Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Права человека и правозащитная деятельность
Б1.В.ОД.3 Вариативная часть
Направление подготовки
40.03.01 (030900.62) – Юриспруденция (уровень бакалавриата)
Профиль подготовки
Уголовно-правовой, гражданско-правовой, государственно-правовой
Квалификация (степень) выпускника -
бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная
Разработчик (составитель): к.ю.н., доцент Тулупова Е.О. |
Уфа - 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы | |
2. | Место учебной дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы | |
3. | Объем учебной дисциплины (модуля) | |
4. 4.1. 4.2. 5. | Содержание дисциплины (модуля) Содержание дисциплины (модуля) для очной формы обучения Содержание дисциплины (модуля) для заочной формы обучения Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине | |
6. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) | |
7. | Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модулю) | |
8. | Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплины (модуля) | |
9. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) | |
10. | Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю) | |
11. | Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) |
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 (030900.62) «Юриспруденция» (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464, которыми должен обладать выпускник:
а) общекультурными компетенциями (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
б) профессиональными компетенциями (ПК):
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
Результаты освоения дисциплины:
Результаты обучения | Формируемая компетенция (с указанием кода) | Примечание | |
Знания | 1. социальную ценность прав человека; сущность и содержание прав человека; элементы механизма защиты прав человека; основные институты прав человека | -осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); -добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); -способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); | |
2.основные положения национального и международного законодательства в области прав человека | -способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); -способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); -готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); | ||
4. о проблеме нигилистического отношения к правам человека и правовым способам разрешения конфликтов | -имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); | ||
5. полномочия, структуры, порядок образования и деятельности правоохранительных органов РФ; их задачи и роль в механизме защиты прав человека. | -способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); | ||
6. о необходимости постоянного повышения профессионального уровня знаний и динамичности законодательства в области прав человека | -стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); | ||
Умения | 1.анализировать юридические факты и правовые отношения с точки зрения нарушения прав человека; | -способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); -способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); -способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10); -способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); -способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); | |
2.принимать правовые решения по защите прав человека в соответствии с международными нормами и законодательством РФ. | -способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); -способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); -владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); | ||
Владения (навыки / опыт деятельности) | 1. навыками поиска и работы с международными договорами, резолюциями ООН и документами иных международных организаций; навыками поиска и работы с национальными правовыми актами; разрешения коллизий между ними | -способен толковать различные правовые акты (ПК-15); -владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); | |
2.навыками анализа социально значимых проблем и процессов с точки зрения обеспечения прав человека; навыками разработки проектов нормативных правовых актов в сфере прав человека. | -способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16); | ||
Навыками публичного выступления в защиту нарушенных прав. | способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); | ||
Навыками работы в коллективе по решению различных ситуаций, связанных с правами человека | -обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); | ||
3.навыками составления правоприменительных и процессуальных документов (составлять жалобы в соответствующие международные организации, запросы и жалобы в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления) | -способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13); |
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б1.В.ОД.3 Вариативная часть» ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 (030900.62) «Юриспруденция» (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010г. № 464.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция: «Теория государства и права», «История отечественного государства и права».
Освоение дисциплины необходимо как предшествующее для изучения таких дисциплин, как «Муниципальное право», «Международное право», «Политические и правовые учения», «Гражданское право», «Гражданский процесс», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Уголовно-исполнительное право»,«Прокурорский надзор» и т.д.
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В целом общая трудоемкость дисциплины «Права человека и правозащитная деятельность» составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Итоговая форма контроля - зачет.
При очной форме обучения дисциплина преподается в 1 семестре. В этом случае аудиторная нагрузка составляет 38 часов, в том числе: лекций - 18 часов, практических занятий - 18 часов, КСР - 2 часа (всего контактных часов - 38 часов); самостоятельная работа студентов - 34 часа.
