Особенности аудита эффективности и его место в системе государственного финансового контроля в Российской Федерации.
Аудит эффективности - это форма государственного финансового контроля, обеспечивающая оценку эффективности работы исполняющих государственные функции и использующих государственные ресурсы подконтрольных объектов и разработку предложений по повышению эффективности их деятельности.
Аудит эффективности представляет собой тип финансового контроля экономических и социальных результатов. Результаты определяются путем проведения проверок исполнения бюджета на объектах контрольного мероприятия целью аудита эффективности является определение экономичности (экономия средств исходя из достигнутых результатов (ст.34 бюд кодекс))продуктивности (соотношение затрат и результатов т.е сколько было затрачено на единицу результата) и результативности (конечный соц-экономический эффект).
Приоритетное развитие аудита эффективности в системе государственного контроля является сегодня стратегической задачей контрольных органов России по следующим причинам: -необходимость повышения результативности, действенности и эффективности государственного финансового контроля; -необходимость существенного улучшения деятельности исполнительных органов власти и иных организаций, использующих государственные ресурсы; -потребность усиления прозрачности деятельности организаций, использующих средства бюджета; -перспективы перехода на бюджетирование по результатам деятельности.
Функции и цели аудита эффективности.
Аудит эффективности включает в себя: 1.аудит экономичности административной деятельности по обеспечению программы в соответствии с правильными административными принципами и практиками; 2.аудит эффективности использования человеческих, финансовых и иных ресурсов, включая проверку информационных систем, систем показателей измерения деятельности и мониторинга, а также процедур для устранения обнаруженных несоответствий и недостатков; 3.аудит результативности деятельности в части достижения проверяемой программой заданных целей, а также аудит влияния, то есть сравнение фактического влияния той или иной программы или политики с запланированным.
Аудит эффективности призван улучшить качественные характеристики процесса функционирования государственного и муниципального секторов экономики и, как форма финансового контроля, направлен на создание механизмов оценки результативности управления финансовыми потоками в экономике общественного сектора. Таким образом, основными функциями аудита эффективности являются: -контрольная (проверка деятельности контролируемых объектов), -аналитическая (поиск и определение причинно-следственных связей работы органов исполнительной власти и ее результатов), -синтетическая (формирование, определение рекомендаций для улучшения эффективности деятельности объекта контроля).
Основной целью аудита эффективности можно считать качественное улучшение самого процесса управления государственными ресурсами за счет предоставления полной, достоверной и объективной информации об эффективности функционирования организаций, вовлеченных в бюджетный процесс.
К достоинствам аудита эффективности относят: 1.расширение границ финансового контроля за пределы формальных оценок распределения ресурсов до улучшения экономических объектов их осваивающих; 2.комплексный анализ причин неэффективного использования бюджетных средств в разрезе их получателей; 3.создание условий для борьбы с коррупцией в органах власти путем предоставления информации об использовании бюджетных средств; 4.предоставление законодательным органам власти возможности оценить результативность принятия решений по регулированию бюджетного процесса; 5.обеспечение органов исполнительной власти информацией и рекомендациями по повышению эффективности использования ресурсов; 6.воздействие на разработку стратегических решений в области финансовой политики.
Цель аудита эффективности состоит в оценке результативности произведенных расходов на основе отчетных данных после осуществления финансирования программы.