Тема: «Понятие «трудового права»»
1. Предмет трудового права (ТП)
2. Метод ТП
3. Система ТП
4. Принципы ТП
5. Функции ТП
Труд – это целенаправленная деятельность человека, реализация его физических и умственных способностей для получения определенных материальных или духовных благ. Труд может быть индивидуальным (на своем садово-огородном участке или кустаря-одиночки и т.д.) и в общественной кооперации труда (на производстве). Нормы трудового права регулируют труд только в общественной кооперации труда и не регулируют индивидуальный труд.
Общественная организация труда – это совместный труд как кооперация труда для получения определенного продукта данного производства, в том числе и духовного (оркестровая музыка, театр и т.д.), деятельности по управлению или оказанию определенных услуг сферы обслуживания населения (медицина, образование и т.д.). Общественная организация труда в любом обществе имеет две стороны: техническую и социальную. Право не регулирует техническую сторону (технологические процессы производства определенного продукта, работу техники, машин и т.д.). Здесь применяются технические правила, которые в разных странах могут быть одинаковыми. Право регулирует социальную сторону общественной организации труда – общественные (социальные) отношения по труду на производстве.
1. Предмет ТП
Предмет ТП – общественные отношения, регулируемые нормами права.
Для выделения предмета ТП существует 2 критерия:
- экономический: труд делится на самостоятельный и несамостоятельный (наёмный); самостоятельный труд осуществляется чел-ком в своём интересе и на основе собственных средств производства, несамостоятельный труд – если нет средств производства, то для реализации своих способностей к труду заключается трудовой договор;
- социальный: социальный характер отросли ТП выражается в том, что с помощью норм данной отрасли необходимо уровнять положение экономически неравных субъектов, что происходит за счёт большей защиты слабой, в экономическом отношении, стороны трудового договора.
Предмет ТП является сложным и неоднородным. Сложность определяется, во первых, в сложности самого индивидуального трудового правоотношения, во-вторых неоднородностью структуры предмета, поскольку помимо индивидуального трудового правоотношения в предмет входят иные непосредственно связанные с трудовыми отношениями.
Индивидуально-правовое отношение является ядром предмета правоотношения. Его называют сложным, поскольку они выражаются в целом комплексе прав и обязанностей. Индивидуально-правовое отношение - отношение между работником и работодателем.
Трудовое правоотношение – это отношение, основанное на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работником правилам внутреннего трудового распорядка, при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных нормативно-правовыми актами и соглашениями.
Признаки индивидуального правового отношения:
- работник выполняет не конкретную работу, а работу определённого рода, т.е. трудовую функцию;
трудовая функция обладает характером определённости, т.е. содержание трудовой функции постоянно и не может изменяться без согласия сторон;
трудовая функция – это работа в определённой должности, специальности, профессии с указанием квалификации, либо другая, обусловленная соглашением сторон работа, носящая регулярный характер;
- организационный характер, что предполагает подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка работодателя, а также их требованиям и распоряжениям;
- поскольку труд неотделим от личности, работник обязан выполнять работу лично;
- индивидуальное правовое отношение (ИПО) является длящимся – оно не прекращается выполнением какого-либо обязательства работником;
- возмездный характер трудового правоотношения;
- коллективный характер труда.
Иные, непосредственно связанные с трудовыми, отношения:
- отношения по трудоустройству, которые включают в себя 3 вида отношений:
* между органами по трудоустройству и гражданином;
* между органами по трудоустройству и работодателем;
* между работником и работодателем по трудоустройству;
- коллективные трудовые отношения, прямо они в статье 1 не указываются, однако представлены 3 вида коллективных правоотношений:
* отношения по организации труда и управлению трудом;
* отношения по социальному партнёрству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
* отношения по участию работников и их представителей в установлении условий труда и применение трудового законодательства в установленных законом случаях;
- отношения по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации непосредственно у данного работодателя (статья 197 Трудового Кодекса);
- отношения по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
- отношение по государственному контролю и надзору, по профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- отношения по разрешению трудовых споров (индивидуальных и коллективных);
- отношения по обязательному социальному страхованию в случаях предусмотренных ФЗ (включено в предмет с 2009 года, а с 2001 действует Трудовой Кодекс).
2. Метод ТП
Метод ТП – это совокупность приёмов и способов, с помощью которых законодатель воздействует на общественное отношение, входящее в предмет.
Специфика методов ТП:
- сочетание императивного и диспозитивного регулирования;
императивные нормы регулируют наиболее важные для государства общественные отношения, связанные с трудом, государство устанавливает минимальные гарантии каждого работника;
всё, что улучшает положение работника, а также вопросы, прямо отнесённые к законам в сфере ведения работодателя, а также договорной сфере, регулируются в диспозитивном порядке;
- равенство во время заключения договора, которое после заключения договора сменяется подчинением работника власти работодателя; подчинение нормативной распорядительной и правоприменительной власти работодателя.
