Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Направление подготовки : 38.03.02 – МЕНЕДЖМЕНТ

Направленность (профиль): ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Программа прикладного бакалавриата

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Факультет: экономический

Кафедра: финансов и кредита

Вологда

2016 г.

Составители рабочей программы

доцент,к.э.н. _________________ / Е.Г. Смирнова /

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры __________________________

Протокол заседания № 12 от « 23 » июня 2016 г.

Заведующий кафедрой

« 23 » июня 2016г. _________________ / Е.С. Губанова /

Рабочая программа одобрена методическим советом / комиссией

_______________________факультета.

Протокол заседания № ___от «_____»_________________2016г.

Председатель методического совета / комиссии

«___»________2016_г. _________________ / С.А. Клещ/

СОГЛАСОВАНО:

Представители работодателей и их объединений

(в т.ч. выпускники)

Начальник отдела корпоративного бизнеса АО

«Вологдабанк» ______________ / Малышев Р.Ю./

Председатель студенческого комитета по содействию

Повышения качества образования ВоГУ _______________ / Кутузова О.П. /

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения учебной дисциплины «История денежного обращения» являются:

1. Овладение студентами в процессе обучения и воспитания общекультурными и профессиональными компетенциями.

2. Развитие у студентов целеустремленности, организованности и культуры мышления.

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина «История денежного обращения» относится к вариативной части блока дисциплин модулей ОПОП ВО. Дисциплина изучается в 3-м семестре.

Для освоения данной дисциплины как последующей необходимо изучение следующих дисциплин ОООП: деньги, кредит, банки, микроэкономика для финансистов.

Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении следующих дисциплин и практик: налоги и налогообложение, финансовые рынки и финансовые институты.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

· Историю денег в первобытном обществе, их роль в кругообороте товаров, историю денег в Древней Руси с 9 по 16-е века, историю банкнот и монет царской России, эволюцию денег и денежных систем и их последующее развитие при проведении различных денежных реформ, историю денежных реформ СССР, историю денег разных стран и народов, современное развитие денег в разных странах (ОК-2, 4, 5, 6);

уметь:

· Определять особенности различных типов и видов денежного обращения и денежных систем, этапы эволюционного развития денежных систем, выявлять особенности и характеристики различных видов денег, способы фальсификаций и подделок денег в различных типах денежных систем (ОК-2, 4, 5, 6);

владеть/быть в состоянии продемонстрировать:

· Навыками определения характерных особенностей различных видов денег в истории денежного обращения, навыками определения эффективности функционирования денежных систем и денег в разных странах (ОК-2, 4, 5, 6).

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / МОДУЛЯ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 часов), в том числе в семестрах:

Семестр № Трудоемкость РПР, курсовая работа, курсовой проект,   Форма промежуточной аттестации
Всего Контактная работа СРС Экз.
ЗЕТ час. час. час. час.
Лк. Пр.     Зачет

Взаимосвязь тем в дисциплине отражает матрица межтематических связей. Элементы матрицы характеризуют последовательность изучения тем и факт принадлежности темы в соответствии с ее содержанием к опирающейся или опорной.

Распределение результатов обучения и компетенций по семестрам, темам учебной дисциплины с указанием видов учебной деятельности и их содержания, образовательных технологий, последовательности учебных недель, трудоемкости, форм текущего контроля и промежуточных аттестаций представлено в соответствующей таблице.

Матрица межтематических связей в дисциплине

  № п/п, наименование темы опорной    
1. История денежного обращения в первобытном мире 2. История денежного обращения разных стран и народов 3.История денежного обращения Древней Руси 4. История денежного обращения СССР  
1. История денежного обращения в первобытном мире   + + +  
2 История денежного обращения разных стран и народов     + +  
3. История денежного обращения Древней Руси         +  
4. История денежного обращения СССР          

