Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Этапы освоения дисциплины:
Этапы | Результаты обучения | Формируемая компетенция (с указанием кода) | |
1 этап | Знания | 1. социальную ценность прав человека; сущность и содержание прав человека; элементы механизма защиты прав человека; основные институты прав человека | -осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); -добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); -способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); |
2.основные положения национального и международного законодательства в области прав человека | -способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); -способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); -готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); | ||
4. о проблеме нигилистического отношения к правам человека и правовым способам разрешения конфликтов | -имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); | ||
5. полномочия, структуры, порядок образования и деятельности правоохранительных органов РФ; их задачи и роль в механизме защиты прав человека. | -способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); | ||
6. о необходимости постоянного повышения профессионального уровня знаний и динамичности законодательства в области прав человека | -стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); | ||
2 этап | Умения | 1.анализировать юридические факты и правовые отношения с точки зрения нарушения прав человека; | -способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); -способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); -способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10); -способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); -способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); |
2.принимать правовые решения по защите прав человека в соответствии с международными нормами и законодательством РФ. | -способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); -способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); -владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); | ||
3 этап | Владения (навыки / опыт деятельности) | 1. навыками поиска и работы с международными договорами, резолюциями ООН и документами иных международных организаций; навыками поиска и работы с национальными правовыми актами; разрешения коллизий между ними | -способен толковать различные правовые акты (ПК-15); -владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); |
2.навыками анализа социально значимых проблем и процессов с точки зрения обеспечения прав человека; навыками разработки проектов нормативных правовых актов в сфере прав человека. | -способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16); | ||
Навыками публичного выступления в защиту нарушенных прав. | способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); | ||
Навыками работы в коллективе по решению различных ситуаций, связанных с правами человека | -обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); | ||
3.навыками составления правоприменительных и процессуальных документов (составлять жалобы в соответствующие международные организации, запросы и жалобы в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления) | -способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13); |
РЕЙТИНГ-ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Права человека и правозащитная деятельность
Направление «Юриспруденция»
Курс 1, семестр 1 2015/2016г.
Количество часов по учебному плану - 72 часа, в т.ч.аудиторная работа - 38 часов, самостоятельная работа – 34 часов, КСР -2 часа
Преподаватель: Тулупова Е.О., к.ю.н., доцент
Кафедра: теории государства и права
Виды учебной деятельности студентов | Балл за конкретное задание | Число заданий за семестр | Баллы | ||
Минимальный | Максимальный | ||||
Тема 1. Теория прав человека Тема 2. Глобализация и права человека. Международные стандарты в области прав человека Тема 3. Классификация прав человека | |||||
Текущий контроль | |||||
I. Аудиторная работа | |||||
2. Контроль самостоятельной работы студентов | |||||
3. Тестовый контроль | |||||
Рубежный контроль | |||||
1. Письменная контрольная работа | |||||
Тема 4. Понятие и субъекты правозащитной деятельности. Международный механизм защиты прав человека Тема 5. Региональный механизм защиты прав человека Тема 6. Национальный механизм защиты Тема 7. Право на жизнь и личную неприкосновенность. Запрет пыток Тема 8. Право на свободу совести и вероисповедания Тема 9. Право на доступ к правосудию и квалифицированную юридическую помощь | |||||
Текущий контроль | |||||
I. Аудиторная работа | |||||
2. Контроль самостоятельной работы студентов | |||||
Рубежный контроль | |||||
1. Письменная контрольная работа (тест) | |||||
Поощрительные баллы | |||||
1. Студенческая олимпиада (составление кроссвордов, презентаций, тестов) | |||||
2. Публикация статей | |||||
3. Работа со школьниками (кружок, конкурсы, олимпиады) | |||||
Посещаемость (баллы вычитаются из общей суммы набранных баллов) | |||||
1. Посещение лекционных занятий | -6 | ||||
2. Посещение практических (семинарских, лабораторных занятий) | -10 | ||||
Итоговый контроль | |||||
1. Зачет | - | ||||
Примерный перечень вопросов к зачету по курсу:
1. Понятие, сущность и содержание прав человека. Классификация прав человека
2. Принципы прав человека
3.Глобализация: понятие, виды, значение для прав человека. Международные стандарты прав человека в современном государстве
4. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
5. Общая характеристика Международного Билля о правах человека
6. Право на жизнь и запрет смертной казни. Практика Европейского суда по правам человека.
7. Свобода совести и вероисповедания. Практика Европейского суда по правам человека.
8 Право на квалифицированную юридическую помощь и доступ к правосудию. Практика Европейского суда по правам человека.
