диагностики качества усвоения знаний по педагогике;

в научно-исследовательской деятельности:

· ориентироваться в основных направлениях педагогических исследований;

· владеть методологической и теоретической базой научно- педагогического исследования;

· пользоваться научной и справочной литературой;

· готовить научные рефераты, доклады, тезисы выступлений;

· интерпретировать анализируемые явления в их взаимосвязи и взаимозависимости;

в инновационной деятельности:

· осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по инновационным педагогическим технологиям;

· использовать современные информационные ресурсы в обучении и воспитании;

· осваивать современные методы обучения и воспитания;

· изучать педагогические системы авторских школ;

· развивать в себе потребность к творчеству и инновациям.

Технологии обучения

Основными технологиями обучения, отвечающими целям изучения курса, являются:

– проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы);

– интерактивные технологии, основанные на активных формах и методах обучения (“мозговой штурм”, дискуссия, пресс-конференция, спор-диалог, учебные дебаты, “круглый стол” и др.);

– игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные игры);

– рефлексивные технологии (сочинения-эссе, портфолио).

На изучение курса «Педагогика» всего отводится 194 часов, из которых 26 часов отведено на аудиторные занятия и 132 часа на самостоятельную работу студентов. Аудиторные занятия включают 14 часов лекций и 12 часов семинарских занятий. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета (IV семестр) и экзамена (V семестр).

Содержание учебной дисциплины «Педагогика»

Наши рекомендации