№ темы п/п Результаты обучения поэтапно Семестр, тема. Виды учебной деятельности. Краткое содержание Образова-тельные технологии Неделя Трудоем-кость, час Форма текущего/ промежу-точного контроля
3 семестр  
  Тема: История денежного обращения в первобытном мире
Знать и понимать: задачи, цель и предмет дисциплины, основы и причины возникновения денег и их материальных носителей (ОК-2, 4, 5,6). Лекция 1: Необходимость и природа денег. Материальные носители денег. История возникновения и развития денег в Древнем мире. История чеканки денег. Монета и роль в ее возникновения государства. Появление драгоценных металлов в истории денег. Недостатки и достоинства древних денег, их роль в экономике. Интерактив – 1. Проблемная лекция 1, 2, 3,        
СРС:Изучение материала лекции 1.     1, 2, 3,    
Владеть навыками определения различных видов денег и их взаимодействия в различных экономических системах (ОК-2, 4, 5, 6). Практическое занятие 1 Необходимость и природа денег. Материальные носители денег. История возникновения и развития денег в Древнем мире. История чеканки денег. Монета и роль в ее возникновения государства. Появление драгоценных металлов в истории денег. Недостатки и достоинства древних денег, их роль в экономике. Интерактив -1.   1, 2, 3,     реферат
СРС:Решение задач.   1, 2, 3,   Проверка решения задач
Тема:История денежного обращения разных стран и народов
Знать и понимать: роль денег в древних цивилизациях и этапы исторического развития древних форм денег (ОК-2, 4, 5, 6). Лекция 2: История денежного обращения Древней Греции. История денежного обращения Древнего Рима. История денежного обращения Китая. История денежного обращения в США. История денежного обращения в Англии. История денежного обращения в западно-европейских странах. Интерактив – 1. Кейс-метод 5, 6, 7,     доклад
СРС: Изучение материала лекции 2.     5, 6, 7,    
Уметь применять теории денег в различных экономиках. Владеть навыками определения бумажных и кредитных денег, этапах эволюции и исторического развития разных видов денег (ОК-2, 4, 5, 6). Практическое занятие 2: История денежного обращения Древней Греции. История денежного обращения Древнего Рима. История денежного обращения Китая. История денежного обращения в США. История денежного обращения в Англии. История денежного обращения в западно-европейских странах. Интерактив-1. Семинар-дискуссия 5, 6, 7, доклад
СРС:Решение задач.   5, 6, 7,   Проверка решения задач
Тема:История денежного обращения Древней Руси
Знать и понимать сущность и типы денег и этапы их эволюции и исторического развития в экономике, роль денежных реформ в стабилизации денежного обращения, (ОК-2, 4, 5, 6). Лекция 3: История денежного обращения в Древней Руси с 9-го по 11-е века. История денежного обращения в Древней Руси с 12-го по 13-е века. Гривна. Златник. Сребреник. Гривна-куна, ногата, вечерица. Новгородская гривна. Московская гривна-рубль. Копейка 13-14 веков. Копейка Ивана Грозного. Елена Глинская и ее роль в централизации и унификации денежной системы Древней Руси. Петровские денежные реформы начала 18 века. Деньги Екатерины второй. Казначейские ассигнации конца 18 века. Деньги царской России 19-20 веков. Интерактив – 1. Лекция-визуализация 9, 10, 11,      
СРС: Изучение материала лекции 3.   9, 10, 11,        
Уметь применять знания о денежном обращении и его историческом развитии, появлении разных видов денег (ОК-2, 4, 5, 6). Практическое занятие : История денежного обращения в Древней Руси с 9-го по 11-е века. История денежного обращения в Древней Руси с 12-го по 13-е века. Гривна. Златник. Сребреник. Гривна-куна, ногата, вечерица. Новгородская гривна. Московская гривна-рубль. Копейка 13-14 веков. Копейка Ивана Грозного. Елена Глинская и ее роль в централизации и унификации денежной системы Древней Руси. Петровские денежные реформы начала 18 века. Деньги Екатерины второй. Казначейские ассигнации конца 18 века. Деньги царской России 19-20 веков. Интерактив-1.   9, 10, 11,   Реферат
СРС:Решение задач СРС: Решение задач   9, 10, 11, Проверка решения задач
Тема:История денежного обращения СССР
Знать и понимать сущность денежного обращения и его историческое развитие, роль денежных реформ и преобразований денежного обращения (ОК-2, 4, 5, 6). Лекция 4: Денежное обращение СССР с 1917 г. по 1921 г. Денежная реформа Сокольникова 1922 г. – 1924 г. Денежные реформы 1947 г., 1961 г. Деноминация рубля. Фальсификации и подделки денег и их выявление. Интерактив – 1. Лекция-визуализация 13, 14, 15,16,17          
СРС: Изучение материала лекции 4.     13, 14, 15, 16,        
Владеть навыками определения целей и задач, эффективности при проведении денежных реформ (ОК-2, 4, 5, 6). Практическое занятие 4: Денежное обращение СССР с 1917 г. по 1921 г. Денежная реформа Сокольникова 1922 г. – 1924 г. Денежные реформы 1947 г., 1961 г. Деноминация рубля. Фальсификации и подделки денег и их выявление. Интерактив – 1   13, 14, 15, 16,   Доклад
  СРС:Подготовка к аттестации    
ИТОГО Общий объем дисциплины      
в том числе: Контактная работа      
СРС      
Подготовка к промежуточной аттестации, аттестация     - Зачет  
                 

Примечание:

Основные электронные средства образовательного назначения:

Электронное средство коммуникации Формат материала
E-mail, форум, www, CD-ROM, NetMeeting, чат, Meeting room, ЛВС, ICQ, Skype и др. Текст, гипертекст, аудио-, видео-, мультимедиа материал, видеоконференция, диаграммы, схемы, тренажеры, графика, формулы и др.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

5.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Место дисциплины в структуре ОПОП, этапы формирования компетенций ОК-2, 4, 5, 6 в процессе освоения обучающимися ОПОП отражены в матрице междисциплинарных связей (п.4.2 ОПОП), в матрице компетентностно-дисциплинарных связей (п.4.3 ОПОП) и в п.2 настоящей рабочей программы дисциплины.