9. Понятие, элементы и уровни механизма защиты прав человека
10. Структура ООН. История создания. Роль и функции ООН
11. Конвенционные органы ООН по правам человека в механизме защиты прав человека
12.Совет Европы: общая характеристика. Роль и функции в защите прав человека
13. Общая характеристика Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
14. Деятельность Европейского суда по правам человека. Критерии приемлемости жалобы.
15.Государственные судебные способы защиты прав человека.
16. Государственные внесудебные способы защиты прав человека
17. Негосударственные способы защиты прав человека
18. Уполномоченный по правам человека РФ
19. Правозащитная деятельность прокуратуры
20. Конституционный суд в механизме защиты
21. Адвокатура в механизме защиты прав человека
22. НПО
23. Суды общей юрисдикции в механизме защиты прав человека
24. Жалобы российских граждан в Европейском суде по правам человека
25. Европейский механизм защиты
26. Влияние международных стандартов на законодательство РФ
27. Органы исполнительной власти в механизме защиты прав человека
ВАРИАНТЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Тема: «Уполномоченный по правам человека в РФ»
1.Назовите фамилию человека, который стал первым Уполномоченным по правам человека в России?
1 Лукин В. П.
2 Ковалев С. А.
3 Миронов О. О.
4 Лаптев П. А.
2Кто назначает Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации?:
1 Президент Российской Федерации
2 Государственная Дума РФ
3 Прокурор РФ
4 Министр юстиции РФ
3.На какой срок назначается Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации?:
1 на 3 года
2 на 5 лет
3 на 10 лет
4 на 1 год
1 гр. Прикоткин
2 гр. Наливайко
3 гр. Прикоткин и гр. Наливайко
4 гр. Прикоткин, гр. Наливайко и г-н Шнейдер
4.Чьи действия (решения) не могут быть предметом жалобы, рассматриваемой Уполномоченным по правам человека в РФ?:
1 государственных органов
2 органов местного самоуправления
3 юридических лиц
4 государственных служащих
5. В течение какого срока Уполномоченный уведомляет заявителя о дальнейшей судьбе его жалобы?:
1 7 дней
2 10 дней
3 1 месяц
4 3 дня
6. Ниже приведены высказывания об Уполномоченном по правам человека в РФ. Одно из них ложное. Какое?:
1 проведя проверки по жалобе, Уполномоченный вправе: беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, воинские части и т.д.
2 Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей
3 по результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный выносит свое заключение, которое носит обязательный характер (т.е. подлежит беспрекословному исполнению в течение месяца с момента его вынесения)
4 должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные документы и информацию, необходимую для осуществления его полномочий
7. Какой (какие) из перечисленных документов, обязательно должен быть приложен к жалобе, которая направляется Уполномоченному?:
1 квитанция об уплате госпошлины
2 копии решений, принятых по жалобе, ранее рассмотренной в судебном или административном порядке
3 копия паспорта заявителя
4 все вышеперечисленные
9. Какой субъект РФ впервые учредил должность Уполномоченного по правам человека?:
1 Республика Башкортостан
2 Республика Татарстан
3 Республике Марий Эл
4 Республика Саха (Якутия)
ВАРИАНТ ЗАДАЧИ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Однажды вечером отдел по борьбе с наркотиками произвел масштабную проверку в ресторане «Одуванчик» в городе Москва. Телесные повреждения были нанесены находившимся там (и совершенно ни в чем не виновным) гражданину России Прикоткину, гражданину Украины Наливайко и некоему г-ну Шнейдеру, лицу без гражданства (незаконно находящегося на территории Российской Федерации). Кто из них в принципе может обратиться с жалобой к Уполномоченному по правам человека в РФ?
Примерная тематика научных статей:
1. Общая характеристика национальной системы законодательства Российской Федерации о политических и гражданских правах и свободах.
2. Жизнь человека – как неотъемлемое естественное право и объект правовой охраны. Права человека, обеспечивающие жизнь и ценность человеческой личности. Элементы права на жизнь. Широкий и узкий подход к пониманию права на жизнь.
3. История законодательного закрепления права на жизнь.
4. Абсолютность права на жизнь. Позитивный характер права на жизнь.
5. Международные стандарты о праве на жизнь. Право на жизнь в национальном законодательстве Российской Федерации.
6. Проблема законодательного определения человека и юридическое определение начала индивидуальной жизни человека. Определение смерти. Момент начала и окончания права на жизнь в юридической доктрине и законодательстве. Репродуктивные права.
7. Право человека на свободное распоряжение жизнью. Правовое регулирование вопросов «жизни» и «смерти» как инструмент государственной политики. Проблема эвтаназии и сметной казни. Право на жизнь нерожденного ребенка.
8. Практика Европейского суда по правам человека по ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
9. Проблема доступа граждан к правосудию. Доступ к правосудию как общечеловеческая ценность. Развитие идей о доступности правосудия. Что понимать под "доступом к правосудию"? Доступ к правосудию и доверие граждан суду.
