Девиантное поведение. Сущность, виды.
Девиантное поведение - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации. Изучение девиантности основывается на двух различных точках зрения: Девиантность определяется через единичные критические события. Случаи необычного и крайне активного поведения, характеризуемого безумием и насилием; Девиантность составила главное содержание многих важных аспектов теории личности, клинической и социальной психологии. Исследование девиантности можно классифицировать в соответствии с четырьмя основными позициями: Первая предполагает взгляд на девиантность как функцию внутренних факторов. Девиантность рассматривается в аспекте различий между индивидуумами. С точки зрения индивидуальных различий предполагается, что отдельные люди или группы людей, обладающие определенным уровнем специфичности, с большей вероятностью становятся девиантами. Предполагается также, что индивидуальные различия и девиантность связаны причинно-следственными отношениями; Второе объяснение девиантности постулирует в качестве ее основных предпосылок различия в социальной структуре («богатые-бедные»). Согласно этой позиции, девиантность имеет индивидуальные компоненты, являющиеся результатом воздействия различных социальных структур, и средовые аспекты; Третье объяснение девиантности опирается на интеракционистскую точку зрения. Согласно носящей формальное название «теории навешивания ярлыков», девиантность порождается реакцией критически настроенных лиц на определенное деяние. С позиций «теории навешивания ярлыков» девиантность представляет собой взаимодействие между поступками индивидуума и реакциями на них общества; Четвертая точка зрения выражается теорией научения. Согласно ей, все действия, девиантные или нормальные, приобретаются в соответствии с законами моделирования, подкрепления и наказания. С точки зрения теории научения, не существует врожденных различий между отклоняющимся и нормальным поведением. Преступное поведение, отклоняющееся от нормы поведение и недостаточная обучаемость приобретаются в процессе научения.
41.Типы теорий и модели социальной работы.1 Социально-радикальная модель.2 Марксистская модель3 Психолого-ориентированные модели социальной работы 4.Экзистенциальная модель5.Гуманистическая модель Теории. Комплексно-ориентированные теории социальной работы.1.Ролевая теория..2 Социально-педагогическая теория3 Когнитивная теория. Социально-радикальная модель. В ее основе лежат модели защиты и «наделения полномочиями», «социальной адвокатуры», развития самосознания представителей различных социальных групп. Она развивается как часть движения за права человека (борьба с дискриминацией по расовым признакам, национальными предрассудками, против помещения людей на длительный срок в учреждения различного типа, в том числе преступников), так как ответственность за социальные изменения в этом случае как бы перекладывается на самого клиента, восстанавливающего свой жизненный потенциал с помощью социального работника.Следует отметить, что данная модель, направленная на развитие социальных способностей клиента, не ищет путей изменения социальных структур, которые его угнетают. Марксистская модель. В основе марксистской модели социальной практики лежит понимание деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе. Но направленность этой «силы» в разных модификациях этой модели рассматривается по-разному. В одном случае на первое место выдвигается такая функция социального работника, как социальный контроль, в другом — роль социального «стабилизатора», социального «адвоката», социального «врача». Социальная работа в марксистской модели в основном рассматривалась и развивалась на структурном уровне. Такие модели социальной работы, по-видимому, могут быть эффективны при решении целого ряда социальных проблем современного общества. Психолого-ориентированные модели социальной работе современная стратегия ориентирует социальных работников на то, чтобы помочь клиентам оптимизировать собственные усилия по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях. В соответствии с этим становятся приоритетными те теории социальной работы, которые позволяют социальному работнику помогать клиентам формировать и использовать свои личностные и социальные ресурсы. Таким образом, выявляется, что ход развития современного общества, его потребности сконструировали и теорию социальной работы, удовлетворяющую этим потребностям. Экзистенциальная модель. В основу данной модели социальной работы, опирающейся на экзистенциальный и феноменологический подходы, положен принцип, заключающийся в том, что при анализе поведения клиента необходимо принимать во внимание то, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем его мире, как оценивает свой социальный статус. Социальные работники, использующие технологии, основанные на этой модели, большое внимание уделяют рассмотрению специфики поведения клиента в так называемых первичных по отношению к нему группах (например, семья) и непосредственном социальном его окружении, считая, что многие причины, приведшие к возникновению кризиса, кроются именно там. Гуманистическая модель. Одним из основных принципов гуманистической модели социальной работы является стремление социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и понимания значимости своей личности понять самих себя и характер влияния на них окружающего мира. В рамках этой модели практики социальный работник, прежде всего, старается убедить клиента в своей искренней заинтересованности в его проблемах, положительном отношении к нему, стремится сопереживать его эмоциональному отношению к возникшей ситуации или к миру в целом.