Перечень развиваемых в дисциплине компетенций, описание компетенций и этапы их формирования в процессе изучения дисциплины представлены в предшествующих п.п. 3 и 4.

5.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формировании, описание шкал оценивания

Оценивание уровня сформированности компетенций ОК-2, 4, 5, 6 у обучающихся на соответствие их подготовки ожидаемым результатам, описание их показателей, критериев и шкал оценивания в процессе освоения ОПОП осуществляется по курсам обучения по направлению подготовки и направленности (профилю) согласно сквозной программе соотнесения результатов промежуточных аттестаций обучающихся в дисциплинарном и компетентностном форматах (раздел 4.9. ОПОП).

Для процесса изучения дисциплины и проведения промежуточной аттестации описание показателей, критериев и шкал оценивания компетенций представлено в п.7.4 ОПОП.

При проведении промежуточной аттестации в форме зачета соответствие оценок и требований к результатам аттестации представляется следующим образом

Оценка Характеристика требований к результатам аттестации в форме зачета
«Зачтено» Теоретическое содержание курса освоено полностью без пробелов или в целом, или большей частью, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы или в основном сформированы, все или большинство предусмотренных рабочей программой учебных заданий выполнены, отдельные из выполненных заданий содержат ошибки
«Не зачтено» Теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые навыки работы не сформированы или сформированы отдельные из них, большинство предусмотренных рабочей учебной программой заданий не выполнено либо выполнено с грубыми ошибками, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимуму.

5.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной деятельности

5.3.1. Темы, перечень контрольных вопросов для проведения текущего контроля и/или промежуточной аттестации

№ темы п/п Тема, контрольные вопросы
3 семестр
1. Тема:История денежного обращения в первобытном мире.
1.1. Необходимость и происхождение денег. 1.2. Материальные носители древних денег. 1.3. Роль денег в древнем мире. 1.4. Роль золота в денежном обращении первобытного мира.  
2. Тема:История денежного обращения разных стран и народов.
2.1. История денежного обращения Древней Греции. 2.2. Деньги Древнего Рима. 2.3. История денег Китая.     8.03.04 Государственное и муниципальное управление
3. Тема:История денежного обращения Древней Руси.
3.1. Златник и сребреник Вл. Великого 11 века. 3.2. Денежная реформа Елены Глинской 16 века. 3.3. Гривна и ее роль в денежном обращении.   3.4. Московский рубль 13-14 веков.
4. Тема:История денежного обращения СССР.
4.1. Виды денег в СССР. 4.2. Денежные реформы СССР. 4.3. Фальсификации и подделки денег.  
     

5.3.2. Контрольные типовые задания для проведения промежуточной аттестации

5.3.2.1. Задания для проведения промежуточной аттестации должны соответствовать содержанию учебной дисциплины, представленному в п. 4, и определять степень сформированности компетенций по каждому результату обучения.

5.3.2.2. Задания для проведения промежуточной аттестации в форме зачета (зачета с дифференцированной оценкой) могут включать:

- вопросы (п.5.3.1.), требующие устного или письменного ответа;

- тесты, проводимые в письменной или электронной форме.

5.3.2.3. Задания (экзаменационные билеты) промежуточной аттестации в форме экзамена могут включать:

- вопросы, требующие устного или письменного ответа;

- практические задания/ задачи, требующие практического решения и ответа в письменной форме;

- тесты, проводимые в письменной или электронной форме.

№ п/п Задание
  3 семестр
1. Формируемые компетенции: ОК-2, 4, 5, 6 1. Происхождение денег в первобытном мире. 2.Роль золота в денежном обращении древних народов. 3. Задача (тема – история денежного обращения в первобытном мире).
2. Формируемые компетенции: ОК-2, 4, 5, 6 1. Деньги Древней Греции. 2. Деньги Древнего рима. 3. Задача (тема – история денежного обращения разных стран и народов).
3. Формируемые компетенции: ОК-2, 4, 5, 6 1. Златник и сребреник 11 века. 2. Денежная реформа Ел. Глинской 16 века. 3. Задача (тема – история денежного обращения Древней Руси).
4. Формируемые компетенции: ОК-2, 4, 5, 6 1. Виды денег в СССР. 2. Денежные реформы СССР и их роль в стабилизации денежного обращения. 3. Задача (тема – история денежного обращения СССР).

5.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Нормативно-методическое обеспечение системы оценки знаний, умений, навыков и/или опыта деятельности, характеризующих формирование компетенций, представлено в разделе 7 ОПОП.

Наши рекомендации