Патенты как средство защиты интеллектуальной собственности.
Интеллектуальный продукт выступает в качестве товара, требует особого подхода при работе с ним, при этом необходимо обязательно учесть такие особенности как: 1. необходимость создания соответствующей системы правовой защиты интеллектуального продукта, предохранения его собственника (изобретателя, автора) от недобросовестной конкуренции, незаконного копирования; 2. наличие правовой защиты в виде патента, лицензии, других средств создают собственнику интеллектуального продукта монопольное положение на рынке в течение длительного периода времени (15-20 лет). Это позволяет собственнику проводить эффективную производственно сбытовую, ценовую и товарную политику, наращивать прибыль не только путем собственного производства товаров, но и за счет получения дохода от продажи лицензий на его выпуск другим производителям; 3. защищенность товаров патентами, это дополнительная для инвестора гарантия эффективности его капитальных вложений. Под интеллектуальной собственностью понимаются результаты интеллектуальной деятельности ученых, исследования других специалистов, обладающие определенной новизной и охраняемые изобретательским и авторским правом. Следовательно, интеллектуальная собственность включает права относительно к литературным, художественным, и научным изобретениям и исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телепередачи, торговым знакам, фирменным наименованиям и т.д. Составной частью интеллектуальной собственности является промышленность собственника, связанная с интеллектуальной деятельностью в сфере материального производства. Согласно Парижской конвенции по охране промышленной собственности, принятой в 1883г, такого рода собственность охватывает широкий круг объектов изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, фирменные наименования и т.д. К видам объектов промышленной собственности согласно действующему в РФ законодательству относятся: 1) изобретения; 2) полезная модель – это конструкция выполненных средств производства предметов потребления и их составных частей; 3) промышленный образец, документы, удостоверяющие приоритет, авторство исключительное право использования объекта промышленной собственности: патент на изобретение действует в течение 20 лет; свидетельство на полезную модель – 5 лет; патент на промышленный образец – 10 лет. Условия патентоспособности: новизна и промышленная применимость для всех видов промышленной собственности; изобретательский уровень для изобретений и оригинальный для промышленного образца. Автор – это физическое лицо, творческим трудом которого создан объект промышленной собственности. Может быть несколько авторов, если в создании объекта участвует несколько физических лиц. Порядок пользования правами, принадлежащим авторам определяется соглашением между ними. Не признаются авторами физические лица, не внесшие личного творческого вклада в создание объектов промышленной собственности. Следует заметить, что в особо полной юридической защите нуждаются результаты деятельности в виде изобретений, т.е. такие результаты, которые обладают новизной и промышленно применимы. Защита результатов НИОКР патентами- это важная задача любого предприятия, поскольку без правой защиты, они легко могут стать жертвами конкуренции, конкуренты получают возможность экономии времени и средств на НИОКР и получают за счет этого дополнительную прибыль, рост своей доли рынка. Если при этом конкуренту удастся еще и запатентовать чужую незащищенную работу, то это поставит под угрозу выпуск продукции на предприятие, первоначально владеющей данной технологией.
Патент – это документ, удостоверяющий изобретение, авторство и исключительное право патентообладателя на изобретение. Такого рода право имеет особую значимость, поскольку при его наличии возникает возможность в пределах действия патента производить и сбывать продукцию, воплощающую соответствующие изобретения по монопольно высоким ценам, тем самым исключается доступ конкурентов в запатентованной новинке и обеспечивает условия для получения дополнительной прибыли. Срок действия патента 15-20 лет. Целесообразность патентования определяется в соответствии с методиками по определению целесообразности патентования изобретений в РФ, за границей и подсчету экономической эффективности патентования. В соответствие с патентным законом РФ (92г), любое лицо, не являющее патентообладателем, вправе использовать изобретение, промышленный образец, полезную модель, защищенную патентом, лишь с разрешения патентообладателя на основе лицензионного договора. Патентообладатель – это физическое или юридическое лицо, которому в соответствии с законодательством выдан патент на изобретение или свидетельство на полезную модель. Патент выдается: автору, любым лицам, при условии их согласия, которые указаны автором их правопреемниками в заявке на выдачу патента, работодателям, если иное не предусмотрено договором соавторства, в случае создания работником объекта промышленной собственности в связи с выполнением им своих служебных обязанностей, федеральному фонду изобретения РФ в случае приобретения им прав патентооблателя на договорной основе.
Лицензия – это разрешение на использование другим лицом или организацией изобретения, технологии, технических знаний и промышленного опыта, секрета производства, торговой марки, необходимой для производства коммерческой или иной информации в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение. Лицензионный договор - это соглашение, по которому патентообладатель обязуется предоставить право на использование охраняемого объекта промышленной собственности другому лицу, обязанному вносить патентооблагаемые платежи и осуществлять иные действия согласия данному договору. Лицензиар – это патентообладатель, предоставляющий право на использование объекта промышленной собственности другому лицу. Лицензиат – лицо, получающее право на использование объекта промышленной собственности в соответствии с лицензионным договором. Цена на лицензию – должна обеспечить покупателю, несмотря на все виды издержек, возможность получать прибыль от реализации на рынке продукции, изготовленной по аналогичным технологиям и достаточно стабильную в течение длительного периода, как в РФ, так и за рубежом имеется специальные методики расчета цены лицензии. На практике доля продавца технологии в прибыли покупателя колеблется в пределах от 10 до 35%.