При заочной форме обучения дисциплина преподается во 2 семестре. В этом случае аудиторная нагрузка составляет 10 часов, в том числе: лекций - 2 часа, практических занятий - 6 часа, КСР - 2 часа, на зачет - 4 часа (всего контактных часов - 10 часов); самостоятельная работа студентов - 58 часов.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 4. 1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ по дисциплине Права человека и правозащитная деятельность
|
№ № | Тема и содержание | Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) | Количество часов аудиторной работы | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая обучающимся (номера из списка) | Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач | Количество часов самостоятельной работы | Формы контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, тесты и т.п.) |
1. | Текущий контроль: 1) опрос; 2) контрольная работа; 3) тестирование; 4)проверка конспектов научной литературы. Форма промежуточной аттестации – зачет | ||||||
Тема 1. Теория прав человека - понятие «права человека» с точки зрения различных правовых концепций - сущность, содержание и особенность прав человека и основных свобод - принципы прав человека - социальная ценность и юридическая сущность прав человека - история развития прав человека | лек/пз СРС | 1\2 | Основная литература: 1, 2, 3. Нпа:1: 9 Материалы практики: Дополнительная литература: 1,2,3 | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; | Текущий контроль: 1) опрос(в интерактивной форме); | ||
Тема 2. Глобализация и права человека. Международные стандарты в области прав человека - поводы и причины становления единых международных стандартов в сфере прав человека. - виды и формы глобализации в сфере прав человека - документы, входящие в Международный Билль прав человека - возможность использования международных актов в правоприменительной практике РФ -понятие и значение стандартов прав человека в современном мире и в развитии государства | лек/пз СРС | 1\2 | Основная литература: 1, 2, 3. Нпа:1: 3,6,7,8,1,2 Материалы практики: Дополнительная литература: 1,2 | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет. | Текущий контроль: 1) опрос; 2) тестирование; Контроль самостоятельной работы: 1) проверка конспекта | ||
Тема 3. Классификация прав человека -критерии классификации - содержание и структура гражданских прав; -содержание и структура политических прав; - содержание и структура экономических, -социальных и культурных прав; -абсолютные и относительные права; -права человека и гражданина; -процессуальные и материальные права; - классификация по времени возникновения и закрепления прав и т.д. | лек/пз СРС | 1\2 | Основная литература: 1, 2, 3. Нпа:1: 10,17, 1,2. Материалы практики: Дополнительная литература: 1,2,4 | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; | Текущий контроль: 1) опрос(в интерактивной форме); Рубежный контроль: контрольная работа Контроль самостоятельной работы: 1) проверка конспекта | ||
Тема 4. Понятие и субъекты правозащитной деятельности. Международный механизм защиты прав человека -Понятие механизма защиты прав человека; основные элементы и уровни механизма защиты прав человека. -Понятие механизма защиты, структура и основные элементы. Внутригосударственный и международный уровень защиты прав человека. -Роль ООн в защите прав человека. -Структура ООН: уставные органы. Роль, структура и компетенция. -Основные органы ООН по правам человека: Совет по правам человека. Конвенционные (органы, созданные для контроля за выполнением соглашений «договорные») органы в ООН. Роль, структура и полномочия. Общая характеристика документов, за исполнением которых они осуществляют контроль. -Порядок обращения в конвенционные органы с индивидуальными жалобами. Требования к жалобам и порядок их рассмотрения. -Специализированные учреждения ООН: МОТ, ВОЗ, ЮНИСЕФ и т.д. | лек/пз СРС | 2\2 | Основная литература: 1, 2, 3. Нпа:1:1,2, 15,16,19, Материалы практики: Дополнительная литература: 2,3,4 | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; | Текущий контроль: 1) опрос; Контроль самостоятельной работы: 1) проверка конспекта | ||
Тема 5. Региональный механизм защиты прав человека -Европейская система защиты прав человека и основных свобод. Совет Европы и Европейский Союз (история создания, структура, цели и задачи). -Европейские стандарты в области прав человека: Европейская Конвенция по защите прав человека и основных свобод (значение и общая характеристика. Контрольный механизм). Европейская Социальная Хартия (значение и общая характеристика. Контрольный механизм). Европейская конвенция против пыток (значение и общая характеристика. Контрольный механизм) и т.д. -Европейский суд по правам человека. Процедура подачи, условия приемлемости и этапы рассмотрения жалоб. Понятия исчерпанности и эффективности внутригосударственных способов защиты нарушенного права. Практика Европейского Суда по правам человека. Особенности рассмотрения жалоб, поступающих от российских граждан. -В рамках данной проблематики целесообразно также рассмотреть такие вопросы как: Межамериканская конвенция о правах человека; Африканская Хартия прав человека и народов; Исламская декларация прав человека; Арабская Хартия прав человека и т.д. | лек/пз СРС | 2\2 | Основная литература: 1, 2, 3. Нпа:1: 4,5 Материалы: практики:2-16,22-30 Дополнительная литература: 2 | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; | Текущий контроль: 1) опрос(в интерактивной форме); Контроль самостоятельной работы: 1) проверка конспекта | ||
