Место аудита в системе финансового контроля

АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Финансовый контроль является составной частью управления экономически­ми объектами и процессами, включающей наблюдение за ними с целью проверки соответствия их желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному зако­нами, другими нормативными актами, а также программами, планами, договора­ми. В России финансовый контроль осуществляется в виде государственного фи­нансового контроля, общественного контроля и аудиторской деятельности, кото­рая находится в постоянном совершенствовании в соответствии с потребностями правового государства [6].

Для того, чтобы определить место аудита в системе финансового контроля, необходимо рассмотреть основные его виды, приведенные в следующей класси­фикации (рис. 1.1):

Финансовый контроль

Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru По субъектам, осуществляющим контроль

По содержанию

По способам проведения



Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Государственный

Бюджетный

Ревизия



Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Вневедомственный

Внутриведомственный

Общественный

I Независимый (аудиторский)

Налоговый

Банковский

Валютный

Таможенный

Страховой надзор

Обследование

Следствие

Наблюдение

Мониторинг

I Аудиторская проверка



Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru По времени проведения

По источникам информации



Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Место аудита в системе финансового контроля - student2.ru Предварительный Текущий Последующий Документальный

Фактический

Рис. 1.1. Классификация видов финансового контроля

1) по субъектам, осуществляющим контроль:

а) государственный - включает контроль за исполнением федерального бюд­жета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, за организацией денежно­го обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственно­го внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Он в свою очередь делится на:

- внутриведомственный - производится министерствами за деятельностью подведомственных организаций;

- вневедомственный - осуществляется департаментом государственного фи­нансового контроля и аудита Минфина России в отношении различных организа­ций в виде ревизии производственно-хозяйственной деятельности;

б) общественный - это контроль, осуществляемый общественными организа­
циями (объединениями), гражданами за деятельностью исполнительных органов
государственной власти и органов местного самоуправления на основе добро­
вольности и безвозмездности;

в) независимый (аудиторский) контроль - представляет собой форму незави­
симого вневедомственного финансового контроля (негосударственный финансо­
вый контроль), который осуществляется независимыми экспертами (аудиторами)
над деятельностью предприятий и организаций с целью установления достовер­
ности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соот­
ветствия совершенных ими финансово-хозяйственных операций действующему
законодательству;

2) по содержанию:

а) бюджетный - составная часть государственного финансового контроля, по­
средством которого в процессе составления проекта бюджета, его рассмотрения и
составлении отчета о его исполнении проверяется образование, распределение и
использование бюджетных средств;

б) налоговый - единая система учета налогоплательщиков и имущества, под­
лежащего налогообложению, а также контроль за надлежащим исполнением на­
логового законодательства [16];

в) банковский - контроль, осуществляемый банками за целевым расходовани­
ем выданных кредитов, если это оговорено кредитным договором, либо за расхо­
дованием средств неплатежеспособного должника до признания его банкротом, а
так же контроль со стороны центрального банка за деятельностью коммерческих
банков;

г) валютный - система, посредством которой государство регулирует порядок
обладания иностранной валютой и проведения операции с ней. Основная задача
такого контроля - направление валютных средств на обеспечение необходимых
закупок по импорту и прочие целевые расходы;

д) таможенный - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами
в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Фе­
дерации;

е) страховой надзор - контроль за деятельностью страховых учреждений, осу­
ществляемый государственными органами (Росстрахнадзор);

3) по времени проведения:

а) предварительный - проводится до принятия управленческих решений и со­
вершения хозяйственных операций;

б) текущий - проводится в процессе совершения различных хозяйственных
операций;

в) последующий - осуществляется после совершения хозяйственной операции. Он применяется при проведении ревизии и при организации аудиторских прове­рок;

4) в зависимости от источников информации:

а) документальный - предусматривает использование первичных документов
для установления достоверности и законности совершаемых хозяйственных опе­
раций, составление учетных регистров и отчетов;

б) фактический - является контроль, при котором количественное и качест­
венное состояние проверяемого объекта устанавливается путем обследования и
других способов проверки фактического состояния объектов;

5) по способам проведения:

а) ревизия - это система обязательных контрольных действий по документаль­ной и фактической проверке производственной и финансово-хозяйственной дея­тельности организаций за определенный период с целью установления законно­сти, достоверности и экономической целесообразности проведенных хозяйствен­ных операций;

6) обследование - изучение, анализ финансово-хозяйственной деятельности
компаний, предпринимателей, состояния домашних хозяйств, семейных бюдже­
тов, проводимое государственными органами или независимыми экспертами;

в) следствие - процессуальное действие, в ходе которого устанавливается ви­
новность отдельных лиц в совершении тех или иных нарушений законности, свя­
занных с присвоением денежных средств, материальных ценностей, бесхозяйст­
венностью, должностными злоупотреблениями и др. оно осуществляется судебно-
следственными органами и регулируется процессуальным законодательством.