Это — одна из действенных моделей, способствующих повышению эффективности взаимоотношений социального работника с клиентом. Здесь следует использовать технологию «активного слушания», основными компонентами которой является эмпатия, направленная на клиента, и партнерский стиль отношений. Существенная черта этой модели социальной работы — не директивный подход к решению проблем клиента. Комплексно-ориентированные теории социальной работы
.1 Ролевая теория. Можно сказать, что социальная роль — это поведение, которое от человека ожидают другие люди при выполнении им социальных функций. Действуя согласно этим ожиданиям, человек как бы исполняет свою социальную роль. И здесь может возникнуть расхождение в понимании им и другими людьми, что он «обязан и не обязан» делать в соответствии с этой ролью, что в дальнейшем может привести к конфликтам. Кроме социальных ролей люди исполняют и межличностные роли. Порой между социальными и межличностными ролями возникают противоречия. Так, например, социальные роли — «любящая мать», «преданный сын», «строгий отец», а межличностные — «равнодушная мать», «дерзкий сын», «отец, не пользующийся уважением». И не всегда люди сами могут выйти из противоречивой ситуации, в которую попали. В этом случае им на помощь должны прийти специалисты — социальные работники, учитывающие уровень сознания клиентов, характер свойственных ему стереотипов. Ролевую игру социальный работник может использовать для обучения клиента коррекции поведения, а также повышения его адаптивности. Ролевая теория служит для социального работника одной из форм социального объяснения, а приобщение к таким социальным ролям, как семейные, профессиональные и родительские, обусловливают формирование личности и ее поведения. Социально-педагогическая теория. В ее основе лежит положение, что воспитание выступает частью процесса социального становления человека как сознательное целенаправленное воздействие на индивида, социальную группу со стороны субъектов воспитательной деятельности, ставящих своей целью выработку у воспитуемых определенных социальных качеств. На процесс социального становления человека, формирования его личности влияют разнообразные социальные факторы, под воздействием которых в отдельных случаях могут сформироваться неадекватные данному обществу социальные качества личности, приводящие в последующем кразного рода социальным конфликтам. Поэтому процесс социализации в основном является институционализированным, реализуется через систему определенных социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействия каких-то факторов либо нейтрализовать их. Когнитивная теория. Один из принципов организации социальной работы согласно этой модели практики заключается в том, что, социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. В когнитивной модели выявляются возможности регуляции социального поведения клиента путем обучения его «отрабатывать» механизмы своих поступков, адекватные социальным условиям или той конкретной социальной ситуации, в которой он оказался. Одной из методик в процессе консультирования клиента, разработанной на основе когнитивной модели, является объяснение, в основе которого лежит рациональный контроль социального работника за поведением клиента.
Данная модель чаще всего используется при работе по месту жительства. Процессы урбанизации, появление городов-спутников во многих развитых странах, расширение миграционных потоков поставили социальных работников перед необходимостью осваивать новые формы социальной работы. В частности, не все возникающие социальные проблемы можно было решать в традиционно существующих социальных службах. Одна из проблем, с которой встречается социальный работник на основе этой модели практики, — разрешение конфликтов, природа и сущность которых может быть различна. Например, конфликт междуЯ, которое представляет клиент сам себе, и представлениями, которые, по его мнению, возникают о нем у других (это часто происходит в период изменения социального статуса клиента, потери работы, возрастных изменений и т.д.). То, каким образом человек выходит из конфликта или предполагает пути выхода из него, имеет общественную значимость, поскольку речь идет о реабилитации адаптивных механизмов личности, имеющих определенное отношение к изменениям и других людей.
42.ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РФ Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения: Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию, – нетрудоспособным гражданам.
Обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя. Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования, нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случае потери кормильца. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России.
Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданина из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается за счет средств Федерального бюджета и бывает следующих видов: социальная пенсия – назначается нетрудоспособным гражданам: женщинам – с 60 лет, мужчинам – с 65 лет, инвалидам I, II, III групп, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам, детям до 18 лет и старше, но не более 23 лет, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях, потерявшим одногоили обоих родителей, и детям умершей одинокой матери, гражданам из числа малочисленных народов Севера: мужчинам – с 55 лет и женщинам – с 50 лет; за выслугу лет – назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава; по старости – назначается пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;по инвалидности – назначается военнослужащим, участникам ВОВ, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтам; по случаю потери кормильца – назначается членам семьи военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.