Тема 6. Национальный механизм защиты -Российское законодательство о правах человека. Законодательство Республики Башкортостан о правах человека. Российское законодательство о правах человека и нормы международного права. -Президент РФ как гарант прав человека. -Административно-правовые (внесудебные) способы защиты прав человека. Обращение граждан в вышестоящую инстанцию. -Судебные способы защиты прав человека: право на доступ к правосудию. Конституционное правосудие в механизме защиты прав человека. Защита прав человека в Верховном Суде РФ (в судах субъектов РФ). Суды общей юрисдикции и мировые судьи. -Правозащитная функция прокуратуры. -Уполномоченный по правам человека в РФ. Порядок назначения, специфика деятельности и полномочия. История создания института омбудсмана в России. -Роль адвокатуры и неправительственных правозащитных организаций в защите прав человека. -НПО и государственные органы власти: формы взаимодействия в сфере защиты прав человека | лек/пз СРС | 2\4 | Основная литература: 1, 2, 3. Нпа:2: 1-12 Материалы практики: Дополнительная литература: 1,2,4 | 1. изучение вопросов содержания темы; 2.конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; | Текущий контроль: 1) опрос; Контроль самостоятельной работы: 1) проверка конспекта | ||
Тема 7. Право на жизнь и личную неприкосновенность. Запрет пыток -Жизнь человека – как неотъемлемое естественное право и объект правовой охраны. -История законодательного закрепления права на жизнь. Широкий и узкий подход к пониманию права на жизнь. Права человека, обеспечивающие жизнь и ценность человеческой личности. Абсолютность права на жизнь. Элементы права на жизнь. -Международные стандарты о праве на жизнь. Право на жизнь в национальном законодательстве Российской Федерации. -Проблема законодательного определения начала и окончания права на жизнь в юридической доктрине и законодательтсве. Репродуктивные права. -Право человека на свободное распоряжение жизнью. Проблема эвтаназии и сметной казни. Право на жизнь нерожденного ребенка. Позитивный характер права на жизнь. -Практика Европейского суда по правам человека по ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. - Право на личную неприкосновенность. Понятие и элементы права. Практика Европейского суда по защите данного права. - Запрет пыток, бесчеловечного, унижающего человеческое достоинство обращения. Понятие и элементы права. Ст. 3 Европейской конвенции и ее толкование в практике Европейского суда. | лек/пз СРС | 2\2 | Основная литература: 1, 2, 3. Нпа: Материалы практики: Дополнительная литература: 1,2 | 1. изучение вопросов содержания темы 2.конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; | Текущий контроль: 1) опрос(в интерактивной форме); Контроль самостоятельной работы: 1) проверка конспекта | ||
Тема 8. Право на свободу совести и вероисповедания -Понятие и элементы права на свободу совести и вероисповедания. - Международные стандарты в области свободы совести и вероисповедания. - Особенности закрепления и гарантирования данной свободы в законодательстве Российской Федерации. - Европейский суд по правам человека о свободе совести и вероисповедания. | лек/пз СРС | 2\2 | Основная литература: 1, 2, 3. Нпа: Материалы практики: Дополнительная литература: 3 | 1. изучение вопросов содержания темы; 2.конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; | Текущий контроль: 1) опрос; Контроль самостоятельной работы: 1) проверка конспекта | ||
Тема 9. Право на доступ к правосудию и квалифицированную юридическую помощь - Развитие идей о доступности правосудия. -Понятие и элементы права на доступ к правосудию. Соотношение права на доступ к правосудию и судебную защиту. -Европейский суд по правам человека о праве на доступ к правосудию (ст. 6 Европейской конвенции). Практика Конституционного суда РФ. -Факторы, мешающие осуществлению правосудия и достижению справедливого, состязательного и открытого процесса. -Обеспечение прав человека и гражданских свобод в уголовном, гражданском, арбитражном, конституционном и административном судопроизводстве. -Конституционное право на юридическую помощь. Квалифицированная юридическая помощь: понятие, содержание. -Международные стандарты о праве на юридическую помощь. -Оказание бесплатной юридической помощи населению. - Функция оказания юридической помощи в деятельности прокуратуры, Уполномоченного по правам человека и т.д. Оказание юридической помощи населению нотариатом. Обеспечение квалифицированной юридической помощи как главная публично-правовая функция адвокатуры. -Европейский суд по правам человека о праве на квалифицированную юридическую помощь. Практика Конституционного суда РФ. | лек/пз СРС | 1\2 | Основная литература: 1, 2, 3. Нпа: Материалы практики: Дополнительная литература: 1 | 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; | Текущий контроль: 1) опрос(в интерактивной форме); 2) тестирование Контроль самостоятельной работы обучающихся: - проверка конспектов научной литературы |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