г) наблюдение - констатация факта, сделанная в ходе проверки и основанная
на объективном доказательстве;

д) мониторинг - постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью
выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предпо­
ложениям;

е) аудиторская проверка (аудит) - это сбор, оценка и анализ аудиторских дока­
зательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подле­
жащего аудиту. Результатом проверки является выражение мнения аудитора о
правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской от­
четности этого экономического субъекта [1,6,11, 30, 32].

Таким образом, аудит в системе финансового контроля занимает место в каче­стве негосударственного независимого контроля и имеет свои особенности и от­личительные черты. В отличие от государственного финансового контроля аудит выступает в качестве консультанта, помощника для специалистов, занимающихся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудитор не только оценивает достоверность финансовой отчетности предприятия, законность со­вершенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошиб­ки, исправить их, а также рекомендует усовершенствовать систему учета, позво­ляющую в дальнейшем максимально избегать ошибок.

Иногда студенты путают понятия «ревизия» и «аудиторская проверка», поэто­му в табл. 1.1 приведены их сходство и различие.

Таблица 1.1 Сходство и различие ревизии и аудиторской проверки

Критерий Ревизия Аудиторская проверка
Сходство
Предмет проверки - финансовое состояние хозяйствующих субъектов; - ведение бухгалтерского учета; - достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности; - соблюдение финансового законодательства РФ при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности
Техника проведения Используются одинаковые подходы к подготовке, планированию и со­ставлению программы контрольного мероприятия, сбору доказа­тельств и их документированию и т.д.
Различие
Цель Выявление, локализация (объе­динение) и оценка недостатков хозяйственной деятельности, выявление нарушений и зло­употреблений Выражение мнения о достоверно­сти финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета зако­нодательству РФ
Организация проведения Назначается в административ­ном порядке вышестоящим зве­ном управления или государст­венным контрольным органом. Обязательны является отчет пе­ред ними о результатах ревизии (вертикальные связи) Равноправие сторон договора на проведение аудиторской проверки (горизонтальные связи)
Субъект контроля Ревизор - контролер Аудиторская фирма или аудитор
Характер деятельности Исполнительская деятельность, выполнения распоряжений Предпринимательская деятельность по независимой проверке и оказа­ния сопутствующих аудиту услуг
Объект контроля Все, что нарушает действующее финансовое законодательство Все, что искажает финансовую (бухгалтерскую) отчетность, ухуд­шает финансовое положение клиен­та
Практические задачи Пресечение и предотвращение в дальнейшем нарушений и зло­употреблений, улучшение дея­тельности подконтрольных уч­реждений и организаций Помощь и консультация по улуч­шению финансового положения клиента
Оплата труда Труд ревизора оплачивает госу­дарственный орган, назначив­ший ревизию Работа аудитора оплачивается кли­ентом согласно заключенному до­говору

Окончание табл. 1.1

Критерий Ревизия Аудиторская проверка
Результаты (итоги) Составляется акт ревизии, кото­рый содержит результаты реви­зии, а именно выявленные не­достатки, нарушения и факты необеспечения сохранности де­нежных средств и материальных ценностей. Итоги ревизии пре­даются гласности. Организуется контроль за фак­тическим выполнением реше­ний, принятых по результатам ревизии Итоги аудиторской проверки оформляются в виде аудиторского заключения, которое является офи­циальным документом, предназна­ченным для пользователей финан­совой отчетности аудируемых лиц. Он содержит конфиденциальную информацию

Понятие и цель аудита

Исторической родиной аудита в современном его понимании считается Анг­лия, где в 1844 году была принята серия законов о компаниях, которые обязаны были не реже одного раза в год приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

Во Франции закон «Об обязательном аудите» был принят в 1867 году, в США - в 1937 году, первые аудиторские фирмы России появились в 1987 - 88 годах.

Аудит (от латинского «он слышит», «слушатель») - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и индивидуальных предпринимателей (ау­дируемых лиц) [18].

Целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бух­галтерского учета законодательству Российской Федерации.

По отношению к пользователям информации аудит можно классифицировать на внутренний и внешний. Выше дано определение внешнего аудита и далее в по­собии мы будем говорить в основном о нем.

И внешний и внутренний аудит должен быть независимым, т.е. при выполне­нии своей работы аудиторы не могут быть поставлены в зависимость от выполне­ния каких бы то ни было требований аудируемых и третьих лиц о содержании вы­водов и рекомендаций, сделанных в результате проверки (более подробно этот вопрос будет раскрыт в вопросе 3.4).

Под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности, которая позволяет этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности и прини­мать обоснованные решения. Мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской организацией соответствия

этой отчетности во всех существенных отношениях нормативным актам, регули­рующим порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской от­четности в Российской Федерации.

Для выполнения поставленной цели аудитору необходимо предусмотреть вы­полнение следующих задач [30, 32]:

а) составление плана и программы проведения аудита;

б) оценка аудиторского риска и определение уровня существенности;

в) формулирование принципов документирования аудита, определение поряд­
ка составления и хранения рабочей документации;

г) выявление видов, источников и способов получения аудиторских доказа­
тельств;

д) выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого
лица.

Наши рекомендации