43.В настоящее время в стране остро стоит проблема социальной работы как феномена цивилизованного общества. В Российской Федерации система социальной работы начала формироваться с 1991 года, когда была официально введена новая профессия «специалист социальной работы». До этого времени функции данной категории специалистов выполняли представители различных профессий, они распределялись между учреждениями здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, правоохранительных органов, как правило, слабо взаимодействующими в достижении главной цели - социальной помощи, поддержки человека. Придание новой профессии официального статуса юридически оформило накопленный опыт в России за многие столетия.
Как вид практической деятельности социальная работа отличается спецификой своих объектов и субъектов (о чем речь ниже). В зависимости от объекта, на который направлена эта деятельность, социальная работа интерпретируется в узком (объект - группы и слои населения, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации) и широком (объект - все население, различные сферы жизнедеятельности). В целом социальная работа представляет интегрированный вид деятельности, обусловленный главным ее объектом - человеком как органическим единством его биологического, психологического и социального компонентов. Цель социальной работы - удовлетворить социально гарантированные групповые и личностные интересы и потребности различных (и прежде всего социально уязвимых) слоев населения с учетом социального положения, специфики их социальных проблем.
Основные компоненты социальной работы. Социальная работа как общественный феномен и особый вид деятельности включает в себя целый ряд компонентов: объект, субъект, содержание, функции, средства, цели и управление. Они органично, тесно взаимосвязаны между собой, образуя своеобразную социальную систему. Прежде чем анализировать сущность и содержание объектов и субъектов социальной работы, кратко осветим содержание других вышеуказанных компонентов. Это позволит более конкретно и полно охарактеризовать ее объекты и субъекты.
Важнейшим компонентом социальной работы является ее содержание, которое определяется разнообразными функциями: информационной, диагностической, прогностической, организационной, психолого-педагогической, управленческой, а также функцией оказания практической помощи. Социальная работа осуществляется с помощью разнообразных средств (предметов, орудий, действий), которые позволяют достичь цели этой деятельности. Многообразие средств, среди которых деловые связи, личные контакты, слова, приемы психотерапии, личное обаяние, а также телефон, специальные учетные бланки и т.д., - обусловлено многообразием функций социальной работы, ее объектами.
Управление как компонент социальной работы (прежде всего практической) включает анализ и оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание социальных работников.
Важнейшим компонентом социальной работы является ее цель как удовлетворение потребностей и интересов клиентов. Это общая цель может быть конкретизирована с учетом ее составных частей (подцелей): усиление степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы: создание условий, в которых клиенты могут максимально проявить свои возможности и получить все полагающееся им по закону; адаптация и реабилитация клиентов в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на физические увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения со стороны окружающих.
44.СЗ населения - это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая гос-вом для обеспечения достойной жизни человека, т.е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития об-ва и доступа к ценностям культуры. СЗ населения - система принципов, методов, законодательно установленных гос-вом соц. гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельностного существования личности, различных соц. категорий и групп; совокупность мер, действий, средств гос-ва и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного гос-вом минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни. Система СЗ населения включает в себя: соц. обеспечение, соц. страхование и соц. поддержку (помощь). Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов. Назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам. Основные принципы СЗ: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности. Основные цели СЗ населения - избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание мат. помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики. Задача института СЗ - способствовать восстановлению социальной справедливости, законных прав клиента, добиваться реализации его основных потребностей, уважительного отношения к ценностям человека. При оказании соцзащиты возрастает влияние психологических факторов, сопровождающих значительную часть социальных проблем клиентов - проблема взаимодействия людей, их влияния друг на друга, отношений между ними. СЗ- государственная гарантия компенсации рисков, в т, ч. рисков потери или снижения доходов. Социальная защита делится на социальное обеспечение (прямая форма) и социальную поддержку (косвенная форма). Функции социальной защиты: - компенсационно-распределительные (льготы, денежное натуральное обеспечение); - социальное реабилитационное - оформление инвалидности, восстановление здоровья - гуманитарная, охранительная - защита прав и интересов престарелых, инвалидов и детей. Основные функции органов СЗ населения на федеральном уровне: организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями; социальное обслуживание; медико-социальная экспертиза, реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; социальная помощь семье и детям; подготовка законодательства по соц.защите населения; внешнеэкономическое и международное сотрудничество, а также разработка положений по основам соц.политики, анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения, подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ, разработка социальных нормативов и т.д.