по дисциплине Права человека и правозащитная деятельность
Рабочую программу осуществляют: Лекции: доцент Тулупова Е.О. Практические занятия: доцент Тулупова Е.О. | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 2 Учебных часов - 72 лекций - 2, практических занятий - 6 КСР -2 самостоятельная работа студентов - 58 |
№ | Тема и содержание | Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) | Количество часов аудиторной работы | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая обучающимся (номера из списка) | Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач | Количество часов самостоятельной работы | Формы контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, тесты и т.п.) |
Текущий контроль: 1) опрос; 2) контрольная работа; 3) тестирование; 4) проверка конспектов научной литературы. Форма промежуточной аттестации – зачет | |||||||
Тема 1. Теория прав человека - понятие «права человека» с точки зрения различных правовых концепций - сущность, содержание и особенность прав человека и основных свобод - принципы прав человека - социальная ценность и юридическая сущность прав человека - история развития прав человека | лек/пз СРС | 1\0,5 | Основная литература: 1, 2, 3. Нпа:1: 9 Материалы практики: Дополнительная литература: 1,2,3 | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; | Текущий контроль: 1) опрос (в интерактивной форме); Контроль самостоятельной работы: 1) проверка конспекта | ||
Тема 2. Глобализация и права человека. Международные стандарты в области прав человека - поводы и причины становления единых международных стандартов в сфере прав человека. - виды и формы глобализации в сфере прав человека - документы, входящие в Международный Билль прав человека - возможность использования международных актов в правоприменительной практике РФ -понятие и значение стандартов прав человека в современном мире и в развитии государства | лек/пз СРС | 1\0,5 | Основная литература: 1, 2, 3. Нпа:1: 3,6,7,8,1,2 Материалы практики: Дополнительная литература: 1,2 | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет. | Текущий контроль: 1) опрос; Контроль самостоятельной работы: 1) проверка конспекта | ||
Тема 3. Классификация прав человека -критерии классификации - содержание и структура гражданских прав; -содержание и структура политических прав; - содержание и структура экономических, -социальных и культурных прав; -абсолютные и относительные права; -права человека и гражданина; -процессуальные и материальные права; - классификация по времени возникновения и закрепления прав и т.д. | лек/пз СРС | 1\1 | Основная литература: 1, 2, 3. Нпа:1: 10,17, 1,2. Материалы практики: Дополнительная литература: 1,2,4 | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; | Текущий контроль: 1) опрос(в интерактивной форме); 2) контрольная работа; | ||
Тема 4. Понятие и субъекты правозащитной деятельности. Международный механизм защиты прав человека -Понятие механизма защиты прав человека; основные элементы и уровни механизма защиты прав человека. -Понятие механизма защиты, структура и основные элементы. Внутригосударственный и международный уровень защиты прав человека. -Роль ООн в защите прав человека. -Структура ООН: уставные органы. Роль, структура и компетенция. -Основные органы ООН по правам человека: Совет по правам человека. Конвенционные (органы, созданные для контроля за выполнением соглашений «договорные») органы в ООН. Роль, структура и полномочия. Общая характеристика документов, за исполнением которых они осуществляют контроль. -Порядок обращения в конвенционные органы с индивидуальными жалобами. Требования к жалобам и порядок их рассмотрения. -Специализированные учреждения ООН: МОТ, ВОЗ, ЮНИСЕФ и т.д. | лек/пз СРС | 0,5\1 | Основная литература: 1, 2, 3. Нпа:1:1,2, 15,16,19, Материалы практики: Дополнительная литература: 2,3,4 | 1. изучение вопросов содержания темы; | Текущий контроль: 1) опрос; Контроль самостоятельной работы: 1)проверка конспекта | ||