- состоит в уровнях правового регулирования трудовых отношений (централизованные и децентрализованные уровни (государство (РФ и субъекты РФ), соглашение генеральные, региональные, отраслевые и т.д.; локальный уровень (у конкретного работодателя)));
- способы защиты:
* судебный способ защиты;
* рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров, при этом органы по рассмотрению трудовых споров могут иметь как государственную и негосударственную природу;
- единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений;
дифференциация осуществляется по различным критериям:
* объективные критерии: условия труда (вредные, опасные условия труда), местность;
* субъективные претензии: возраст, пол, состояние здоровья;
дифференциацию необходимо отличать от дискриминации.
3. Система ТП
ТП, как отдельная самостоятельная отрасль, представляет собой определённую систему, т.е. совокупность взаимосвязанных между собой норм.
Система отросли ТП обусловлена её предметами.
В системе выделяют:
- общая часть: нормы, имеющие общие значения, т.е. распространяющиеся на все трудовые отношения, на всех работников и работодателей;
закрепляется общая часть в 1 и 2 разделах Трудового Кодекса (ТК):
*в 1 – предмет, цели, задачи, принципы, понятия, права и обязанности работника и работодателя ТП,
*во 2 – социальное партнёрство;
- особенная часть: объединяет нормы институтов регулирующих либо отдельные стороны индивидуального трудового правоотношения, либо нормы институтов непосредственно связанных с трудовым.
От системы отрасль ТП необходимо отличать систему науки ТП, которая в основном соответствует системе ТП, однако система науки шире, чем система отрасли ТП.
Система науки изучает саму отрасль, её развитие, эффективность норм и т.д.
Наука исследует не только действующее законодательство, но и предмет, метод, функции ТП и т.д.
В науку ТП входит и международное право и зарубежное ТП.
Система науки делится на общую и особенную часть.
От системы ТП необходимо отличать и систему трудового законодательства. Если система права включает в себя правовые нормы, то система законодательства представляет собой совокупность нормативных актов о труде. Трудовой кодекс (ТК) разработан с учётом системы ТП, однако не совпадает с ней. Так, ТК содержит специальную часть, нормы которой устанавливают особенность правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников. Однако институтами они не являются, однако устанавливают ограничения и дополнения к общим нормам права.
4. Принципы ТП
Принципы права – основополагающие и руководящие идеи, исходные положения, составляющие основу права, и определяющие общую направленность развития правовых норм.
До принятия ТК вопрос о принципах ТП рассматривался лишь в науке.
В ТК 2001 принципам посвящена статья 2.
Принципы ТП соответствуют международным принципам правового регулирования труда, изложены декларацией МОТ (Международная организация труда) «Об основополагающих признаках и правах в сфере труда и механизме её реализации» 1998. К ним относятся:
- свобода объединения, ведение коллективных переговоров;
- упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
- запрещение детского труда;
- недопущение дискриминации в области труда.
Необходимо разграничивать принцип права и норму права. Будучи закрепленными нормативно, принципы не сливаются с нормами, принцип не содержит гипотезу диспозиции и санкции, кроме того принципы могут проваляться не в одной форме, а во множестве. Но закреплённые в праве принципы проявляются через нормы, а нормы должны соответствовать принципам.
Принципы и субъективные права – это не одно и тоже.
Субъективное право – это мера возможного и дозволенного поведения, а принцип права, который выглядит как субъективное права обозначает роль государства в закреплении определённого уровня гарантий, т.е. это объективное право.
Различают принципы общеправовые, межотраслевые и отраслевые:
* общеправовые принципы – это принципы, которые определяют сущность правового регулирования всего права в целом, его отраслей и институтов (законность равенства, гуманизм и т.д.)
* межотраслевые принципы – принципы, которые определяют сущность 2 более отраслей:
- принцип свободы труда (статья 37 Конституции)
- право на охрану здоровья (статья 41 Конституции)
- право на образование (Статья 43 Конституции)
- право на объединение (статья 30 Конституции)
* отраслевые принципы – принципы, которые распространяются на одну отрасль
- вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и ни ниже минимального размера оплаты труда
- право на отдых, включая отпуск (согласно Конституции, право на отдых имеют лица, работающие по трудовому договору)
Выделяют и внутриотраслевые принципы, свойственные отдельным институтам или подинститутам (статья 24 принцип социального партнёрства ТК).
Недостатки статьи 2:
- принципов перечислено 19 и для основных начал это много, как следствие, некоторые принципы называются неоднократно через различные формулировки; в тоже время в рамках одного принципа могут быть закреплены разные по содержанию принципы
- нет системы выражения принципов
- многие принципы сформулированы в виде обеспечении прав работников и работодателей, что дублируют статьи 21-22
5. Функции ТП
Функции – это основные направления правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет трудового права (ТП).