45.Общенаучные методы применяются во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе. Среди них следует выделить:
— метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, сторон и выделении (вычленении) глубинной сущности процесса. В основе этого метода две ступени познания: во-первых, исследование начинается с конкретного анализа и обобщения эмпирического материала. Здесь выделяют наиболее общие понятия и определения науки; во-вторых, на основе уже познанных явлений, понятий происходит объяснение нового явления. Это путь восхождения от абстрактного к конкретному;
— метод анализа и синтеза. Посредством анализа исследуемое явление, процесс расчленяют на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину о социальном процессе;
— метод индукции и дедукции. С помощью индукции (от лат.наведение) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (от лат.выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным;
— единство общего и особенного в теории и практике социальной работы. Технология социальной работы в широком смысле включает социальные теории процесса социального развития, представляет собой единство метода и многообразие методик;
исторический метод. Историческое исследование не только выявляет социальные закономерности возникновения, становления и развития явлений в контексте исторического времени, но и помогает разложить действующие в его процессах социальные силы, проблемы на составляющие, выявить их последовательность, определить приоритеты;
— метод восхождения от простого к сложному. Социальные процессы представляют собой совокупность простых и сложных социальных явлений. В социальном развитии простые отношения не исчезают, они становятся элементами сложной системы. Сложные социальные явления, базируясь на простых (абстракциях, категориях) аспектах научного познания, концентрируют их и получают более емкие, но конкретные определения. Поэтому развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышления от абстрактного к конкретному;
— единство качественного и количественного анализа как метод познания социальных отношений. Социальные теории не могут ограничиваться выявлением лишь качественной стороны социальных процессов. Они исследуют также и количественные взаимосвязи, тем самым познанные социальные явления предстают в виде меры, или как качественно определенное количество. Например, меру процессов представляют пропорции, темпы, показатели социального развития.
генетический метод направлен на исследование преемственности процесса развития понятий, категорий, теории, методики и технологии социальной работы;
— конкретно-социологический метод выясняет и показывает социальные связи, их эффективность, общественное мнение, обратную связь; включает в себя такие эмпирические методы, как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, тестирование и др.;
— методы формализации — составление данных о процессах социального развития субъектов и объектов управления в виде схем, графиков, таблиц и т.д.;
— метод аналогии — оценка конкретной социальной ситуации, итогов работы исходя из опыта оценки других организаций, субъектов и т.д.;
— системно-структурный или структурно-функциональный метод направлен на выяснение целостности явлений, нового качества, выделение компонентов системы социального развития и работы, выяснение способа их взаимосвязи и функций.
Частные специальные научные методы— это специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. Таковыми являются, например, в социологии метод социометрии, в математике корреляционный анализ и т.д. Эти методы после соответствующей трансформации используются в решении проблем социальной работы.
Ни в отечественной, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных методов, приемов научного исследования. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие — техникой, третьи — процедурой или методикой, а иногда — методологией.
46Элементы национальной системы:
1) Пенсионная система;
2) Системы иных социальных денежных выплат населению в порядке его социального обеспечения;
3) Система социальны услуг, предоставляемая государством определенным категориям граждан. Включает непосредственно услуги, а также льготы, которые предоставляются определенным категориям.
Пенсионная система России в условиях рыночной экономики была заложена законом от 20.11.1990 года «О государственном пенсионном обеспечении». Данный закон впервые заложил страховые начала пенсионным обеспечением наемных рабочих. По закону назначались пенсии, независимо от лица, и они все квалифицировались как государственные пенсии, то есть гарантированные самим государством.
1)Основные, принципиальные положения закона 1990 года:
Пенсии не могли быть ниже прожиточного минимума (в 1993 года государство отказалось от этого принципа, а к 2010 году государство вновь провозглашает принцип «прожиточного минимума»);
2) Трудовой стаж, с учетом которого определялось как право на пенсию так и размер, содержал в себе много социально-уважительных периодов: уход за ребенком до трех лет (но не более 9 лет); работа на Крайнем Севере – один год за полтора и другое.