Тема 5. Региональный механизм защиты прав человека -Европейская система защиты прав человека и основных свобод. Совет Европы и Европейский Союз (история создания, структура, цели и задачи). -Европейские стандарты в области прав человека: Европейская Конвенция по защите прав человека и основных свобод (значение и общая характеристика. Контрольный механизм). Европейская Социальная Хартия (значение и общая характеристика. Контрольный механизм). Европейская конвенция против пыток (значение и общая характеристика. Контрольный механизм) и т.д. -Европейский суд по правам человека. Процедура подачи, условия приемлемости и этапы рассмотрения жалоб. Понятия исчерпанности и эффективности внутригосударственных способов защиты нарушенного права. Практика Европейского Суда по правам человека. Особенности рассмотрения жалоб, поступающих от российских граждан. -В рамках данной проблематики целесообразно также рассмотреть такие вопросы как: Межамериканская конвенция о правах человека; Африканская Хартия прав человека и народов; Исламская декларация прав человека; Арабская Хартия прав человека и т.д. | лек/пз СРС | 0,5\1 | Основная литература: 1, 2, 3. Нпа:1: 4,5 Материалы: практики:2-16,22-30 Дополнительная литература: 2 | 1. изучение вопросов содержания темы; | Текущий контроль: 1) опрос(в интерактивной форме); 2) тестирование; | ||
Тема 6. Национальный механизм защиты -Российское законодательство о правах человека. Законодательство Республики Башкортостан о правах человека. Российское законодательство о правах человека и нормы международного права. -Президент РФ как гарант прав человека. -Административно-правовые (внесудебные) способы защиты прав человека. Обращение граждан в вышестоящую инстанцию. -Судебные способы защиты прав человека: право на доступ к правосудию. Конституционное правосудие в механизме защиты прав человека. Защита прав человека в Верховном Суде РФ (в судах субъектов РФ). Суды общей юрисдикции и мировые судьи. -Правозащитная функция прокуратуры. -Уполномоченный по правам человека в РФ. Порядок назначения, специфика деятельности и полномочия. История создания института омбудсмана в России. -Роль адвокатуры и неправительственных правозащитных организаций в защите прав человека. -НПО и государственные органы власти: формы взаимодействия в сфере защиты прав человека. | лек/пз СРС | -\- | Основная литература: 1, 2, 3. Нпа:2: 1-12 Материалы практики: Дополнительная литература: 1,2,4 | 1. изучение вопросов содержания темы; | |||
Тема 7. Право на жизнь и личную неприкосновенность. Запрет пыток -Жизнь человека – как неотъемлемое естественное право и объект правовой охраны. -История законодательного закрепления права на жизнь. Широкий и узкий подход к пониманию права на жизнь. Права человека, обеспечивающие жизнь и ценность человеческой личности. Абсолютность права на жизнь. Элементы права на жизнь. -Международные стандарты о праве на жизнь. Право на жизнь в национальном законодательстве Российской Федерации. -Проблема законодательного определения начала и окончания права на жизнь в юридической доктрине и законодательтсве. Репродуктивные права. -Право человека на свободное распоряжение жизнью. Проблема эвтаназии и сметной казни. Право на жизнь нерожденного ребенка. Позитивный характер права на жизнь. -Практика Европейского суда по правам человека по ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. - Право на личную неприкосновенность. Понятие и элементы права. Практика Европейского суда по защите данного права. - Запрет пыток, бесчеловечного, унижающего человеческое достоинство обращения. Понятие и элементы права. Ст. 3 Европейской конвенции и ее толкование в практике Европейского суда. | лек/пз СРС | -\- | Основная литература: 1, 2, 3. Нпа: Материалы практики: Дополнительная литература: 1,2 | 1. изучение вопросов содержания темы | |||
Тема 8. Право на свободу совести и вероисповедания -Понятие и элементы права на свободу совести и вероисповедания. - Международные стандарты в области свободы совести и вероисповедания. - Особенности закрепления и гарантирования данной свободы в законодательстве Российской Федерации. - Европейский суд по правам человека о свободе совести и вероисповедания. | лек/пз СРС | -\- | Основная литература: 1, 2, 3. Нпа: Материалы практики: Дополнительная литература: 3 | 1. изучение вопросов содержания темы; | |||
Тема 9. Право на доступ к правосудию и квалифицированную юридическую помощь - Развитие идей о доступности правосудия. -Понятие и элементы права на доступ к правосудию. Соотношение права на доступ к правосудию и судебную защиту. -Европейский суд по правам человека о праве на доступ к правосудию (ст. 6 Европейской конвенции). Практика Конституционного суда РФ. -Факторы, мешающие осуществлению правосудия и достижению справедливого, состязательного и открытого процесса. -Обеспечение прав человека и гражданских свобод в уголовном, гражданском, арбитражном, конституционном и административном судопроизводстве. -Конституционное право на юридическую помощь. Квалифицированная юридическая помощь: понятие, содержание. -Международные стандарты о праве на юридическую помощь. -Оказание бесплатной юридической помощи населению. - Функция оказания юридической помощи в деятельности прокуратуры, Уполномоченного по правам человека и т.д. Оказание юридической помощи населению нотариатом. Обеспечение квалифицированной юридической помощи как главная публично-правовая функция адвокатуры. -Европейский суд по правам человека о праве на квалифицированную юридическую помощь. Практика Конституционного суда РФ. | лек/пз СРС | -\- | Основная литература: 1, 2, 3. Нпа: Материалы практики: Дополнительная литература: 1 | 1. изучение вопросов содержания темы; |