Как праву вообще, ТП присущи такие общие функции, как регулятивная о охранительная:
- регулятивная – устанавливает позитивные правила поведения, права и обязанности субъектов права;
- охранительная – охрана отношений и выражается также в установлении ответственность за совершение правонарушения в области трудовых отношений (ТО) (дисциплинарная материальная ответственность).
Выделяют также воспитательную функцию, которая выражается в нормах по дисциплине труда, поощрении за труд, в материальной и дисциплинарной ответственности.
Специфическими отраслевыми функциями, присущими только ТП являются защитная (социальная) и экономическая (производственная). Эти функции определяются задачами трудового законодательства, а именно согласования сторон ТО и регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ним отношений.
Органически присущи ТП защитная и производственная функции, поскольку ТО противоречивы.
Защитная функция вытекает из природы ТП, поскольку ТП – это социальная отрасль и эта функция реализуется через воздействие на общественные отношения, связанные с защитой здоровья работников, закреплением и защитой их трудовых прав, обеспечении их условиями труда и т.д.
Производственная функция реализуется через воздействие на общественные отношения, связанные с производительностью труда, эффективностью производства, качеством работы.
Сочетание этих функций можно обнаружить в каждом институте ТП и провести грань иногда достаточно сложно.
Социальное партнерство в системе труда
1. Понятие, значение и основные принципы социального партнерства в сфере труда
Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями(представителями работодателей), органа государственной власти, органами местного самоуправления направленное на обеспечение согласований интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с трудовым отношений.
Причины возникновения:
- Экономическая.
Экономической основой выступает объективное и необходимое участие наемного труда в производственном процессе как результата производственной деятельности. Однако экономические интересы субъектов трудовых правоотношений противоположны, что порождает конфликт.
Вместе с тем стороны трудовых правоотношений заинтересованы в стабильности, что влияет на конкурентноспособность работодателей.
- Социальная.
Юридически стороны равны. Формальное равенство повлияло на возникновение возможности для работников объединяться, иметь своих представителей, предъявлять работодателю свои требования, выражать требования и предложения.
- Политическая.
Состоит в необходимости социального мира, который нужен как работодателю, так и работнику.
Социальное партнерство рассматривают в нескольких смыслах:
- Институт общей части трудового права. Глава о социальном партнерстве выделена в трудовом праве впервые.
- Социальное партнерство рассматривается в качестве одной из задач трудового законодательства, в соответствии с которым трудовое законодательство направленно на создание условий достижения оптимального согласования интересов стороны трудового договора, а также интересов государства.
- Социальное партнерство рассматривает как способ регулирования социально-правовых отношений между работодателями и работником, охватывающих на взаимном учете интересов каждой стороны, его уважение и т.д.
- Соц. Партнерство рассматривается как принцип правового регулирования трудовых отношений(ст.2 ТК РФ).
- Социальное партнерство – это механизм реализации коллективных трудовых прав и обязанностей работниками и работодателями, а равно защиты этих прав в примирительно-посредническом порядке.
Принципы:
- Свободы ассоциаций и прав профсоюзов и иных представителей трудящихся
- Двустороннего и трехстороннего сотрудничества(бипартизм и трипартизм), многоуровневого сотрудничества
- Полномочности представителей сторон-социальных партнеров
- Добровольного и равноправного партнерства и обеспечения права на коллективный переговор
- Обязательности и надлежащего исполнения условий коллективных договоров и соглашений, заключенных в результате коллективных переговоров
- Примирительно-третейского разбирательства трудовых конфликтов путем переговоров и взаимных консультаций и права работников и работодателей на коллективные средства защиты
2. Стороны и органы социального партнерства
В соответствии со ст.25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных органов. Профсоюзы, их объединения иные профсоюзные организации. По представительству и защите интересов работников осуществляется по следующим правилам: в области коллективных трудовых прав и интересов профсоюзы представляют и защищают работников независимо от их членства в случае наделения их полномочиями на представительство. По вопросам индивидуальных прав и интересов – только своих членов. Порядок формирования единого представительного органа для участия в переговорной процедуре в случае если у работодателя действует несколько представителей работников. При рассмотрении коллективных трудовых споров главным является руководитель организации, индивидуальный предприниматель лично или уполномоченные ими лица. На уровне ведения коллективных переговоров заключение соглашений и формировании комиссий по регулированию трудовых отношений, интересы работодателя представляют соответствующие объединения, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов. От имени государства в социальном партнерстве на стороне работодателя выступают соответствующие органы исполнительной власти(федеральные, субъектов, местное самоуправление). Государство и местное самоуправление – лишь участник социального партнерства.
3. Система и формы социального партнерства
4. Коллективный договор: понятие, стороны содержание
5. Соглашение: понятие, виды, особенности.