10. Понятие и элементы права на доступ к правосудию. Соотношение права на доступ к правосудию и судебную защиту. Доступ участников процесса к правосудию в целях проверки законности, обоснованности и справедливости судебных решений. Организационно-правовые и технические аспекты доступа граждан к правосудию.
11. Европейский суд по правам человека о праве на доступ к правосудию (ст. 6 Европейской конвенции). Практика Конституционного суда РФ.
12. Факторы, мешающие осуществлению правосудия и достижению справедливого, состязательного и открытого процесса. Недостатки судебной системы и судебной реформы на современном этапе в РФ.
13. Конституционное право на юридическую помощь. Квалифицированная юридическая помощь: понятие, содержание. Доступность юридической помощи как конституционный принцип.
14. Международные стандарты о праве на юридическую помощь.
15. Оказание бесплатной юридической помощи населению.
16. Правосудие как одна из форм оказания юридической помощи. Функция оказания юридической помощи в деятельности прокуратуры, Уполномоченного по правам человека и т.д.
17. Оказание юридической помощи населению нотариатом. Обеспечение квалифицированной юридической помощи как главная публично-правовая функция адвокатуры.
18. Европейский суд по правам человека о праве на квалифицированную юридическую помощь. Практика Конституционного суда РФ.
19. Международные стандарты и основные документы в области прав человека
20. Причины создания ООН. Устав ООН 1945 г. Лига Наций как предшественница ООН.
21. История принятия Всеобщей Декларации прав человека, ее значение. Содержание, принципы, нормы Всеобщей Декларации прав человека.
22. Юридическая природа общепризнанных принципов и норм международного права.
23. Этапы создания Билля о правах. Значение входящих в него документов.
24. Основные документы, регулирующие права лиц, нуждающихся в особой защите. Понятие категорий лиц, нуждающихся в особой защите.
25. Права женщин. Защита женщин от половой дискриминации в личной и общественной жизни. Защита от насилия и домогательств. Защита материнства.
26. Права ребенка. Законодательство РФ о правах детей и молодежи.
27. Права инвалидов.
28. Виды и основания классификации прав человека. Условный характер классификации.
29. «Поколения» прав человека.
30. Ограничения прав человека.
31. Понятие, признаки и виды гражданских прав. Структура и содержание гражданских прав и свобод человека.
32. Понятие, признаки и виды политических прав. Структура и содержание политических прав и свобод человека, их характеристика.
33. Права человека, связанные с участием в управлении государством.Право равного доступа к государственной службе.
34. Избирательные права. Активное и пассивное право. Понятие, содержание и природа экономических прав человека. Экономическая свобода.
35. Право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда. Право на отдых. Международное и внутригосударственное регулирование рынка труда.
36. Понятие, признаки и виды социальных прав. Структура и содержание социальных прав и свобод человека.
37. Понятие и сущность культурных прав.
38. Понятие и содержание экологических прав.
39. Внутригосударственные способы защиты прав человека в Российской Федерации
40. Актуальность проблемы защиты экономических и социальных прав человека в современном мире.
41. Права «второго поколения». Специфика второго поколения прав человека. Позитивный характер прав второго поколения. Социальное государство: понятие, принципы и функции. Причины и условия формирования социального государства. Пути формирования социального государства в условиях реформирования экономических отношений.
42. Социально-экономические права как конституционный институт обеспечения достойной жизни и свободного развития личности.
43. Экономические и социальные права и свободы человека и гражданина: понятие и система.
44. Социальные права: понятие. Социальные и экономические права в правовом статусе человека и гражданина.
45. Исторические вехи в развитии и закреплении социальных и экономических прав человека. Социальные и экономические права в правовом поле Международного Билля о правах человека. Международно-правовой анализ компетенции МОТ.
46. Европейские стандарты о социальных и экономических правах: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Значение Европейской Социальной Хартии и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в механизме защиты социальных и экономических прав человека. Европейская Социальная Хартия и Российская Федерация.
47. Общая характеристика национальной системы законодательства Российской Федерации о социальных и экономических правах и свободах, ее соотношение с международными нормами.
48. Конституционный суд РФ - как гарант социальных прав и экономической свободы.
49. Понятие правозащитной деятельности. Направления правозащитной деятельности. Субъекты правозащитной деятельности.
50. Институт омбудсмана на национальном, наднациональном и международном уровнях: возникновение и функционирование института омбудсмана в зарубежных странах (на примере отдельных государств).
51. Становление института омбудсмана в странах Содружества Независимых Государств.
52. Институт омбудсмана на международном и наднациональном уровнях. Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ.
53. Законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в РФ.
54. Уполномоченный по правам, человека: федеральный, региональный, специализированный.
55. Правозащитная деятельность прокуратуры в государственном механизме.