Методы изучения социально-экономических и политических процессов в Российской Федерации.

1.Метод опроса

Опрос- метод познания социального явления. Наиболее популярный и универсальный метод для получения первичных данных. Его специфика заключается в том, что истинным информатором является человек (респондент), участник исследовательских процессов.

Два метода опроса

- анкетирование

- интервьюирование

Качество зависит от содержания анкеты, качества работы анкетера от усилий и ситуаций проведения опроса.

Анкетирование - это письменный опрос на основе анкеты , с помощью которой опосредуется взаимодействие исследователя и респондента. Он чаще всего используется для сбора информации о массовых социальных явлениях. Анкетирование может использоваться при исследовании любой социальной проблемы, если для ее решения требуется информация о явлениях общественного и индивидуального сознания: потребностях, интересах, мотивах, установках, мнениях, ценностных ориентациях отдельных индивидов или целых социальных групп, а также объективных социальных фактах (организации труда и быта, образовании и квалификации, материальном стимулировании и т.п.). Анкета представляет собой строго упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов и высказываний, которые направлены на раскрытие содержания проблемы. Она имеет определенную структуру и состоит, как правило, из трех частей: вводной, основной и демографической («паспортички»).

Достоинствами метода анкетирования являются возможность получения в относительно короткий срок значительного объема эмпирической информации, а также обеспечение анонимности ответов; недостатком - невозможность проконтролировать ситуацию формулировки ответа, его самостоятельность, полноту.

Для более глубокого изучения проблемы, выяснения неточностей, противоречий, обнаруживающихся при обработке результатов анкетирования, может использоваться интервью как дополнение к анкетному опросу.

Интервью - метод сбора информации об исследуемом объекте в процессе личного общения с респондентом по специально составленному опроснику. Опросник может содержать прямо поставленные вопросы, ответы на которые позволят получить непосредственную информацию об интересующем явлении, а также суждения о возможных вариантах решения проблемной ситуации. По своей форме интервью бывает свободное (длительная в течение нескольких часов беседа по общей программе) и стандартизированное (проводится по детально разработанному плану, конкретизирующему содержание, последовательность вопросов и даже варианты возможных ответов). В случае, если необходимо быстро изучить мнение по тому или иному вопросу, применяется телефонное интервью.

Интервью позволяет получить малодоступную для других методов исследования информацию. Преимущество его в том, что благодаря непосредственному контакту с респондентом имеется возможность видоизменять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, ставить дополнительные вопросы, уточняя ответы, и тем самым обеспечивать получение более глубокой информации.

2.Анализ документов

Один из широко применяемых методов сбора первичной информации. К документам в социологии труда относятся печатные, рукописные и другие материалы, созданные для хранения и передачи социологической информации, которая накапливается в результате деятельности исследуемого объекта.Социологи используют в своей работе огромное количество различного рода документов: государственные и правительственные акты, речи политических руководителей, статистические сборники и многие др.

Классификация:

1.По статусу документы классифицируются на официальные и неофициальные.

2.По форме фиксирования информации документы классифицируются на письменные (рукописные, печатные, машинописные), иконографические (кино, фото, картины), фонографические ( магнитофонные записи, грампластинки).

3.По целевому назначению документы классифицируются на специальные (анкеты, тесты, протоколы наблюдений и др.) и косвенные (справочная и др. литература).

4.По выполняемым функциям документы классифицируются на информационно-регулятивные (служебная документация), коммуникативные и культурно-воспитательные (материалы общественно-политических организаций).

5.По источнику информации документы классифицируются на первичные (отчеты конкретных социологических исследований) и вторичные (монографии, учебные пособия).

Существует множество методов анализа документов. Все они могут быть разделены на два основных вида: традиционный (классический) и качественно-количественный (формализованный) анализ.

Традиционный анализ основывается на механизме глубокого понимания текста, направленного на интерпретацию сути информации, содержащейся в документах. Его можно подразделить на внешний (проверка подлинности документа, анализ "исторического контекста" документа и тех обстоятельств, которые сопутствовали его появлению) и внутренний (чтение содержания документа, выявление социальных факторов, обусловивших его появление).

Косвенно-количественный анализ используют для преодоления субъективности традиционного анализа, более глубокого понимания содержания документа, а также при работе над документами, содержащими большие массивы информации. Он основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели, что делает измеримым качественное содержание документа, и результаты анализа становятся достаточно объективными.

3. Контент-анализ – это форма­лизованный (количественный) метод изучения документов, пред­полагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования и удобных для последующих обобщений. Процедура контент-анализа позволяет воссоздать социальную реальность по индикаторам, содержащимся в различных источниках информации. Как правило, такими источниками являются периодическая печать, радио- и телепередачи, информация сети интернет, одним словом, информация, имеющая значительный объем и тенденцию к постоянному обновлению.

Метод контент-анализа широко применяется в политологических исследованиях. Объектом их исследования выступают такие документальные источники, как: протоколы заседаний органов власти (Парламента, законодательных органов всех уровней), планы проведения заседаний, количество и содержательная сторона политических решений всех органов власти и многое другое. Например, в 1994 и 1995 годах анализировались президентские послания США Билла Клинтона. Послания содержат от 7 до 10 тысяч слов. Сначала были сформированы категории слов, относящихся к экономике, бюджету страны, образованию, преступности, вопросам семьи, международным делам, социальной помощи. По изменению относительных частот в посланиях 1994 и 1995 годов были сделаны выводы об изменении политики государства в различных областях. Аналогичные исследования начали проводиться с посланиями президента России.

Контент-анализ может быть содержательным и структурным. Со­держательный контент-анализ сосредоточивает внимание исследова­теля на содержании сообщения, тогда как структурный — на количе­стве и особенностях упоминания контрольного термина или имени в тексте сообщения.

^ Основными задачами контент-анализа являются.
1.Выявление и оценка характеристик текста как признаков отдель­ных сторон исследуемого объекта.

2.Выяснение причин или условий, повлиявших на соответству­ющие особенности текстового сообщения.

3.Оценка эффекта воздействия сообщения на аудиторию, установ­ление адресных точек такого воздействия.

4.Фокус-группа.

Применяется для проверки гипотез по раннее неизвестным для населения новым явлениям. Реализация данного метода предполагает формирование нескольких дискуссионных групп (чаще – по 10-12 чел.) и проведение в них обсуждения исследуемой проблемы с целью ее более глубокого понимания и поиска оптимальных путей решения. Фокус внимания участников групповых дискуссий при этом сосредоточивается на каком-то одном, естественно, важном аспекте проблемы, а внимание исследователей фокусируется на выяснении мнений участников по поставленному вопросу, на значении различных точек зрения представителей разных социальных категорий, а также на поиске возможных путей достижения консенсуса.

Продолжительность заседания фокус-группы. Как правило, фокус-группа длится не более, чем 1,5-2 часа. Иногда целесообразно проводить короткие заседания групп (30-40 мин). В исключительных случаях, когда метод фокус-групп играет роль основного способа интеграции новых идей, продолжительность группового обсуждения достигает 6-8 часов. На завершающем этапе: а) обрабатываются стенограмма (видеомагнитофонная запись) заседания и протоколы наблюдений, составленные ассистентами ведущего; б) формулируются основные выводы о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы; в) полученные материалы и заключения сопоставляются с итогами аналогичной дискуссии в других фокус-группах, на основе чего определяются общие результаты проводимого исследования.

Наши рекомендации