3) Пенсии исчислялись из среднего заработка;
4) Закон сохранил возможность сохранения пенсии на время работы пенсионера, независимо от суммы пенсии и заработка работника.
2 февраля 1993 принимается ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел» - закрепляет привилегированную систему для данных служащих. Преимущество – были установлены более высокие размеры пенсии в процентном отношении к их денежному содержанию – до 85%. По закону от 1990 года пенсия выше 50% не была. Но главное преимущество в том, что закон предусмотрел автоматическую индексацию всех назначенных пенсий. Пенсия данному кругу лиц повышалась автоматически без принятия специальных решений с повышением должностных окладов, это гарантировало, что «старые» пенсионеры, ушедшие на пенсию в прошлые годы, получили пенсию из должностного содержания, которая выплачивалась продолжающим службу лицам по соответствующей должности. Лейтенант образца 60-ого года исходя из размера, положенному современному лейтенанту.
Впоследствии данный закон от 12.02.1993 года был распространен на другие категории служащих: государственные противопожарные службы; служащих учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания; служащих, занимающихся контролем над оборотом наркотических и психотропных средств; таможенной службы; прокурорско-следственных работников. Далее закон распространяется на всех лиц, кто состоит на государственной службе. Т.о., к началу 2002 года в России совершенно четко сформировались две пенсионные подсистемы: для всех работающих по гражданскому и трудовому договору, и для всех (привилегированная система), кто проходил тот или иной вид службы. По привилегированной системе условия и нормы были значительно лучше и выше.
началу 2002 года пенсионная система, которая закреплялась законом 1993 года приобрела, плачевное состояние: она превратилась в уравнительную пенсионную систему. Поскольку различные лица, имеющие различный трудовой стаж и социальные заработки, получали одинаковую пенсию.
В 2001 года власть заявляет о том, что пора провести пенсионную реформу «с целью повышения жизненного уровня пенсионеров».
Государство принимает новые законы, коренным образом реформирующие систему. Принимается закон от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении», который легализует привилегированную систему. Чиновникам назначается вторая пенсия: «за выслугу лет». Но по закону получать можно было одну пенсию, но в данной привилегированной системе чиновники получали две.
Закон от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» закрепляет страховую пенсионную систему для всех, кто работает по трудовому, по гражданско-трудовому договору, однако эти пенсии не называются государственными.
на сегодняшний день пенсионная система состоит из двух подсистем: система государственных пенсий, исчисляющихся из среднего заработка, и могут достигать до 70-85% от этого заработка, и гарантируется средствами федерального бюджета; система трудовых пенсий, которая гарантируется средствами пенсионного фонда РФ. Степень гарантированности в первую очередь определяеся размером страховых платежей, которые уплачивают все работодатели-страхователи уплачивали в этот фонд. В 1993 году – платежи 28%. С 2003 года уменьшилось с 28% до 20%.
результате пенсионной реформы 2002 года в России вместо действительно страховой пенсионной системы, базирующейся на принципах социального страхования, была создана система-гибрид. То есть, смешение в какой-то степени социального страхования и системы обычного гражданского страхования, в результате чего пенсионная система для застрахованных превратилась в индивидуально-накопительную.
Закон не решил главную проблему. 6% изымается из бюджета для поддержки неработающих, потом от 14 еще 6% для поддержания и покупки бумаг. Итог – 8%.
Система иных социально-денежных выплат населению
Непрерывно трансформируется: одни пособия отменяются, вводятся – новые. Видов достаточно много + денежные компенсации + денежные субсидии. Даже в совокупности все выплаты по этой системе, адресованные одному человеку, не гарантируют ему уровня жизни не ниже прожиточного минимума.
оциальные услуги э- это услуги, которые гарантируются гражданину либо бесплатно, либо со скидкой (содержание в доме престарелых, к примеру, может оказываться в условиях гражданского договора; либо при социальном договоре – бесплатно, либо по скидке – в зависимости от уровня дохода; протезно-ортопедичская помощь инвалидам; трудоустройство инвалидов; обеспечение техническими средствами реабилитации; содержание детей, лишенных родителей, в домах социального обеспечения).
Льготы – определенные скидки (к примеру, льготы на определенные лекарства; проезд на транспорте; предоставление санаторно-курортного лечения; самая широкая система льгот – помощь лицам, пострадавших на Чернобыльской АЭС).
Национальная система России на современном этапе состоит из систем социальных услуг, включая медпомощь и лечение, льготы и другое.